Ритуал

Что такое Ритуал? Значение слова «Ритуал» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Значение «Ритуал» в словарях

Ритуал

Психологический словарь
(Ritual) - служба или церемония, проводимые с религиозной или терапевтической целью или намерением, как сознательным, так и бессознательным.ьные действия основываются на мифологических и архетипических темах, выражают их содержания символически, полностью вовлекают человека и вызывают у него ощущение возвышенного смысла и в то же самое время опираются на представления, соответствующие духу времени (КСАП, с. 132). - это психический канал, посредством которого осуществляется личностная трансформация, когда психологический баланс личности оказывается под угрозой воздействия внезапной нуминозной силы; структурированный этап изменения одного статуса личности или способа его бытия на другой.Юнг считал, что в ритуале человек выражает свои наиболее важные и фундаментальные психические содержания, и в случае отсутствия соответствующих ритуалов люди спонтанно и бессознательно создают их, чтобы обезопасить устойчивость личности, коль скоро переход из одного психологического состояния в другое произошел. Сам по себе ритуал не влияет на трансформацию, он просто содержит ее в себе.
Подробнее

Ритуал

Социологический словарь
(от лат. ritualis - обрядовый) - англ. rite/ritual; нем. Ritus/ Ritual. 1. Одна из форм символического действия, выражающая связь субъекта  с системой соц. отношений и ценностей, проявляющаяся в регламентированной последовательности действий. 2. Стандартный сигнальный поведенческий акт, используемый животными при общении друг с другом.
Подробнее

Ритуал

Большой Энциклопедический Словарь
(от лат. ritualis - обрядовый) - вид обряда, историческисложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная системадействий (в т. ч. речевых); выражает определенные социальные и культурныевзаимоотношения, ценности. В древних религиях служил главным выражениемкультовых отношений. играет важную роль в истории общества кактрадиционно выработанный метод социального воспитания. В современномобществе сохраняется главным образом в области церемониальных формофициального поведения и бытовых отношений (гражданская обрядность,этикет, дипломатический протокол и т. п.).
Подробнее

Ритуал

Исторический словарь
- обрядовый - вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий, в том числе речевых; выражает социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних религиях служил главным выражением культовых отношений. Играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания. 8 современном обществе сохраняется в основном в области церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений: гражданская обрядность, этикет, дипломатический протокол и др.
Подробнее

Ритуал

Исторический словарь
совокупность и определенный порядок обрядовых действий при совершении каких-либо актов, церемоний.
Подробнее

Ритуал

Психологический словарь
1. Вообще – любая последовательность действий или моделей поведения, которая является высоко стилизованной, относительно ригидной и стереотипной. 2. Культурно или социально стандартизированный набор действий, определяемый традицией (обычно религиозной, магической или националистической) и почти или совсем не обнаруживающий никаких изменений от раза к разу. Иногда это значение рассматривается как частичный синоним понятий обряд или церемония, хотя церемония часто считается более общим термином, несколько ритуалов являются частью церемонии. 3. Часто повторяемая модель поведения, которая имеет тенденцию возникать в определенное время, например, утренний ритуал умывания, приведения себя в порядок, одевания и т.д. 4. Довольно сложный, стереотипный набор моделей поведения, которые, возможно, имели функциональное происхождение, которое более не является очевидным. Для значений 3 и 4 также используется термин заведенный порядок. 5. Иррациональные, повторяющиеся модели поведения, часто наблюдаемые при обсессивно-компульсивном расстройстве. Следует обратить внимание, что некоторые авторы употребляют этот термин с коннотацией, что все ритуалы, независимо от того, насколько мирскими являются их проявления, играют некоторую символическую роль в культуре или в психологическом складе индивида.
Подробнее

Ритуал

Психологический словарь
- (от лат. ritualis - обрядовый) в этологии, термин К. Лоренца - церемониальные действия у стадных животных; в психологии, термин Э. Эриксона - повторяющиеся действия, имеющие значение для всех участников взаимодействия, развивающиеся по стадиям жизненного цикла, сохраняющие новизну при многократных повторениях. Противоположность - ритуализм (повторяющееся действие, лишенное духовного содержания).
Подробнее

