(настоящая фамилия Цалыккаты) (1882, Тверская область – 1928). Из семьи осетина-мусульманина. В 1899 поступил на юридический факультет Московского университета; участвовал в студенческом движении, в декабре 1905 – в революционных событиях во Владикавказе. Член РСДРП, меньшевик. Подвергался арестам. После поражения Революции 1905 – 07 выступал во Владикавказе за созыв беспартийного рабочего съезда и создание широкой классово-политической организации пролетариата накануне 5-го (Лондонского) съезда РСДРП (1907), за что подвергся критике со стороны В.И. Ленина (см.: ПСС, т. 15, с. 181, 182, 184). Сотрудничал в меньшевистских изданиях "Наше Дело" (1906), "Возрождение" (1908 – 09) и других. Координировал деятельность Терско-Дагестанского и Северо-Кавказского союзов РСДРП, Владикавказского, Кубанского и Армавирского комитетов РСДРП. Пропагандировал идеи национального возрождения мусульман. Накануне первой мировой войны возглавил мусульманское движение на Тереке. Автор книг; издатель московской газеты "Суз" ("Слово") (декабрь 1915 – сентябрь 1916). Член бюро при мусульманской фракции 4-й Государственной Думы. Накануне Февральской революции 1917 помощник присяжного поверенного в Петрограде. После Февральской революции 1917 член Петроградского Совета РСД. Председатель Временного Центрального бюро российских мусульман, созданного 15 марта по инициативе мусульманских депутатов 4-й Государственной Думы для подготовки и проведения Всероссийского съезда мусульман; подписал протест этого бюро против заявления одного из его членов С.Н. Максудова (25 марта) на 7-м съезде партии кадетов о том, что мусульмане России поддерживали и будут поддерживать эту партию; в протесте утверждалось, что, напротив, после объявления министром иностранных дел Временного правительства кадетом П.Н. Милюковым курса на продолжение войны до победного конца мусульмане России не пойдут за таким лозунгом, что они, защищая свободу России, не хотят нести позор и унижение другим народам. На 1-м Всероссийском мусульманском съезде в Москве (май) избран в Президиум. Выступая с докладом о национально-государственном устройстве России, отклонил принцип конфедерации и федерации на основе территориальных автономий, выразил уверенность в том, что мусульмане не захотят отделяться от России. По мнению Цаликова, единственно приемлемой формой национального самоопределения мусульман страны является национально-культурная автономия. Резюмируя, Цаликов сказал: "1) Россия должна представлять децентрализованную, демократическую парламентарную республику. 2) Культурно-национальная автономия мусульман России должна быть гарантирована конституцией страны как публично-правовой институт" (Цаликов А., Мусульмане России и федерация. Речи, произнесённые на Всероссийском мусульманском съезде в Москве 1 – 11 мая 1917 г., П., 1917, с. 24 – 25). 4 мая в докладе об отношении мусульман к войне предложил резолюцию, в которой говорилось, что мусульмане протестуют "против империалистической политики, где бы и в чём бы она ни выражалась", приветствуют "историческое обращение Петроградского Совета РСД... к трудящимся всего мира", выступают за мир без аннексий и контрибуций, считают заявление Временного правительства от 27 марта о целях войны первым шагом по пути отказа от империалистических стремлений старого дореволюционного правительства": должны быть опубликованы договоры и соглашения, заключённые Россией с союзниками, и немедленно аннулированы те из них, которые предусматривают аннексии территорий; необходимо "защищать России от всяких вражеских посягательств и во имя войны за свободу нести в жертву все наши силы и всё наше достояние" (Цаликов А., Мусульмане России и война. Речи, произнесённые на Всероссийском мусульманском съезде в Москве 1 – 11 мая 1917 г, ГЦ 1917, с. 15). Эта резолюция была принята съездом единогласно под бурные аплодисменты. Было также принято дополнение Цаликова к резолюции по рабочему вопросу, в котором предлагалось создать особую рабочую секцию "для полного формулирования