Патриотизм

Что такое Патриотизм? Значение слова «Патриотизм» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Значение «Патриотизм» в словарях

Патриотизм

Политический словарь
— (греч. patris — родина, patriotes — соотечественник), любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям . В настоящее время патриотизм выживают из сознания людей всеми доступными способами. Начиная от показа зарубежных бездушных мультипликационных фильмов и заканчивая предъявлением обвинений в разжигании межнациональной розни. Яркие фантики влияют на умы многих людей куда больше, чем неброская российская действительность. С другой стороны, политика, проводимая государством в отношении её граждан, весьма способствует исчезновению такого важного фактора гражданской сознательности, как патриотизм. Другими словами, из людей, обладающих более или менее высокой степенью гражданской сознательности, пытаются сделать бездушную серую толпу, управление которой не вызывает у кукловодов какого-либо затруднения. Но с другой стороны наблюдается феномен, лучше всего описываемый словами «патриотизм — последнее прибежище негодяев». Весь человеческий сброд, который ранее служил делу разрушения государственности, внезапно становится патриотами, декларируя свою новую патриотическую позицию везде, где только возможно. Деятели массовой культуры, псевдоучёные, диссиденты, представители бомонда — все эти жалкие людишки внезапно осознают себя патриотами нового государства, которое они сами пытались разрушить, а на его обломках построить некое гражданское общество. Это — звенья одной цепи по продвижению в массы идеологии пустого государственного патриотизма. Необходимо всегда помнить, что настоящий патриотизм — это первый шаг на пути к чистому национализму. См. также: национализм.
Подробнее

Патриотизм

Политический словарь
- любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. В условиях развития капитализма по мере обострения классовых антагонизмов, с превращением буржуазии в господствующий класс ее патриотизм перестает отражать общенациональные моменты, смыкается с национализмом и шовинизмом и становится предметом спекуляции. "" национальной буржуазии является для нее средством конкурентной борьбы с компрадорской буржуазией и защиты от революционных действий трудящихся. Подлинный патриотизм характерен для трудящихся масс, тем более в условиях социализма, который становится объектом национальной гордости и подлинным отечеством трудящихся. Социалистический патриотизм неразрывно связан с пролетарским интернационализмом и противостоит буржуазному космополитизму.
Подробнее

Патриотизм

Политический словарь
–  любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.  При переходе племен к оседлому земледельческому быту патриотизм получает свое специфическое значение, становясь любовью к родной земле. Это чувство естественно слабеет в городском быту, но здесь развивается новый элемент патриотизма –  привязанность к своей культурной среде или к родной гражданственности. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Основной долг благодарности к родителям, расширяясь в своем объеме, но, не изменяя своей природы, становится обязанностью по отношению к тем общественным союзам, без которых родители произвели бы только физическое существо, но не могли бы дать ему преимуществ достойного, человечного существования. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение, отечество не было только географическим и этнографическим термином – оно было вотчиной особого бога, который сам, по всей вероятности, был более или менее отдаленной трансформацией умершего родоначальника. Таким образом, служба родине была деятельным богослужением, и патриотизм совпадал с благочестием. Не культ зависел от родины, а родина, как таковая, создавалась культом: отечество было землей отцовских богов, и потому беглецы, уносившие с собой этих богов, через них основывали новое отечество. Забирать к себе чужих богов было самым прочным средством для завоевания чужих земель, как это и делалось римлянами. Мирный синкретизм различных культов, преобладавший у эллинов, также содействовал ослаблению местного патриотизма. К концу древнего мира греческое смешение и римское поглощение привели к образованию двоякого патриотизма, окончательно упразднившего этнографические и географические границы: патриотизм общей государственности и патриотизм высшей культуры. В сознании пророков и апостолов первое, земное отечество должно было погибнуть, чтобы возродиться во всеобъемлющем царствии Божьем. К познанию и созиданию этого царства призывались равно все народы, и этим освящался патриотизм национальный, но лишь под условием всечеловеческой солидарности, т.е. как любовь к своему народу не против других, а вместе со всеми другими. Не только для исполнения, но и для сознания большинством человечества этого высшего требования нужен был еще не окончившийся доныне переходный процесс, характеризуемый преобладанием исключительно национального патриотизма и враждебного соперничества народов. В средние века  вражда народов не имела принципиального значения, уступая теократической идее царства Божия в двух ее исторических материализациях – церковной и государственной. Естественная любовь к ближайшему отечеству существовала, но решительно подчинялась в нравственном сознании требованиям высшего универсального порядка. Как некогда пророк Иеремия проповедовал евреям политическое самоотречение и покорность чужому завоевателю, как Исайя видел спасителя своего народа в персидском царе Кире, так величайший патриот Италии, Данте, призывал для спасения своего отечества немецкого императора из-за Альп. Первоначально отечество было священно как вотчина своего, настоящего бога, теперь оно само признается чем-то абсолютным, становится единственным или, по крайней мере, самым высшим предметом поклонения и служения. Такое идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактической враждой к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель. В историческом процессе все более и более обнаруживается действие сил, объединяющих человечество, так что исключительное национальное обособление становится физической невозможностью. Сознание и жизнь приготавливаются к усвоению новой, истинной идеи патриотизма, выводимой из сущности христианского начала: «в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы».   
Подробнее

