Социологический словарь: Наука

(science) — 1. (Самый общий смысл) систематическое изучение физических или социальных явлений. 2. (Более узкий смысл) изучение физических и социальных явлений путем наблюдений, экспериментов, классификации и поиск универсальных общих законов и объяснений. 3. определенная отрасль знания в каком-либо из вышеупомянутых значений (например, социальная наука)  (ср. Идеология;  Магия;  Религия) . Споры о значении 2 концентрируются на степени необходимости или возможности достижения строгого определения "науки", а также на том, пригодно ли оно в одинаковой степени к физическим и социальным наукам,  ибо последним свойственно учитывать выбор человека  и социальную деятельность.  Эти споры возросли в последнее время  в результате критических нападок на обычную философию знания и науки. Проблемы в основном вызвали работы КУНА (1962). В них наука рассматривается как продукт  множества подходов многочисленных групп и школ (см. Научная парадигма)  без какой-либо единой совокупности процедур или четких критериев, позволяющих разграничить науки в целом. Ни позитивизм,  ни фальсификационизм,  два главных течения в обеспечении "критериев демаркации" науки, сегодня не находят безусловной поддержки (см. также Модель  сопроводительного закона;  Научный реализм) . Широко распространено следующее представление: наука теперь — не столько отдельная чистая форма,  сколько сложный процесс  социального производства, работа  на основе предшествующего знания и преобразования его, но без единого научного метода  или прямого различия между наукой в смысле 2 и другими форма и знания. — социально обусловленное явление, возникающее в таком контексте,  в котором культурные ценности  и интересы  Ученых, а также более широких слоев всегда оказывают потенциальное влияние  на процесс познания (см. также Социология науки;  Социология познания;  Объективность) . Некоторые исследователи утверждают, что лишь прочная ныне системологическая позиция  призвана признать неизбежную относительность научного познания (см. Эпистемология;  Релятивизм) . Однако возможно возвращение к общим философским критериям для выявления "истинности" гипотез и теорий. Например, Хабермас (1970) и Фейерабенд (1978) предлагают "консенсус"  или неограниченную дискурсивную модель условий познания. То есть поиск истины является требованием условий, способствующих "открытому дискурсу"  по любому обоснованию, предлагаемому в поддержку частных гипотез, с целью  достижения "гарантированного консенсуса". Правда, современный подход  к науке и ее сравнение  с "ненаукой" (например, с идеологией) ставит намного больше открытых вопросов, чем до настоящего времени. Социологический словарь

Значение «Наука»: В следующем словареВо всех словарях

Слова близкие по значению