Психологический словарь: Религия

(religion) Относительно представления Фрейда о том, что религиозные идеи являются "иллюзиями, осуществлением самых древних, сильных и самых настоятельных желаний человечества", см. его работу "будущее одной иллюзии" (1927), где он объясняет веру в Бога как ответ на признание человеческой беспомощности: "…ужасающее впечатление о беспомощности в детстве пробуждает потребность в защите - защите через любовь, которая обеспечивалась отцом; а признание того, что эта беспомощность длится на протяжении всей жизни, породила необходимость цепляться за то, что отец существует, но на этот раз отец гораздо более могущественный". Относительно его мнения, что религиозные чувства суть регрессии "к ранней фазе чувства ЭГО" см. работу "НЕДОВОЛЬСТВО КУЛЬТУРОЙ" (1930); см. также ОКЕАНИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО. По поводу протестантских пасторско-психоаналитических взглядов на отношение Фрейда к религии см. psycho-analysis and faith (1963) (письма Зигмунда Фрейда и Оскара Пфистера). После Фрейда психоанализ стал в значительной мере ориентированным на МАТЬ, и новые теологи занимались устранением "оттуда" идеи Бога. В результате сложно оценить место работ Фрейда в современной религиозной ситуации. О параллелях между религиозными и обсессивными РИТУАЛАМИ (см. также НАВЯЗЧИВОСТЬ) см. Freud obsessive actions and religious practices (1907), где он писал: "На фоне этого сходства и аналогий можно осмелиться рассматривать обсессивные неврозы как патологический дубликат религиозной формации и описывать этот невроз как индивидуальную религиозность, а религию - как универсальный обсессивный невроз". См. НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ. Психологический словарь

Значение «Религия»: В следующем словареВо всех словарях

Слова близкие по значению