Социологический словарь: Диалог

(греч. dialogos - беседа) - информативное и экзистенциальное взаимодействие  между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание.  Д. может трактоваться либо как выбор сторонами совместного курса взаимодействия, определяющего лица "Я" и "Другого", либо как рационализированный Д., когда событие встречи пересматривается, исходя из полученного результата, и приобретает характеристики телеологичности и диалектичности; при этом снимается экзистенциальный пласт общения и гипостазируется теоретико-информативный. Кроме того, следует различать Д. в традиционном понимании - логический, и Д. в современном понимании - феноменологический. В логическом Д. связь осуществляется через сферу общезначимого, через речь  (логос), и гарантом понимания является полнота перевоплощения в речевого субъекта, что оборачивается репрессией индивидуального. Феноменологический Д. - непосредственный обмен  и перевод  между персональными целостностями, мирами, сохраняющими свои особенности; кроме диалогизирующих ничего и никого нет. Возможность взаимопонимания, обоснованная смысловыми параллелями, сходными трансцендентальными структурами и подобием организаций сознания, не гарантирует адекватности перевода. Полнота понимания может быть обеспечена только знанием  языка Другого во всей его специфике. Зарождение философии напрямую связано с Д., что можно увидеть в майевтике, надстраивающейся над софистической беседой. Несмотря на постоянную тягу философии к монизму, диалогизм  постоянно проявлялся при создании философских систем (как, например, дуализм) . Особое внимание к проблематике Д. назрело в гуманитарных науках  под влиянием  литературоведения и герменевтики. Согласно М. Бахтину, так как сознание  есть тогда, когда есть два сознания, то корректнее употреблять вместо "науки о духе" термин  "науки о духах (двух по меньшей мере)". Современное гуманитарное познание  выстраивается диалогически, к примеру, как Д. с традицией в герменевтике и истории, осуществляющийся через внутренний Д. - мышление. Проблема  Д. чрезвычайно важна для современных концепций теологии, чему начало было положено, в особенности, в работах  Н. Бердяева , С. Франка , К. Барта, М. Бубера, Ф. Эбнера, Ф. Розенцвейга и др. Бог раскрывается как абсолютное "Ты", а сама религия  рождается не только движением личности к Абсолюту, но и движением от Бога к человеку.  В последнее время  рассмотрение диалогических перспектив развертывается в экологии (Д. с природой) и в культурологии (Д. культур). Д.В. Майборода Социологический словарь

Значение «Диалог»: В следующем словареВо всех словарях

Слова близкие по значению