политических, экономических, национальных и религиозных требований рабочих мусульман" ("Революция и национальный вопрос. Документы и материалы по истории национального вопроса в России и СССР в XX в.", т. 3, М., 1930, с. 301). Возглавил Всероссийский мусульманский Совет (Милли Шуро), образованный съездом для руководства и координации действий мусульман страны. Редактор газеты "Известия Всероссийского Мусульманского Совета" (Петроград, июнь – декабрь 1917). В связи с вооруженной демонстрацией 3 – 4 июля в Петрограде Исполнительный комитет Милли Шуро обратился с воззванием к мусульманам России, призывая поддержать всеми средствами Временное правительство, не допустить его свержения. Одновременно Исполнительный комитет Милли Шуро поднял вопрос перед правительством о включении в его состав представителей различных народов, в том числе мусульман. Их делегация вела переговоры с князем Г.Е. Львовым, рассчитывая получить 2 министерских поста (Цаликов намечался министром без портфеля) в новом коалиционном правительстве. Предложение было отклонено. На 2-м Всероссийском мусульманском съезде в Казани (21 июля – 2 августа) Цаликов, выступая с докладом о создании мусульманской фракции в будущем Учредительном Собрании, отметил два наметившихся на предыдущем съезде течения в области политического устройства России: "национальные федералисты, оказавшиеся в большинстве, и сторонники демократической республики с автономией окраин"; говорил, что, несмотря на принятие ряда резолюций острого политического и социального характера, представители всех слоев "мусульманского населения, разных окраин и народностей" сохранили единство, политическим выражением этого единства явился Милли Шуро. Цаликов призывал мусульман к единству в предвыборной кампании в Учредительное Собрание ("Мусульманская фракция в Учредительном Собрании. Речь А. Цаликова", Казань, 1917, с. 9, 10, 20 – 21). В соответствии с поручением съезда подписал обращение к Временному правительству с просьбой удовлетворить представление Национального управления мусульман Внутренней России и Сибири от 30 сентября. В представлении сообщалось, что на объединённом заседании 3 съездов – 2-го Всероссийского мусульманского, 1-го Всероссийского мусульманского военного, Всероссийского мусульманского духовенства – 22 июля в Казани была провозглашена национально-культурная автономия мусульман Внутренней России и Сибири и было решено приступить к её осуществлению. Во время корниловского выступления подписал обращение Милли Шуро "К воинам мусульманам армии и флота" от 30 августа с призывом не подчиняться Л.Г. Корнилову. На Демократическом совещании (сентябрь) Цаликов заявил от имени мусульманской группы, что выступает против передачи власти Советам, за коалицию всех живых сил страны, за создание при Временном правительстве секретариата по мусульманским делам во главе со статс-секретарём с правами товарища министра, за создание Предпарламента. Вошёл в состав Предпарламента. "Прошло пять... бурных месяцев революции, – писал Цаликов 20 сентября в предисловии к изданию своих речей на 1-м Всероссийском мусульманском съезде, – и приходится с грустью констатировать, что революционная демократия в проблеме устроения народов России далеко не стала на путь, гарантирующий за народами право полного национально-культурного и политического самоопределения" (Цаликов А., Мусульмане России и федерация..., с. 3). В середине ноября избран членом Учредительного Собрания (от Симбирской губернии, по мусульманскому списку). Когда в Уфе начало работу Национальное собрание мусульман Внутренней России и Сибири (Милли меджлис) (20 ноября 1917 – 11 января 1918), Цаликов направил меджлису (парламенту) телеграмму с призывом установить контакты с центральным Советским правительством. 1 декабря 1917 был приглашён в Смольный к И.В. Сталину; во время разговора о взаимоотношениях между Советской властью и мусульманскими организациями страны Цаликов заявил, что отношение мусульман России к большевистскому правительству выражено в его "Открытом письме" (в котором отрицались роль и значение Октябрьской революции) в адрес СНК (письмо было опубликовано в ряде татарских газет) и что со стороны мусульман "такое одностороннее правительство" не будет признано (см.: Мухарямов М.