Патриотизм

Большой Энциклопедический Словарь
(от греч. patriotes - соотечественник - patris - родина),любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.
Подробнее

Патриотизм

Исторический словарь
- глубокое чувство любви к родине, готовность служить ей, укреплять и защищать ее.
Подробнее

Патриотизм

Исторический словарь
(от греч. patris - родина, отечество), любовь к родине, преданность ей, стремление своими действиями служить ее интересам, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Основы патриотизма высказаны словами св. Иоанна Кронштадтского: "Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, поэтому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить, чтобы наследовать жизнь вечную". опирается на строгую иерархию духовных ценностей и осознание духовного самоопределения. "В основе патриотизма, - писал И.А. Ильин, - лежит акт духовного самоопределения. может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное, которая живым опытом испытала объективность и безусловное достоинство этого священного - и узнала его в святынях своего народа". Система ценностей Святой Руси создала все условия для высшего духовного самоопределения, а значит, и зрелого патриотизма русского народа. Опираясь на эту систему ценностей, русский человек осознает свою духовную силу и мощь, здоровье, чувство гордости и удовлетворения от своего образа жизни и мысли. "Ты должен посвятить Отечеству свой век, коль хочешь навсегда быть честный человек" (Д.И. Фонвизин). О. Платонов
Подробнее

Патриотизм

Исторический словарь
— любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу.
Подробнее

Патриотизм

Политический словарь
- любовь к отечеству, преданность ему, стремление действиям служить его интересам.
Подробнее

Патриотизм

Политический словарь
эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов. 
Подробнее

Патриотизм

Политический словарь
Любовь к Родине, преданность своему народу. П. имеет различное социальное содержание в различные исторические эпохи. Понятие "П." возникло в древности.
Подробнее

Патриотизм

Политический словарь
( гр. patrisродина, отечество) - любовь к родине, преданность своему отечеству.
Подробнее

Патриотизм

Социологический словарь
— любовь к Родине (большой и малой), одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями существования обособленных отечеств.
Подробнее

Патриотизм

Социологический словарь
(от греч. patris - родина,  отечество) - англ. patriotism; нем. Patriotismus. Любовь  к родине, преданность своему отечеству, своему народу.  См. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ,  НАЦИОНАЛИЗМ,  КОСМОПОЛИТИЗМ. 
Подробнее