Ритуал

Психологический словарь
(ritual) Первоначально - религиозная или магическая церемония (процедура). Заимствованный как психиатрией, так и психоанализом, термин используется для описания поведения, наблюдаемого у пациентов с ОБСЕССИВ-НЫМ НЕВРОЗОМ, при котором пациент пытается уменьшить ТРЕВОГУ, выполняя более или менее сложную и стереотипную последовательность действий. Навязчивые ритуалы можно рассматривать как индивидуально созданную систему контр МАГИ И, при помощи которой пациент пытается отвратить от себя необоснованные страхи столь же надуманными действиями. Логика обоих имеет анимистическую природу и зависит от мышления ПЕРВИЧНЫХ ПРОЦЕССОВ. В ритуалах, связанных с желанием мыться, пациенты чувствуют потребность помыться в соответствии с жестко предписанным и сложным заведенным порядком, чтобы уменьшить страх заразиться самим или заразить других, причем страх заражения ими не осмысляется. В этом отношении навязчивые ритуалы резко отличаются от ритуалов, связанных с необразованностью, предрассудками и религией. От религиозных ритуалов они отличаются также тем, что являются личными и отправляются в одиночестве. См. РЕЛИГИЯ.
Подробнее

Ритуал

Психологический словарь
- согласно Э. Фромму - символическое выражение мыслей и чувств посредством действия, общего для многих и выражающего общие стремления, основание коих лежит в общих ценностях. Различаются: 1) ритуал рациональный - выражающий стремления, ценные для индивида, и не отвращающий подавленные импульсы; 2) ритуал иррациональный - с навязчиво-вынужденным характером и значительным элементом страха.
Подробнее

Ритуал

Социологический словарь
- вид обряда,  форма  сложного символического поведения, упорядоченная система  действий, выражающая определенные социальные и культурные ценности. 
Подробнее

Ритуал

Социологический словарь
– форма  социально санкционированного упорядоченного символического поведения, совокупность  регулярно совершаемых действий и их установленный порядок.
Подробнее

Ритуал

Социологический словарь
(ritual) - 1. Формальная деятельность,  не являющаяся светской и выражающая священное и религиозное значение  (см. Дюркгейм; Дуглас). В этом значении термин  используется как в антропологии, так и в социологии религии. 2. "Физическая деятельность по отношению к символам" (Боукок, 1974). 3. Ежедневная практика,  характеризующаяся рутинной природой и своим значением для мирской социальной интеракции. Этот термин употреблял Гофман (1972) для обозначения рутинных действий повседневной жизни. Поэтому ритуальные действия можно расценить как явление, присущее и священной и светской сферам общественной жизни. В обоих случаях именно символическое качество  является определяющей характеристикой. Можно провести различие  между ритуальным (ритуалистичным) поведением  и ритуальной деятельностью. ьное поведение лишено смысла, жесткое и стереотипичное. Этологи применяют данное понятие  к обычным и повторяющимся действиям животных по охране своей территории. Напротив, ритуальная деятельность наполнена отдельными социальными значениями, которые в культурном отношении передаются через обычаи и традиции.  ьные события - отдельные и церемониальные социальные ситуации, не обязательно, но зачастую жесткие и повторяющиеся, функционирующие как консервирующая и связующая сила  внутри общества. Правда, ритуалы  могут быть и средствами выражения социального, политического или культурного сопротивления (см. Холл и Джефферсон, 1976) - см. Сопротивление через ритуал.  Хотя ритуальную деятельность принято изучать в рамках подходов социологии религии, она присутствует и в светском обществе. Боукок утверждал, что "категория  ритуальной деятельности в социологи не является четко установленной", но предложил расширить термин на гражданские, эстетические и политические аспекты социальной жизни, а также ритуалы, связанные с жизненным циклом. Секуляризация  не обязательно ведет к снижению ритуальной деятельности, которая есть в сценических видах искусства (например, в пантомиме и танце) и в гражданских церемониях (в частности, государственные похороны) - см. также гражданская религия.  ы жизненного цикла (см. Обряд перехода)  продолжают иметь значение и для простых, и для сложных обществ. Рост и старение  людей - это особенность, присущая всякому человеческому обществу и, следовательно, требующая социального контроля и регулирования, поэтому биологические изменения становятся социально значимыми и существенными. ы жизненного цикла применяются как для того, чтобы включить новорожденного в группу, так и для того, чтобы подтвердить продолжение существования группы в случае смерти одного из её членов. Ван Геннеп (1909) предположил, что обряды  перехода отмечают и биологические изменения, и изменения в социальном положении. Они обладают простой структурой, включающей: (а) отделение  индивидуума от старого порядка или прежних социальных условий; (б) маргинальную или переходную стадию, которая является священной; (в) заключительную стадию, на которой индивидуум входит в новый социальный порядок  или статус.  ьная деятельность, по-видимому, присутствует во всех сферах общественной жизни. Благодаря ей и индивидуумы, и группа  решают проблемы, возникающие в священных и в светских аспектах общественной жизни.
Подробнее

