Живопись

Что такое Живопись? Значение слова «Живопись» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Значение «Живопись» в словарях

Живопись

Психологическая энциклопедия
(Painting; Malerei) - в анализе или самоанализе передача внутренних образов и представлений в изобразительной форме.Образы и представления могут возникать из сновидений, грез, активного воображения, видений или различных фантазий. С самого начала своей деятельности Юнг стал делать живописные и скульптурные работы, продолжая эти занятия на протяжении всей жизни. Он также побуждал к этому и своих многочисленных пациентов и интерпретировал ряд изобразительных работ в своих статьях (см., в частности, CW 9i; CW 13).В комментариях относительно психологической ценности такого рода живописи Юнг особое внимание уделял как процессу, так и результату. Картина или скульптура занимает промежуточное положение между пациентом и его проблемой. Создавая тот или иной творческий продукт, человек достигает определенной дистанции относительно своего психического состояния. Для пациента с каким-либо расстройством - невротического или психотического характера - непостижимый и неуправляемый хаос объективируется живописным путем. Изображая свою фантазию, человек встает на путь психологического освобождения, он продолжает представлять или осязать образы своих фантазий, грез или сновидений еще более полно и детально. И здесь человек не просто изображает свое видение или сон, но создает исходя из этого видения или сна. Следовательно, сознательноепсихическое получает возможность - счастливую - взаимодействовать с тем, что прорывается из бессознательного.ЗЛО (Evil; Bose) - нормативно-оценочная категория морального сознания (противоположная добру), обозначающая нравственно-отрицательное и предосудительное.Юнг относился к злу прагматически, подходя к нему с позиций эмпиризма. Как психотерапевт он считал, что в первую очередь следует заниматься субъективным суждением человека о том, что есть зло (добро). То, что однажды может проявиться как зло, на более высоком уровне сознания может выступить в качестве источника добра."В конце концов, нет такого добра, которое не может принести зло, и такого зла, которое не сможет вызвать добро (CW 12, par. 36. К. Г. Юнг. Психология и алхимия. Киев. 1997; пар. 36. Далее ПА)."Добро и зло суть принципы, и следует думать, что простираются они много выше и дальше нашего существования. Говоря о добре и зле, мы ведем конкретный разговор о сущности, глубочайшие качества которой нам на самом деле неизвестны. Если нечто переживается как злое и греховное, то переживание это зависит от субъективного суждения, равно как мера и тяжесть греха" (CW 10, par. 846)"Мнить, будто нам [психотерапевтам] всегда доступно суждение о добре и зле для пациента, было бы заносчивостью. Что-то для него является злом, но все же он творит его и испытывает муки совести. Но для данного человека - глядя и терапевтически, и эмпирически, - это может обернуться и великим благом. Возможно, он должен пережить зло, претерпеть его власть над собой, ибо лишь так он окажется способен, наконец, преодолеть собственное фарисейство по отношению к другим людям. Быть может, ему надлежит получить щелчок по носу от судьбы, бессознательного. Бога - называйте это как хотите - надлежит свалиться в грязь, поскольку лишь такое сильное переживание может "подтолкнуть" его, хотя бы на один шаг вывести из инфантилизма, сделать более зрелым" (там же, par. 851).
Подробнее

Живопись

Философский словарь
вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости с применением красок и цветных материалов. Система цветовых сочетаний (колорит) позволяет передавать тончайшие нюансы действительности, а в целом изобразительные средства и приемы помогают «вырваться» из рамок двухмерной плоскости стены, холста, бумаги и показать жизнь в движении, развитии. Передавая колористическое богатство окружающего мира, его пространственность, объемность и материальность, живопись использует такие изобразительные средства, как цвет, линия, светотень (закономерные градации светлого и темного), композиционные принципы и т. д. В зависимости от назначения живопись подразделяют на станковую, монументальную и декоративную. Станковая живопись не имеет прямого утилитарного назначения; декоративная живопись зависит от основных особенностей предметно-пространственной среды, от того, где ее используют (на тканях, на мебели, на посуде и т. д.); монументальная живопись по форме близка к декоративной, но имеет более самостоятельное значение, так как «стремится» выйти на широкие архитектурные плоскости; она отличается высокой степенью обобщения, весомостью идей, крупными размерами. Основные разновидности живописной техники: масляная живопись, акварель, гуашь, темпера, пастель, фреска, мозаика и др.
Подробнее