Патриотизм

Социологический словарь
(греч patris - отечество) - нравственный и политический принцип,  социальное  чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы  интересам страны, стремление защищать интересы  родины и своего народа.  Исторический источник П. - веками и тысячелетиями закрепленное существование обособленных государств, формировавшие привязанность  к родной земле, языку,  традициям.  В условиях образования наций и образования национальных государств П. становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. Приобретает особую актуальность в период формирования новых государств, развития национальных и национально-освободительных движений, войн. П. сыграл позитивную роль,  объединив народы в борьбе с иноземной агрессией в истории России и СССР. Психологической базой П. является чувство  сопринадлежности к той или иной системе, общности. В современных условиях интеграции, интернационализации и глобализации П. направлен на социальный прогресс,  помогает сохранять особенности национальной культуры народов. Показательны в этом отношении слова Н.Г. Чернышевского: тот, кто не принадлежит своей Отчизне, не принадлежит и человечеству. Доведенный до абстрактного абсолютизирования П. Выражает узкокорыстные интересы и смыкается с национализмом и шовинизмом . Напротив, когда любовь к Родине становится осознанным внутренним стремлением человека,  он способен занять определенную идейную позицию, стать патриотом. С.П. Винокурова
Подробнее

Патриотизм

Философский словарь
(греч-родина): моральная позиция, выражающаяся в любви к родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу. выражается и в критическом отношении к существующей социальной несправедливости, в желании отдать свои силы для ее ликвидации и для процветания и благополучия отечества. Вместе с тем патриотизм предполагает и уважительное отношение к другим народам и их культурам, исключающее высокомерие, чувство превосходства над ними, признание прав народов на свою независимость и самостоятельность. Чувство патриотизма помогает человеку осознать свою принадлежность к той или иной культуре, усвоить ее богатства, без чего он не может состояться как личность. «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству» (В. Г. Белинский).
Подробнее

