Социологический словарь: Утопия

(греч. u - не, нет и topos - место) - неологизм англ. писателя и государ, деятеля Т. Мора, допускающий двойную интерпретацию первого из греч. корней и, т. е. нет, либо ей, т. е. благо. В сочетании со вторым слогом topos (место) он, т. обр., означает либо "Нигдейя", либо "Блаженная страна". Двойственность усиливается композицией написанного на латыни сочинения Мора (1516), где рассказ "вожатого" о прекрасной жизни на острове  обрамлен перепиской автора с друзьями, в к-рой высмеиваются те, кто поверил в реальность Утопии. Социологич. история  У. начинается в XVII в. с появлением рядом с рассказами о путешествиях в идеальные об-ва трактатов, обосновывающих возможность и необходимость таких об-в. Связывание философии истории с ключевой идеей прогресса  превратило У. в лабораторию соц., эко-номич. и правовых идей. С конца XVIII в. фокусом утопич. фантазий становится не место, а время,  в основном будущее. Большинство современных исследователей считают утопизм  универсальным свойством сознания, однако существует т. зр., что утопизм - это болезненная реакция  на слишком глубокий разрыв между потребностями и средствами их удовлетворения. Первая интерпретация  У. в категориях  социологии знания принадлежит Ман-нгейму, определившему У. как процесс  мышления, продуцируемый символами и идеями, и отделившему ее от идеологии по критерию отношения к реальности - критическому в У., апологетическому в идеологии. Социологич. подход  к У. предполагает дифференциацию идеалов. Народные мечты о "молочных реках - кисельных берегах"; буколики и аркадии; "тысячелетние царства" праведных; теократии идеальных правителей - идеалы,  в то время как У. - об-во с идеальной организацией, контролирующей несовершенных людей. От политич. программы У. отделяет вера  в вечность раз отлаженного механизма, а от футурологии - отсутствие конкретных временных расчетов. В современной социологии принята схема  типологич. анализа  У., разработанная Л. Мамфордом: 1) по соц.-классовому признаку (напр.. феодальная, крестьянская); 2) по содержанию (напр., архитектурная, феминистская); 3) по форме (напр., роман, трактат); 4) по способу реализации (напр., бегство от мира или его переделка). Существуют, кроме того, и др. схемы, напр, представление о трех видах У.: нар. (Леденцовая Гора), литературно-теоретич. (Город  Солнца), официальной ("амер. мечта"). Общим для всех видов и типов У. является не стремление к равенству - в клас-сич. У. неравенство  допускается (Мор, К. А. Сен-Симон, У. Моррис) и даже защищается (Платон,  Ш. Фурье, Г. Уэллс), - а принцип  физич. и духовной удовлетворенности индивида,  к-рый предполагает обществ. изобилие, достигаемое за счет всеобщего труда,  успехов техники, опрощения жизни, перераспределения собственности (в радикальном варианте - через передачу ее гос-ву, коммуне, кооперативу; в реформистском - через ограничение и контроль) . Новейший вариант современной У. - полиутопия (термин  Р. Нозика) - проект  системы об-в и общин с различн. устройствами: от ком-мунистич. до капиталистич. Наряду с плюрализмом в современной У. сильны космологич. и эку-менич. тенденции (последние - с акцентом на неевропейский духовный опыт). Угроза ядерной и экологич. катастрофы способствовала распространению представлений о том, что человечество может выжить, лишь реализовав на практике идеалы соц. гармонии. В этом контексте  резко изменилась и временная перспектива  реализации идеала - неопределенное будущее заменяется конкретной датой - нач. третьего тысячелетия (проекты Брауна, М. Мид, Б. Скин-нера, Э. Фромма и др.). Лит.: Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание  в США. М., 1972; Чаликова В.А. Будущее сквозь призму утопии//Современные буржуазные теории общественного развития. М., 1985. С. 74-121; Mannheim К. Ideology and Utopia. L., N.Y., 1936; Manuel F.U., Manuel F.P. Utopian thought in the western world. Camb. (Mass.), 1979. B.A. Чаликова. Социологический словарь

Значение «Утопия»: В следующем словареВо всех словарях

Слова близкие по значению