Социологический словарь: Позитивизм

(positivism) - 1. Доктрина, сформулированная Контом, согласно которой только истинное знание  является научным, то есть способным описывать и объяснять сосуществование, а также последовательность наблюдаемых явлений: и физических, и социальных.  Конта имел два измерения: методологическое (как указано выше) и социальное  и политическое, поскольку положительное знание социальных явлений позволяет по-новому научно обосновать вмешательство в политику и целый ряд дел, преобразующих социальную жизнь.  2. (Логический позитивизм)  – точка зрения группы философов 1920-1930-х гг., известной под названием "Венский кружок" , чьи идеи отчасти были основаны на теории Конта, но уменьшали его позитивизм за счет более надежной логической основы. Главная доктрина "Венского кружка" - принцип верификации  - заключается в том, что единственное валидное знание - знание, проверенное чувственным опытом, то есть ожидалось, что научное знание в конечном счете найдет формулировку в логически взаимосвязанных общих суждениях, основанных на утверждениях о "базовых фактах", зафиксированных в строго сформулированном языке  "чувственных данных". Некоторые, но не все, члены "Венского кружка" воспользовались также проектом Конта для перенесения методов технических наук на социальную. 3. Социологический подход,  оперирующий общим предположением о возможности привнести методы  технических наук (например, измерение,  выявление общих законов и т.д.) в социальные. 4. (В уничижительном смысле) социологический подход, ошибочно стремящийся подражать методологии технических наук. Остановившись на термине  "позитивизм", Конт выразил намерение отказаться от доверия к более ранним религиозным или спекулятивным метафизическим основам "знания" (см. Закон трех стадий) . Однако он расценивал научное знание как "относительное", а не абсолютное. Последнее было и всегда будет недостижимым. Социальная и политическая программа  Конта предусматривала новый консенсус  по социальным проблемам  и реорганизацию общества на началах, предложенных новой наукой - социологией. Для социологов отводились роли в правительстве, образовании и в учреждении новой "религии человечества". Будучи скорее "школьным", чем индивидуальным творчеством, методология  логического позитивизма более разнообразна по сравнению с Контом и в решающих моментах расходится с его представлением. В сфере этики, например, логические позитивисты часто ассоциировались с доктриной, проводившей резкое различие  между "фактами" (которые верифицируемы) и "ценностями" (которые не верифицируемы). Хотя большинство таких философов утверждало, что от науки, в том числе социальной, можно ожидать более достоверного знания, позволяющего достигать желаемых целей, они, как правило,  не принимали способность науки решать ценные вопросы - скорее "должные", чем те, что "есть" утверждения (см. также Различие между истиной и ценностью) . Среди современных социологов не находят сильной поддержки ни аспекты методологических принципов Конта, ни его социальная и политическая программа. Попытки логических позитивистов выработать более строгую формулировку позитивизма и "науки", доказывающую свою жизнеспособность, также не увенчались успехом. В методологическом отношении центральная проблема позитивизма возникает из так называемой "проблемы эмпиризма" : отсутствия какой-либо окончательной основы для "верификации" в "индуктивной логике" (см. Индукция и индуктивная логика;  Эмпиризм). Другой  убедительный пункт критики - так называемый "парадокс позитивизма" - состоит в том, что принцип  верификации сам не поддается проверке. В последние годы новые подходы в философии и истории науки (см. Наука;  Научная парадигма)  подвергли сомнению идею о единственной философской основе для науки, критикуется за измену своей собственной концепции научного знания как "относительного" знания, а также за догматизм в отношении "научного метода". См. также Фальсификационизм.  Если вышеупомянутые трудности применимы к позитивизму в отношении технической науки, другие проблемы возникают в области социологии. Дело в том, что социологический позитивизм не имел успеха в достижении ни ожидаемой унификации социологического знания, ни консенсуса по схемам  социальной и политической реконструкции. Для некоторых социологов эта неудача указывает на необходимость заниматься социологией с иной, нежели традиционно "научной" точки зрения - см. Значимая Социология;  Verstehen  (прил.). " в социальной теории и исследовании" К. Браянта (1985) дает доступный краткий обзор  проблем вокруг позитивизма в социологии. Социологический словарь

Значение «Позитивизм»: В следующем словареВо всех словарях

Слова близкие по значению