Патриотизм

Философский словарь
- любовь к отечеству. Когда собирательная жизнь человечества держалась на кровной связи между членами отдельных небольших групп, чувство общественной солидарности совпадало с чувством семейным. Такой первичный патриотизм рода или племени совместен и с кочевым бытом. При переходе племени к оседлому земледельческому быту, патриотизм получает свое специфическое значение, становясь любовью к родной земле. Это чувство естественно слабеет в городском быту, но здесь развивается новый элемент патриотизма - привязанность к своей культурной среде или к родной гражданственности. С этими естественными основаниями патриотизма, как природного чувства, соединяется его нравственное значение, как обязанности и добродетели. Основной долг благодарности к родителям расширяясь в своем объеме, но не изменяя своей природы, становится обязанностью по отношению к тем общественным союзам, без которых родители произвели бы только физическое существо, но не могли бы дать ему преимуществ достойного человеческого существования. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение. Отечество не было только географическим и этнографическим термином - оно было вотчиной особого бога, который сам, по всей вероятности, был более или менее отдаленной трансформацией умершего родоначальника. Таким образом, служба родине была деятельным богослужением, и патриотизм совпадал с благочестием. Не культ зависел от родины, а родина, как такая, создавалась культом: отечество было землею отцовских богов, и потому беглецы, уносившие с собой этих богов, через них основывали новое отечество. Забирать к себе чужих богов было самым прочным средством для завоевания чужих земель, как это и делалось римлянами. Мирный синкретизм различных культов, преобладавший у эллинов, также содействовал ослаблению местного патриотизма. К концу древнего мира греческое смешение и римское поглощение привели к образованию двоякого патриотизма, окончательно упразднявшего этнографические и географические границы: патриотизм общей государственности (воплощенный окончательно в лице императора, на которого в учреждении кесарской апофеозы было перенесено и религиозное значение общего отечества) и патриотизм высшей культуры. У евреев патриотизм хотя сохранил преобладающий религиозный характер, но при этом стал также универсальным. Через духовную работу пророков еврейский народ дошел до сознания, что его племенной и местный Бог есть единое божество над всем миром. В сознании пророков и апостолов первое, земное отечество должно было погибнуть, чтобы возродиться во всеобъемлющем царствии Божием. К познанию и созиданию этого царства призывались все народы и этим освящался патриотизм национальный, но лишь под условием всечеловеческой солидарности, то есть как любовь к своему народу не против других, а вместе со всеми другими. Не только для исполнения, но и для сознания большинством человечества этого высшего требования нужен был еще не окончившийся доныне переходный процесс, характеризуемый преобладанием исключительно-национального патриотизма и враждебного соперничества народов. В v-srednie-veka-4690.html">средние века народная вражда не имела принципиального значения, уступая теократической идее (царства Божия), в двух ее исторических материализациях - церковной (папство) и государственной (империя). Естественная любовь к ближайшему отечеству существовала, но решительно подчинялась в нравственном сознании требованиям высшего универсального порядка. Как некогда пророк Иеремия проповедовал евреям политическое самоотречение и покорность чужому завоевателю, как второй Исаия видел спасителя своего народа в персидском царе Кире, так величайший патриот Италии Дант призывал для спасения своего отечества немецкого императора из-за Альп. В чисто национальном виде патриотическое чувство ярко проявилось в начале XV в. во Франции в лице Иоанны д&Арк. Столетняя война французов с англичанами не имела принципиального характера в других отношениях: в религиозном обе стороны принадлежали к одной и той же церкви, в политическом - к одному и тому же феодально-монархическому строю; основы быта общественного были одни и те же; война представлялась сначала лишь династической борьбой Валуа и Плантагенетов за престол Франции. Но постоянные встречи с чужим народным характером мало помалу пробуждали у французов ревнивое чувство своей народности и вызвали, наконец, откровение национальной идеи. Иоанна д&Арк впервые дала простую и ясную формулу чисто национальному патриотизму: быть независимыми от чужеземцев на своей земле и иметь среди себя своего собственного верховного главу. В Германии столетием позднее возбуждение национального патриотизма в борьбе с чужеземной церковной властью ослаблялось и осложнялось принципиальным религиозным значением этой власти, которая для многих перевешивала национальные требования. Вследствие этого произошел раскол между немцами-католиками и немцами-протестантами, и национальный патриотизм Германии мог утвердиться только в XIX в. с ослаблением религиозного чувства и под влиянием внешней борьбы за политическое существование против двух Наполеонов. Подобным же образом в борьбе с чужими элементами развивался национальный патриотизм и в других странах. В настоящее время он достигает, по-видимому, своего кульминационного пункта. В передовой европейской стране - Франции - патриотизм, для большинства нации, заменил собой религию. Первоначально отечество было священно как вотчина своего, настоящего бога; теперь оно само признается чем-то абсолютным, становится единственным или, по крайней мере, самым высшим предметом поклонения и служения. Такое идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактической враждой с чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель. В историческом процессе все более и более обнаруживается действие сил, объединяющих человечество, так что исключительное национальное обособление становится физической невозможностью. Повсюду сознание и жизнь приготовляются к усвоению новой, истинной идеи патриотизма, выводимой из сущности христианского начала: "в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы". Вл. С.
Подробнее

