Социологический словарь: Секуляризация

(от позднелат. saecularis - мирской, светский)  - десакрализация ( Сакрализация) , процесс  уменьшения влияния религии на реализацию общественных и частных отношений, потеря религией своих позиций в культуре и обществе. Процесс С. означает полную или частичную независимость  от опеки религии и церкви и может характеризоваться следующими аспектами: экономическим (отторжение церковной собственности в пользу государства или частного лица), политическим (светское государство) , культурными (светские искусство,  образование,  нормы  быта). Признаками С. служат: когнитивная автономизация,  т.е. отход церковных понятий, норм и ценностей от их религиозной первоосновы (христианская любовь трансформируется в светский гуманизм) ; встраивание религиозных представлений и логики в более широкую мировоззренческую систему в качестве вспомогательного элемента  или полное их выпадение из господствующего мировоззрения; превращение религии в один из социальных институтов наряду с другими, т.е. потеря религией статуса  центрального элемента социальной системы. Природа и значение  С. всегда выступали в философии и социологии религии предметом дискуссий. В доктринах французских просветителей-материалистов, а также О. Конта , К. Маркса , Б. Рассела, Э. Фромма , Ж.-П. Сартра, Т.О. Диа и др. С. предстает как естественный процесс "старения" религии, как следствие необратимого развития человеческого духа "от мифа к логосу": С. ведет к отмиранию религии, которую успешно замещает наука  и светская этика,  помогающие эффективно решать современные проблемы. Противоположная точка зрения - Т. Парсонс , П. Бергер и религиозные философы - утверждает, что понимание  С. как линейного процесса вытеснения религии неверно: С. ведет не к упадку религии, а к видоизменению ее роли в современной культуре: сегодня религия  уходит из общества в человека  - религия в светской культуре выбирается добровольно, и это повышает ее значение для личности. Западная цивилизация  выросла на религиозной почве, и ничто не изменит этого "врожденного признака". Все положительные черты С. не могут покрыть ее ущербности - С. лишила религию ее важнейших социальных функций: ранее религия освящала и наделяла безусловным смыслом устои общественной и личной жизни, давала объединяющую идею, ценности;  С. же постулирует, что нет ничего абсолютного, и это ведет к утрате смыслов и дезинтеграции как личности (внутреннего мира человека), так и общества (социальных институтов, морали). В европейской культуре процесс С. как широкомасштабное явление появляется в 15-16 вв. Его наиболее значимые этапы: Возрождение (акцент на посюсторонний мир, светское искусство, антропоцентризм как идеология  культуры); Реформация (разграничение светской и духовной власти), французское Просвещение  (закрепление начатой в 17 в. С. научной и общественной мысли) и период буржуазных революций (светское государство, принцип  свободы совести). С. является характерным признаком современного общества. К причинам  С. как признака современной западной культуры следует отнести: 1) светские политические режимы: отделение  церкви от государства, школы от церкви, уравнивание в правах  верующих и неверующих (и иноверцев); 2) развитие  науки как альтернативной религии объяснительной схемы, вытесняющей сферу сверхъестественного из сознания человека; 3) урбанизацию как процесс выпадения человека из-под власти природных условий, как фактор  изменения ритма жизни; 4) модернизацию и аккультурацию религии, т.е. своеобразное осовременивание традиционных религий через упрощение вероучения и культа,  компромиссы  со стороны церкви по спорным вопросам, коммерциализацию религиозных праздников и т.п.; 5) переход некоторых социальных функций религии к другим социальным институтам, падение значимости этих функций в исполнении религиозных институтов. Д.К. Безнюк Социологический словарь

Значение «Секуляризация»: В следующем словареВо всех словарях

Слова близкие по значению