Ритуал

Социологический словарь
(лат. ritualis - обрядовый, ritus - торжественная церемония, культовый обряд)  - одно из основных понятий этнологии и культурной антропологии, позволяющее адекватно отобразить своеобразие человеческого поведения в "далеких" культурах  (прежде всего архаических и традиционных). В первом приближении Р. может быть определен как священнодействие, основанное на наделении вещей особыми (символическими) свойствами. Традиционной философией культуры Р. трактовался как несущественное для достижения практического результата "обрамление" здравого технологического рецепта, порожденное дефицитом позитивных знаний и заменой подлинных причин вымышленными. Однако современное историко-культурное исследование,  реконструирующее специфические типы человеческого поведения, исходя из ценностных оснований самих изучаемых культур, меняет местами привычное соотношение ритуального и прагматического: в "далеких" культурах Р. оказывается лежащим в основе повседневной трудовой деятельности человека.  Такая позиция  ставит вопрос о специфической целесообразности Р. Сравнительно легко фиксируются его внешние функции - социальная и психологическая: Р. служит средством интеграции и поддержания целостности человеческих коллективов (Малиновский - , Дюркгейм - ), а также снимает психологическое напряжение и гармонизирует человеческую психику (Юнг - ). На имманентную целенаправленность ритуальных действий указывает семантика  языковых обозначений Р., свидетельствующая о близости двух основных значений - "священнодействие" и "порядок Р." - это священнодействие, связанное с установлением или поддержанием вселенской и социальной упорядоченности. В частности, социальный  опыт архаических коллективов может быть представлен как чередование двух основных состояний: а) жизнедеятельности в упорядоченном и стабильном космосе, священные центры которого обеспечивают надежную защиту от сил хаоса, вытесненных за границу обустроенного мира; б) периодической хаотизации космоса при прохождении им критических точек своего существования (фазы "структуры" и "коммунитас", по В. Тэрнеру). Временная бесструктурность мира, обнаруживающаяся в архаическом празднестве, продуктивна - она обеспечивает обновление могущества сакральных объектов. Формой обязательного человеческого участия в праздничном обновлении мира и является архаический Р. Он начинается с действий, подчеркнуто противоречащих общепринятым нормам  (погружая тем самым "состарившийся" космос в плодотворный хаос), и затем последовательно восстанавливает исконный порядок вещей. Архаический Р. представляет собой синкретическое действо, к которому восходят в своих истоках более поздние специализированные формы деятельности (производственно-экономическая, военно-политическая, религиозно-культовая, художественная и др.). Религиозный культ  отличается от архаического Р. этизацией сакральных объектов (богов), увеличением дистанции между людьми и богами, утверждением однотонно серьезного и торжественного их почитания. Р. имеет первостепенное значение  не только в архаических культурах, но и в традиционных обществах более позднего времени. Р. здесь связан не с праздничным разрушением-восстановлением, а с поддержанием уже прочно установленного порядка. Человеческое действие,  определяясь следованием абсолютным образцам поведения, ритуализируется и вписывается в модель  идеального равновесия космоса. Системы ритуализированного поведения, обеспечивая непрерывное воспроизводство  сакрализованного порядка вещей, являются несущим каркасом традиционных культур. Современное общество,  как правило,  характеризуется нигилистским отношением  к Р. и выдвижением на первый план  утилитарно ориентированного действия автономного индивида.  Исключением являются общества, связанные с расцветом в 20 в. "тотальных идеологий" (Манхейм) и основанные на вторичной - идеологической - ритуализации человеческого поведения. также: Элиаде. В.Н. Фурс
Подробнее

Ритуал

Социологический словарь
форма  социально санкционированного упорядоченного символического поведения, совокупность  регулярно совершаемых действий и их установленный порядок.
Подробнее

