Социологический словарь: Община И Общество

- противопоставление общины  и об-ва как двух типов соц. устройства. Понятия общины и об-ва Ф. Теннис положил в основу своей "чистой" социологии, исследующей типы идеальные (см.). Социальность  он рассматривал как взаимодействие  воль, в ходе к-рого происходит их взаимоутверждение. Если возникающее отношение  является "органическим", можно, по Теннису, говорить об общине. Община  отличается единством "сущностной воли". Воля  индивидов в общине может быть разумной, но не рациональной: здесь главную роль  играет эмоциональное отношение, такое, как отношение матери к детям, братьев и сестер между собой, мужа и жены. Наряду с кровным родством  к общинным связям относятся соседство и дружба.  В противоположность общине для об-ва характерна "механическая" связь, отношения в об-ве построены на рациональном расчете. В отличие от общины в об-ве царят целе-рациональная - "избирательная" воля и, след., произвол. Согласно Теннису, в реальности оба идеальных типа не встречаются, но можно зафиксировать, что развитие  идет от соц. образований с преобладанием  "общины" к образованиям с преобладанием "об-ва". Дихотомия  "община - об-во" играла заметную роль в социологии первой половины XX в. В Германии в духе такого противопоставления разрабатывал свою версию социологии А. Фиркант, считавший, что об-во - это разрыхление и ослабление общинных форм связи. Для Т. Гайгера община и об-во различаются как "внутренний" и "внешний" аспекты соц. связи - единение в сознании и единение через порядок. По Гайгеру, община и об-во - это ограничивающие друг друга коррелятивные структурные существенно необходимые для каждой соц. группы. Различение общины и об-ва, правда с диаметрально противоположным, чем у нем. социологов, ценностным знаком, воспроизводится Э. Дюркгеймом как различение солидарности механической и органической (см.), где - в противоположность Теннису - характеристику "механическая" получает солидарность  общинно-родового типа. В США дихотомия общины и об-ва оказала влияние  на категориальный  аппарат школы чикагской (см.). У Т. Парсонса в его схеме "структурных переменных", т. е. дилемм, к-рые тем или иным образом решаются лицами, действующими в соц. системе, в каждой паре соотнесенных понятий можно найти черты общины и об-ва (напр., универсализм  - партикуляризм) . В современной социологии дихотомия общины и об-ва воспроизводится в связи с различением "традиционного" и "современного" об-ва, свое место она занимает в социологич. концепциях  "модернизации" слаборазвитых стран. Лит.: Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория  в ее преемственности и изменении. М., 1961; Tonnies F. Gemeinschaft und Gesellschaft.  Lpz., 1887. Ю.Н. Давыдов, А.Ф. Филиппов. Социологический словарь

Значение «Община И Общество»: В следующем словареВо всех словарях

Слова близкие по значению