К., Великий Октябрь и некоторые вопросы формирования татарской социалистической нации, Казань, 1989, с. 8 – 9). На заседании меджлиса было отклонено предложение наркома по делам национальностей Сталина к Милли Шуро об организации Мусульманского комиссариата при Наркомнаце РСФСР и приглашении Цаликова (с которым Сталин был знаком по социал-демократической организации в Грузии) в качестве комиссара, при условии объединения Милли Шуро с Мусульманским комиссариатом при Наркомнаце. Выступая 5 января 1918 на заседании Учредительного Собрания от имени мусульманской социалистической фракции, Цаликов огласил декларацию, в которой отмечалось, что Советская власть, "принявшая энергичные меры к ликвидации войны и коренному переустройству страны на основах приближения к социалистическому строю, оказалась несостоятельной перед лицом тех колоссальных задач, которые были поставлены перед ней объективным ходом событий. С особой ясностью несостоятельность новой власти сказалась в области социального творчества и переустройства России на началах подлинного признания за всеми населяющими её народами права на территориальное и национально-культурное самоопределение"; СНК "оказался бессильным обеспечить народам России свободное развитие и осуществление ими всей полноты национального творчества. Мало того, политика эта в ряде случаев становилась в решительное противоречие с лозунгами великой российской революции и несла народам России... меч гражданской войны, зарево пожаров и потоки крови". Декларация требовала: немедленно провозгласить права человека и немедленно претворить их в жизнь в Российской Республике, провести глубокие социально-экономические преобразования с учётом национально-экономических, бытовых, этнографических и религиозных особенностей, "с особой силой сказывающихся... в местностях с преобладающим мусульманским населением", уничтожить частную собственность на землю, передать её без выкупа в руки всех трудящихся; ввести контроль над производством при участии трудящихся и органов государственного управления; не декларативно, а на деле признать Россию Федеративной Республикой уже образованных, а также образующихся вновь штатов, таких, как "Поволжье", "Южный Урал", "Туркестанский" и других, атакже права всех народов России на формирование национальных воинских частей; признать всю полноту власти за Учредительным Собранием (см.: "Учредительное Собрание", с. 57 – 59). В.И. Ленин при встрече с членами Учредительного Собрания Ш. Манатовым и М. Вахитовым (согласно воспоминаниям Манатова) 7 января расспрашивал о возможности привлечь на сторону Советской власти Цаликова, после чего они несколько раз беседовали с Цаликовым, но Цаликов, по выражению Манатова, "не осмелился участвовать вместе с нами в создании" комиссариата по делам мусульман Внутренней России при Наркомнаце РСФСР (см.: "Образование Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики". Сборник документов и материалов. Уфа, 1959, с. 84). После того как Милли Шуро был распущен по декрету Наркомнаца РСФСР от 22 мая 1918, Цаликов летом прибыл в Осетию. На 4-м Съезде народов Терека во Владикавказе (июль – август) избран членом осетинской фракции Терского Народного Совета. В 1918 возглавил меджлис горских народов Кавказа в Тифлисе. В 1919 член делегации этого меджлиса, направленной из Тифлиса в Дагестан для руководства восстанием горцев против армии генерала А.И. Деникина. Член Совета Обороны Дагестана (создан в октябре) для борьбы с Деникиным. После победы Советской власти в Грузии (февраль 1921) эмигрировал. Сочинения: Кавказ и Поволжье. Очерки инородческой политики и культурно-хозяйственного быта, М., 1913; Брат на брата. Роман из революционной жизни Кавказа, Прага, 1926. С.М. Исхаков Политический словарь
Значение «Цаликов Ахмед (ахмет) Тембулатович»: В следующем словареВо всех словарях