Ритуал

Философский словарь
(лат. ritus - священный обряд) - разновидность обычая или традиции; исторически сложившаяся или специально установленная норма поведения, в к-рой форма исполнения действий строго канонизирована, лишена (или постепенно лишилась) непосредственной общественной целесообразности и имеет лишь символическое значение. Р. - это обрядовые церемонии демонстративного характера, совершаемые часто в торжественной обстановке, имеющие своей конечной целью внушить людям определенные социальные чувства (о всемогуществе и величии власти, о нерушимости данных обязательств, о неприкосновенности существующих отношений и т. п.). Особое значение обряды имеют в религии, где служат для укрепления религиозных чувств верующих. В эксплуататорском об-ве Р. служат средством эмоциональной обработки сознания трудящихся масс, воспитания их в духе покорности существующим устоям. В социалистическом об-ве Р. имеют довольно ограниченную сферу действия, обычно практикуются в особо торжественных случаях жизни об-ва и человека -во время празднеств, при вступлении в брак и т, п. Осн. же направлениями общественного воспитания становятся развитие в массах высокой коммунистической сознательности, выработка в людях глубоких убеждений, основанных на творческом усвоении идей коммунистической нравственности. В совр. буржуазной этикет существует т. зр. (М. Макдональд), что все содержание морали сводится к общепринятому Р. Такая т. зр. выхолащивает из нраственности момент целенаправленности и сознательности, игнорирует ее социальное значение, видит ней лишь внешнюю форму и по этому представляет собой крайй нюю степень формализма в морали.
Подробнее

Ритуал

Философский словарь
- установленный порядок действий. В нашем случае целесообразно отнести ритуал к гуманоидным механизмам запуска негуманоидных процессов. Бернард Шоу (?) рассказывал, что однажды он был в гостях у турецкого султана и наблюдал картину, когда два раба играли в какую-то игру и один из них (рабов) нечаянно попал грязной туфлей в султана. Султан "не заметил" этого. Когда позднее Бернард Шоу спросил султана, как подобное могло случиться, султан ответил: “Если бы я это заметил, то обязан был бы приказать казнить раба". Ассоциативный блок. Кстати, в этом эпизоде содержится ответ на некоторую "глупость" и "непонятливость" некоторых, но далеко не всех, представителей репрессивных органов, о которой /глупости/ иногда громогласно заявляют некоторые их "жертвы", избежавшие более жестокого "наказания". Все было не так просто, как пытаются представить.
Подробнее

