Социологический словарь: Коллективное Бессознательное

- универсальные, всеобщие образы  и идеи, имеющие психически унаследованный характер, передающиеся из поколения в поколение  и лежащие в основе деятельности людей. Термин  "К.Б." был введен в психоаналитическую литературу швейцарским психотерапевтом К.-Г. Юнгом , который в работе "Психология  бессознательного процесса"  уделил внимание рассмотрению не только личностно-человеческих характеристик, но и мифологических фигур, выражающих чувства пациентов. В разделе, названном им "Архетипы  коллективного бессознательного", он подчеркнул, что некоторые атрибуты  нельзя отнести целиком и полностью к человеческой личности, а следует рассматривать в качестве содержаний "сверхличностного или коллективного бессознательного". Поясняя свою точку зрения, Юнг отметил, что "коллективное бессознательное  - нечто вроде осадка опыта и одновременно - образ мира как некая его априорность". В этом образе содержатся определенные черты, так называемые доминанты, или архетипы  . В другом разделе данного труда,  озаглавленном "Личное, сверхличное, или коллективное бессознательное", он писал о том, что в глубинном слое К.Б. дремлют изначальные общечеловеческие образы, а само по себе оно представляет объективно-психическое, в отличие от субъективно-психического индивидуального бессознательного. В понимании Юнга содержание К.Б. - это не только осадки архаических способов функционирования людей, но и осадки функционирования животного ряда предков. В отличие от индивидуального, личного бессознательного, состоящего из содержаний, которые некогда были сознательными, но в силу вытеснения исчезли из сознания, К.Б. характеризуется тем, что его содержания никогда не были в сознании, никогда не были приобретены индивидуально, а обязаны своему существованию всеобщему унаследованию. В докладе "Понятие  коллективного бессознательного", прочитанном Юнгом в Обществе Абернети (Англия) в 1936, и в ряде последующих его публикаций в той или иной степени изложены представления о К.Б. Согласно этим представлениям, К.Б. можно охарактеризовать следующим образом: оно развивается не индивидуально, а получено по наследству; состоит из архетипов как неких предсуществующих форм, являющихся моделью  и образцом инстинктивного поведения; включает в себя продукты  архаической природы, т.е. содержания и образы поведения, которые являются у всех индивидов одними и теми же; идентично у всех людей и тем самым образует всеобщее основание душевной жизни каждого; имеет мифологические по своему характеру содержания; состоит из образов, не имеющих кровной или расовой наследственности, а принадлежащих к человечеству в целом; является хранилищем реликтовых остатков и воспоминаний о прошлом; представляет собой единую для всех подоснову, на которой сохраняется нерасторжимая целостность и фундаментальная идентичность;  вбирает в себя такие содержания, которые не могут быть объектом произвольного намерения и не подвластны контролю со стороны воли; может активизироваться в большой социальной группе, в результате чего возникает коллективное помешательство - духовная эпидемия, способная привести к революции, войне, катастрофе. Вводя в концептуальный  остов понятие "К.Б.", Юнг признавал, что на материале анализа  сновидений З. Фрейд первым обратил внимание на факт  наличия в сновидениях элементов, которые не являются индивидуальными и не выводятся из личного опыта сновидцев. Основатель психоанализа  назвал их "прафантазиями", "архаическими остатками", тем самым подчеркнув их коллективную, а не индивидуальную природу. В более широком плане,  выходящем за рамки сновидений, в работе "Тотем  и табу"  Фрейд говорил об "унаследовании психических предрасположений", а позднее - об "архаическом наследии прошлого" и "унаследованных схемах" . В частности, в работе "Человек  Моисей и монотеистическая религия"  он обращал внимание на то, что "в душевной жизни индивида  могут оказаться действенными не только лично пережитые, но и усвоенные при рождении содержания, элементы  филогенетического происхождения, архаическое наследие". По его мнению, архаическое наследие человека охватывает как предрасположенности, так и "следы памяти о переживаниях прежних поколений". Вместе с тем, в отличие от Юнга, Фрейд не использовал в своих работах  понятие "К.Б.", считая, что подобное выражение является ни чем иным, как тавтологией. В связи с этим он подчеркивал, что "содержание бессознательного ведь вообще коллективно, оно общее достояние людей". Поэтому, не прибегая к понятию "К.Б.", Фрейд предпочитал говорить о филогенетическом происхождении бессознательного, об унаследованном, сокращенном повторении развития, пройденного всем человечеством в течение длительного времени, начиная с первобытных времен, о "психическом конденсате", ставшем неотъемлемым наследием, которое с каждым поколением нуждается только в пробуждении, а не в приобретении. Типичным примером подобного наследия является, по его мнению, "врожденная" символика, доставшаяся людям от эпохи развития языка  и одинаковая по смыслу у всех народов, несмотря на различие  языков. В.М. Лейбин Социологический словарь

Значение «Коллективное Бессознательное»: В следующем словареВо всех словарях

Слова близкие по значению