Социологический словарь: Капитализм

(позднелат. capitale от caput - голова) - историко-экономическое и философско-социологическое понятие,  традиционно использующееся для обозначения одной из разновидностей индустриального общества. Термином "капитал" , вошедшим в оборот в 12-13 вв., обозначались "запас товаров; ценности;  денежная масса;  деньги,  приносящие процент". На протяжении конца 17 - в течение 18 в. понятие "капитал" в основном вытесняет термины  "фонды", "богатство" , "ценности", "имущества", "достояние" и т.п., нередко обозначая богатство нации, национальное достояние. Входит в специальный оборот, по-видимому, в середине 19 в. (французский ученый Луи Блан в 1850 писал: "...то, что я бы назвал "капитализмом", т.е. присвоением  капитала одними с исключением других"). Позже приобретает некоторую полемическую известность: согласно Ж. Прудону, К. - это "экономический и социальный  строй, при котором капиталы - источник дохода  - в целом не принадлежат тем, кто приводит их в действие  собственным трудом". Иногда словоформа "К." употреблялась - поздние работы Энгельса , у Маркса термин отсутствует - сопряженно выработке (1834) и распространению термина "социализм"  как гипотетической мировоззренческой, теоретической и общественно-практической альтернативы буржуазному обществу или "К.". Статус  одной из базовых категорий обществоведения понятие "К." приобретает в начале 20 ст. в результате публичной полемики М. Вебера (работа  "Протестантская этика и дух капитализма" ) и Зомбарта ("Современный капитализм" , "Буржуа"). По М. Веберу , К. "тождественен стремлению к наживе в рамках непрерывно действующего рационального капиталистического предприятия, к непрерывно возрождающейся прибыли, к рентабельности", это - "такое ведение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования возможностей обмена,  то есть мирного (формально) приобретения". В "Британской энциклопедии" статья, посвященная К., впервые появляется в 1926; в "Словаре Французской академии" - в 1932. При К. система  экономики характеризуется правом  человека  на владение и распоряжение частной собственностью  и капиталом с целью  получения прибыли, а также правом на частную инициативу, в любой форме экономической деятельности, принадлежащей самому индивиду,  и определяемой мотивом получения прибыли. Экономическая деятельность  людей при К. относительно свободна от контроля со стороны государства, особенно в сфере ценообразования и производства товаров. Трактовки К. как способа производства богатства, при котором удача одного оборачивается выгодой для всех, акцентируют его следующие системные характеристики: а) акцентированно свободная мотивация  индивидов в процессе  поиска ими точек приложения собственных трудовых усилий и выработки соответствующих поведенческих решений; б) разум  (а не труд! ) рассматривается главным источником индивидуального и общественного богатства (ведущим алгоритмом деятельности в условиях К. полагается процедура  трансформации патентуемых общественно полезных идей и изобретений в универсальные технологии; в) несущей конструкцией К. (как в экономическом, так и в нравственном плане)  выступает рационально фундированная вера  в долговременный экономический рост;  г) равные возможности людей в системах капиталистического типа, обусловливаемые, в частности, отделением  места работы индивида от его места жительства (следствием выступает минимизация роли социального происхождения в процессах социальной мобильности); д) атрибутивная значимость права  как института,  обеспечивающего предсказуемость репертуаров обмена в условиях рынка, невозможность существования капиталистического социума  иначе, нежели в форме правового государства; е) кардинальная трансформация параметров социального времени в результате обретения деньгами качества инструмента инвестиций (в конечном счете выступающих как материализация  духовного состояния любви к ближнему и веры в социальный прогресс)  (ср. "время  - деньги"). Особую значимость для сценариев конституирования и эволюции К. имеют адекватные нравственно-культурные стереотипы,  задающие соответствующую систему мотиваций и установок индивидов: в тех случаях, когда в обществе доминируют умонастроения фатализма, созерцательного отношения к жизни и т.п., а также отсутствуют устремления к перманентному увеличению личного богатства (ср. "достаток" от слова "достаточно", а не "богатство" как обозначение приветствуемого стандарта индивидуального потребления в российской ментальности), капиталистический тип жизненных ориентаций может быть оперативно привнесен в повседневную жизнь  людей исключительно посредством методик "шоковой экономической терапии". Аналогично, именно иудаизм,  сделавший возможным христианство  как религию преимущественно свободную от магии, также сыграл значимую роль  в процессах вызревания К. Господство  за пределами христианского мира магии, предполагавшей стереотипизацию технологии и экономических отношений, длительное время выступало самым серьезным препятствием на пути капиталистической рационализации всех сфер жизни. Основным тезисом имманентной критики К. выступала в 20 ст. - Й. Шумпетер , Белл и др. - идея о том, что его успехи в политической и экономической областях подрывают его же собственные культурно-ценностные основания. Имелись в виду такие социальные тенденции, как всевозрастающее развращение основной массы населения изобилием, сопряженное с засильем рекламы, поощряющей человеческие слабости и пороки, упадком общественного вкуса и торжеством массовой культуры; атрибутивный для демократического общества популизм  политиков; дестабилизирующее воздействие социально-психологических групп людей, желающих преуспеть в сфере государственной деятельности и склонных в этой связи к авторитарным социальным технологиям;  упадок аристократии, традиционно лелеявшей художественно-культурные элиты в эпоху доиндустриальных социальных отношений. Симметричным идейным ответом данным взглядам выступает в конце 20 ст. концепция  демократического К. Тем не менее, согласно современным социологическим и политологическим модам,  термин "К." практически вышел из употребления. также: Демократический капитализм,  Геополитика,  Новак. А.А. Грицанов Социологический словарь

Значение «Капитализм»: В следующем словареВо всех словарях

Слова близкие по значению