Ритуал

Философский словарь
- исторически сложившаяся форма неинстинктивного предсказуемого, социально санкционированного упорядоченного символич. поведения, в к-рой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей. С понятием Р. тесно связаны понятия "церемония", "обряд", "обычай", "этикет". Нередко эти термины используются как синонимы, однако предпринимались многочисл. попытки их разграничить. Одной из важнейших проблем исследования Р. была проблема его определения. Большинство исследователей рассматривали Р. как категорию поведения, религиозного по характеру и преследующего религ. цели. Р. определялся как религ. практика (У. Робертсон-Смит, 1889), "правила поведения, к-рые предписывают, как человек должен себя вести в присутствии священных объектов" (Дюркгейм, 1912), магич. драматизация обычной деятельности, проистекающая из склонности человека воспроизводить те действия, к-рые дают ему чувство собственной силы (Дж. Харрисон, 1913). Эти определения подчеркивали принадлежность Р. к сфере сакрального, нерац., неутилитарного, в противоположность профанной, утилитарной, рац. повседневной деятельности. Малиновский включал в Р. не только религиозную, но и магич. практику; он связывал Р. с потребностью человека в чудесах, проистекающей из ощущения своей ограниченности, и определял его как "традиционно разыгрываемое чудо". Дж.Гуди (1961) определял Р. как "стандартизованное поведение, в к-ром отношение между средствами и целью не является подлинным (т.е. либо иррационально, либо нерационально)". М.Глакмен (1962) разграничил Р. и церемонию, определив церемонию как "сложную организацию человеч. деятельности, к-рая не является по сути технической или рекреационной и к-рая включает способы поведения, выражающие социальные отношения", а Р. - как более ограниченную категорию церемониальной деятельности, связанной с мистич. и религ. представлениями. В 19 - пер. пол. 20 в. большое место в изучении Р. занимали споры о взаимоотношении Р. и мифа. Одни антропологи отстаивали первичность Р. и рассматривали миф как его закрепление,объяснение,рационализацию (Робертсон-Смит, Фрэзер, Э. Лич); другие считали первичными мифол. и религ. разыгрывание, или внешнее выражение, этих представлений (Тайлор, Харрисон, Малиновский, Гуди). В наст. время этот вопрос снят: Р. и миф рассматриваются как две формы выражения одной и той же символики, ни одна из к-рых не может быть признана первичной по отношению к другой. Важный вклад в изучение Р. внесли франц. социол. школа и функциональная школа в англ. антропологии. В функционализме Р. рассматривался как поведение, обращенное к священным объектам, и по существу как символ, выражение социальных отношений. Дюркгейм (1912) разработал подробную классификацию Р., разделив их на негативные, или аскетические, связанные с запретными объектами (табу), и позитивные. В позитивные он включал Р. имитации; "представительные", или памятные Р. (напр., Р. почитания предков); жертвоприношения; искупительные Р. Социальной функцией Р. он считал укрепление коллективных чувств и поддержание социальной солидарности. А. ван Геннеп (1908) исследовал и описал церемонии, связанные с кризисами индивидуального жизненного цикла (рождением, половым созреванием, заключением брака, смертью и т.д.) и событиями календарного цикла, объединив их в категорию "обрядов перехода". Он обнаружил, что обряды перехода подчиняются той же модели, что и обряды инициации, и служат перемещению индивида из одного статуса в другой, к-рое происходит в три этапа: отделение индивида от группы, переход и воссоединение с группой. Мосс (1925) рассматривал акты дарения (или обмена) как "принудит, акты ритуального типа, в к-рых обмениваемые предметы являются средством мистич. власти". Радклифф- Браун (1922) разработал понятие "ритуальной ценности"; он утверждал, что объектами, к-рым придается ритуальная ценность, являются объекты, социально значимые для мирских, практич. целей, и что обычно ритуальная ценность придается предметам роскоши. Он считал, что отправление Р. создает чувства, функционально важные для интеграции об-ва. В фундаментализме недостаточное внимание уделялось символике Р.: эта тема исследований стала одной из важных тем франц. структурализма (Леви-Стросс), где Р. изучается как "язык", или знаковая система, с применением методов структурной лингвистики. Глакмен (1962) исследовал Р. ролевой инверсии, названные им "Р. восстания". Он рассматривал "Р. восстания" как драматич. формы реагирования агрессивности (враждебности), к-рая неизбежно накапливается в об-вах, где имеют место неравенство и иерархич. отношения, и к-рая в повседневной, "мирской" жизни не может быть разряжена. Т.о., эти Р. выполняют позитивную функцию (катартическую), дают возможность символич., социально санкционированного высвобождения агрессивной энергии, уменьшая тем самым вероятность реальных конфликтов и способствуя укреплению социального порядка. Э.Лич (1961) рассмотрел Р. как выход в сферу "сакрального", где действуют иные пространство и время и где нормы "мирской", повседневной жизни теряют свою значимость. С этим он связал наличие в религиозных Р. аскетич. и экстатич. компонентов: первые интенсифицируют нормативные ограничения "обыденной" жизни, вторые их упраздняют. М.Блок и Ф.Барт (1975) исследовали использование Р. как средства мистификации властных отношений в стратифицированных об-вах. В то время как большинство исследователей относили Р. исключительно к сфере магико-религиозного поведения, ряд исследователей интерпретировали Р. как особый аспект любого поведения. Лич (1954) утверждал, что между ритуальными актами и привычными действиями невозможно провести четкую границу, и что каждое действие имеет тех. (практич., инструментальный) и ритуальный (символич., коммуникативный) аспект. Т.о., каждое действие имеет ритуальное измерение. Э. Гоффман (1967) рассмотрел рутинные действия повседневной жизни как Р. и назвал их "Р. взаимодействия" (Р. приветствий, Р. разговорного взаимодействия и т.д.). Эти Р. он связывал с развитием в совр. об-вах особого, религиозного по своей природе, культа, центр, священным объектом к-рого является человеч. личность (индивидуальное Я). В микросоциологии Р. Коллинза для обозначения этой категории ритуалов используется термин "естеств. ритуалы". В этологии (К. Лоренц) и этологич. антропологии (И. Эйбл-Эйбесфельдт и др.) анализ Р. и процесса ритуализации - одно из важнейших направлений исследований. Здесь ритуалы рассматриваются как модели поведения, выполняющие гл. обр. коммуникативную функцию, а также функции контроля агрессивности, консолидации групп, формирования системы культурных символов. Лит.: Myth, Ritual and Kinship. Hooke S.H. (ed.). Oxf., 1958; Harrison J.E. Ancient Art and Ritual. L., 1951; Gennep A. van. The Rites of Passage. L., 1960; Goffman E. Interaction Ritual. L., 1972. В.Г. Николаев
Подробнее

