Социологический словарь: Общество

- понятие,  фиксирующее предмет социальной философии : в качестве базисной категориальной структуры фундирует собою концепции, развивающиеся в русле социального реализма;  в традиции  историцизма,  фокусирующей внимание на истории как истории духа и на имманентных индивидуальных импульсах совершения человеком того или иного поступка, а не на интегральных (со стороны О. как общего) детерминантах, практически не употребляется. В социальном реализме определяется - в широком смысле - как выделившееся из природы системное образование,  представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей и групп, отдельных индивидов; в узком смысле под О. нередко понимается исторически конкретный тип социальной системы (например, индустриальное О.) или отдельный социальный  организм (например, японское О.). О. - основополагающая категория  философии и социологии. Философско-теоретический анализ  О. возможен только на базе исследования его идеальной модели. Выявить внутреннюю необходимость реального процесса  можно, лишь освободив ее от конкретно-исторической формы, представив процесс в "чистом виде", в логической форме ( Идеальный тип,  Идеальных типов метод) . Теоретический анализ О. предполагает рассмотрение его в качестве целостного организма, части которого не только влияют друг на друга, но и находятся в соподчинении. Поисками оснований исторического процесса занимались все философские системы с древнейших времен, продуцируя определенное видение и те или иные методологические установки для частных социальных наук. В истории социальной философии и социологии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации О.: 1) взгляды мыслителей органической школы в социологии, возникшей в конце 19 - начале 20 вв. Ее представители (П.Ф. Лилиенфельд, А. Шеффле, Р. Вормс, А. Эспинас) отождествляли О. с организмом и пытались объяснить социальную жизнь  биологическими закономерностями. Сравнение  О. с организмом проводилось многими мыслителями (Платон,  Гоббс, Спенсер), однако они не считали их тождественными. Представители же органической школы обнаруживали прямой изоморфизм между О. и организмом, в котором роль  кровообращения выполняет торговля, функции головного мозга - правительство и т.п. В 20 в. концепция  органической школы утратила популярность; 2) концепция О. как продукта  произвольного соглашения индивидов; 3) антропологический принцип  рассмотрения О. и человека  как части природы (Б. Спиноза, Д. Дидро, П. Гольбах и др.). Достойным существования признавалось лишь О., соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование  философской антропологии дано М. Шелером , где категория "человек" конституируется в качестве антитезы "О." и "природе"; 4) теория социального действия,  возникшая в 1920-е (М. Вебер - , Знанецкий - и др.), фундируется идеей, согласно которой в основе социальных отношений лежит установление "смысла" (понимание)  намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми - осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие  актора было адекватно понято другими участниками социального отношения; 5) функционалистский подход  к О. (Т. Парсонс - , Р. Мертон - и др.; Структурно-функциональный анализ) . О. рассматривается в философской традиции в контексте  его взаимодействия как с природой ( Техника,  Экология) , так и с индивидом как личностью.  При характеристике О. необходимо учитывать не только процессы функционирования, но и развития социальных систем, ибо эволюция  О. может быть рассмотрена как негаэнтропийный процесс, ведущий к повышению уровня организации. Функционирование и развитие  социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное  наследование  ( История,  Культура,  Норма,  Традиция,  Цивилизация) . В.Г. Изох Социологический словарь

Значение «Общество»: В следующем словареВо всех словарях

Слова близкие по значению