Патриотизм

Философский словарь
(греч. patre - родина) - общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, к-рое проявляется в определенном образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к родине. «, - писал В. И. Ленин, - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (т. 37, с. 190). Любовь к родине включает: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; gordynja-4725.html">гордость социальными и культурными достижениями своей страны; сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам об-ва; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (к городу, деревне, области, стране в целом). П. как общественное явление прежде всего относится к области социальной психологии, однако одновременно имеет и моральное значение. Все указанные проявления П. нашли отражение в моральном сознании человечества и в содержании различных моральных требований. Именно поэтому понятие П. и представляет собой один из принципов нравственности. В эксплуататорском об-ве П. имеет противоречивую природу, поскольку он характеризует отношение людей к нации в целом, тогда как она разделена на антагонистические классы. Подлинная любовь к родине в эксплуататорском об-ве в наибольшей степени свойственна трудящимся, но, поскольку они не являются хозяевами страны и подвергаются у себя на родине угнетению, любовь к отечеству совмещается у них обычно с ненавистью к господствующим в нем порядкам и его правящей верхушке, а часто также с общественной пассивностью. Народ мог принимать активное участие в делах родины лишь во время больших исторических потрясений. Именно в эти периоды резко обострялись патриотические чувства масс, хотя сами они никогда не пользовались плодами своих побед. П. революционных деятелей прошлого всегда был тесно связан с ненавистью к господствующим порядкам, подавляющим творческие силы народа, к паразитической верхушке об-ва. В социалистическом об-ве патриотические чувства народа получают свободное развитие; П. впервые становится всенародным. Социалистическому П. присуще органическое слияние любви к родине и преданности делу коммунизма. Поскольку подлинные интересы социалистической родины совпадают с интересами международного рабочего движения, социалистический П, тесно связан также с пролетарским интернационализмом. В социалистическом об-ве П. народных масс носит не пассивный, а активно-деятельный характер, и не только в периоды войн, но и в повседневном труде на благо родины. Социалистический П.-один из важнейших принципов коммунистической нравственности. Все ее осн. требования, затрагивающие вопросы отношения к труду, общественно-политической деятельности, межнациональных отношений, формирования личности, так или иначе связаны с социалистическим П., т. к. их выполнение является вместе с тем обязанностью перед своим народом.
Подробнее

Патриотизм

Философский словарь
(от лат. pater - отец) - благородная любовь к Родине как к месту рождения или же как к стране, принявшей человека и признаваемой им самим в качестве таковой согласно своему внутреннему чувству принадлежности. Ап. Павел, к примеру, связывал сознание своего человеческого достоинства с гражданством родного г. Тарса (Деян.21.39) и в этом смысле был патриотом, но совершенно очевидно для него первенствующее значение небесного гражданства всех христиан. П.Чаадаев: мы в России в основном "имеем пока только патриотические инстинкты", а не развитое и зрелое патриотическое сознание, вырастающее из свободы духа и продуманности личного =-svoboda-vybora-6366.html">выбора, чувства высшей правды и ответственности, самоотверженности и нравственной чистоты. Вл.Соловьев, Н.Бердяев, Г.Федотов и др. русские философы были людьми, чей патриотизм вытекал из христианской веры в Бога, в замыслах которого Россия имеет особое религиозное призвание. Отсюда - специфически духовное понимание ими русской идеи и убеждение в том, что лишить народ такой идеи - значит сделать его жизнь бессмысленной, превратить ее в бездумное существование. противостоит национализму и шовинизму, главный мотив которых - греховное самоутверждение и жажда господства, которые не могут иметь религиозного и нравственного оправдания. "Религиозная вера есть величайшая сила, призванная углублять, очищать и облагораживать инстинкт личного и национального самосохранения" (И.Ильин). "Мы должны сделать все усилия для того, чтобы исступленный национализм не становился продолжателем - в какой-то новой форме - извращений тоталитаризма" (Папа Иоанн Павел II).
Подробнее

Патриотизм

Философский словарь
(греч. patris — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием к-рого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины. П.— “одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств” (Ленин В. И. Т. 37. С. 190). Исторически элементы П. в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности. С углублением социальных антагонизмов в содержании П. складываются классовые компоненты, что порождает сложную проблему взаимоотношения классового и общечеловеческого, классового и национального в П. Исторический опыт показал недопустимость подмены любви к отечеству приверженностью узкопонятым интересам, ценностям классов и социальных групп. П.— одна из форм диалектического сочетания личных и общественных интересов, единения человека и об-ва. Патриотические чувства, идеи возвышают личность, когда они сопряжены с уважением к народам др. стран и не вырождаются в психологию национальной исключительности.
Подробнее

Патриотизм

Толковый словарь Ожегова
Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу
Подробнее