Ритуал

Философский словарь
(лат. ritualis - обрядовый, ritus - торжественная церемония, культовый обряд) - одно из основных понятий этнологии и культурной антропологии, позволяющее адекватно отобразить своеобразие человеческого поведения в "далеких" культурах (прежде всего - архаических и традиционных). В первом приближении Р. может быть определен как священнодействие, основанное на наделении вещей особыми (символическими) свойствами. Традиционной философией культуры Р. трактовался как несущественное для достижения практического результата "обрамление" здравого технологического рецепта, порожденное дефицитом позитивных знаний и заменой подлинных причин вымышленными. Однако современное историко-культурное исследование, реконструирующее специфические типы человеческого поведения, исходя из ценностных оснований самих изучаемых культур, меняет местами привычное соотношение ритуального и прагматического: в "далеких" культурах Р. оказывается лежащим в основе повседневной трудовой деятельности человека. Такая позиция ставит вопрос о специфической целесообразности Р. Сравнительно легко фиксируются его внешние функции - социальная и психологическая: Р. служит средством интеграции и поддержания целостности человеческих коллективов (Малиновский, Дюркгейм), а также снимает психологическое напряжение и гармонизирует человеческую психику (Юнг). На имманентную целенаправленность ритуальных действий указывает семантика языковых обозначений Р., свидетельствующая о близости двух основных значений - "священнодействие" и "порядок Р". - это священнодействие, связанное с установлением или поддержанием вселенской и социальной упорядоченности. В частности, социальный опыт архаических коллективов может быть представлен как чередование двух основных состояний: а) жизнедеятельности в упорядоченном и стабильном космосе, священные центры которого обеспечивают надежную защиту от сил хаоса, вытесненных за границу обустроенного мира; б) периодической хаотизации космоса при прохождении им критических точек своего существования (фазы "структуры" и "коммунитас", по В. Тэрнеру). Временная бесструктурность мира, обнаруживающаяся в архаическом празднестве, продуктивна - она обеспечивает обновление могущества сакральных объектов. Формой обязательного человеческого участия в праздничном обновлении мира и является архаический Р. Он начинается с действий, подчеркнуто противоречащих общепринятым нормам (погружая тем самым "состарившийся" космос в плодотворный хаос), и затем последовательно восстанавливает исконный порядок вещей. Архаический Р. представляет собой синкретическое действо, к которому восходят в своих истоках более поздние специализированные формы деятельности (производственно-экономическая, военно-политическая, религиозно-культовая, художественная и др.). Религиозный культ отличается от архаического Р. этизацией сакральных объектов (богов), увеличением дистанции между людьми и богами, утверждением однотонно серьезного и торжественного их почитания. Р. имеет первостепенное значение не только в архаических культурах, но и в традиционных обществах более позднего времени. Р. здесь связан не с праздничным разрушением-восстановлением, а с поддержанием уже прочно установленного порядка. Человеческое действие, определяясь следованием абсолютным образцам поведения, ритуализируется и вписывается в модель идеального равновесия космоса. Системы ритуализированного поведения, обеспечивая непрерывное воспроизводство сакрализованного порядка вещей, являются несущим каркасом традиционных культур. Современное общество, как правило, характеризуется нигилистским отношением к Р. и выдвижением на первый план утилитарно ориентированного действия автономного индивида. Исключением являются общества, связанные с расцветом в 20 в. "тотальных идеологий" (Манхейм) и основанные на вторичной - идеологической - ритуализации человеческого поведения. В.Н. Фурс
Подробнее

Ритуал

Психологическая энциклопедия
(Ritual) - служба или церемония, проводимые с религиозной или терапевтической целью или намерением, как сознательным, так и бессознательным.ьные действия основываются на мифологических и архетипических темах, выражают их содержания символически, полностью вовлекают человека и вызывают у него ощущение возвышенного смысла и в то же самое время опираются на представления, соответствующие духу времени (КСАП, с. 132). - это психический канал, посредством которого осуществляется личностная трансформация, когда психологический баланс личности оказывается под угрозой воздействия внезапной нуминозной силы; структурированный этап изменения одного статуса личности или способа его бытия на другой.Юнг считал, что в ритуале человек выражает свои наиболее важные и фундаментальные психические содержания, и в случае отсутствия соответствующих ритуалов люди спонтанно и бессознательно создают их, чтобы обезопасить устойчивость личности, коль скоро переход из одного психологического состояния в другое произошел. Сам по себе ритуал не влияет на трансформацию, он просто содержит ее в себе.
Подробнее

Ритуал

Толковый словарь Ожегова
Порядок обрядовых действий
Подробнее