(deviance) — социальное поведение, отклоняющееся от считающегося "нормальным" или социально приемлемым в обществе либо в социальном контексте. Хотя девиация охватывает и преступное поведение, ее сфера намного шире. Кроме того, не всякое преступное поведение оценивается как девиация, например, мелкие нарушения правил дорожного движения (см. также Преступление; Криминология) . Хотя среди форм социального поведения имеются некоторые возвращающиеся элементы, считаемые обществом девиантными, социальная девиация должна рассматриваться главным образом как социально обусловленное явление, в том смысле, что представления о нормальности и девиации связаны с социальным контекстом и варьируются в различных обществах, субкультурах и т.д. Согласно Эрвину Гофману все социальные акторы девиантны, поскольку никто в полной мере не отвечает канонам социально приемлемого поведения, не соответствует полностью социальному идеалу, и все мы иногда оказываемся в ситуациях, в которых являемся социально девиантными. Есть и другой важнейший вопрос: кто или что в обществе определяет "девиацию"? По мнению Беккера (1963), "девиация является не качеством действия, а скорее следствием применения правил и санкций другими". Поэтому вопрос о том, кем и как "клеймится" девиация, становится определяющим в ее объяснении (см. Теория стигмации (наклеивания ярлыков или клеймения)). Можно выделить два основных социологических подхода к изучению девиантного поведения. Первый предполагает функционалистские оценки. Например, в работах Дюркгейма содержатся два взаимодополняющих употребления термина "девиация". В "Правилах социологического метода" (1895) он описывает преступление как "норму", в смысле универсальности явления в обществах и функциональности в той мере, в какой представления и церемонии, окружающие преступление, обеспечивают "социальную реакцию" на него и ритуальное "переподтверждение" социальных ценностей, укрепляющих социальный порядок. В "Самоубийстве" (1897) Дюркгейм сосредоточивается на девиации как на социальной проблеме, возникающей из "анормальных" или "патологических" форм социальной солидарности, особенно чрезмерного индивидуализма ("эгоизма" ) и аномии. Современные функционалистские оценки преступления в значительной степени следовали за дюркгеймовской. Так, для Парсонса девиация вытекает из неадекватной социализации, а Мертон открыто пользуется дюркгеймовским понятием "аномии". Второй подход развился, в частности, в противовес "позитивизму" , который, как считалось, покоился на ортодоксальной криминологии и близких к ней методах изучения девиации. Начальной его точкой стала теория стигмации (наклеивания ярлыков или клеймения) Беккера и других, применяемая особенно в трудах радикальных теоретиков девиации (Тейлор и др., 1973), с возрождением общих критических дискуссий о девиации и социальном контроле, включая теорию преступления Маркса. См. также Первичная и вторичная девиация; Девиационное преувеличение; Национальная конференция по девиации. Социологический словарь
Значение «Девиация»: В следующем словареВо всех словарях