Объект

Что такое Объект? Значение слова «Объект» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Значение «Объект» в словарях

Объект

Политический словарь
( лат. ob ectum предмет) - предмет, составляющий часть внешнего, материального мира; предмет познания и деятельности человека, субъекта.
Подробнее

Объект

Социологический словарь
(от лат. objectum - предмет)  - англ. object; нем. Objekt. 1. Предмет, явление,  процесс  или их отдельные стороны, существующие в реальной действительности. 2. Предмет, явление, процесс, на к-рые направлена к.-л. деятельность,  мысль, чувство  и т. д. 3. То, что противостоит субъекту  в его предметно-практической и познавательной деятельности.
Подробнее

Объект

Философский словарь
1. В собственно философском смысле сущность вне субъективных ощущений, вещь в себе: ничто, субстанция, недобытие и т. п. В псевдогносеологическом смысле мнимовнешняя часть субъекта, область внимания и сосредоточенности, то есть часть сферы сознания, находящаяся в том или ином напряжении, связанная со смыслами и представлениями. В бытовом и научном смысле аберрация ума, аналогичная предыдущей (пункт 2), но оправданная здравыми соображениями и имеющая в ряде случаев практическое значение. Идеальных объектов как таковых не бывает. Любая идеальная конструкция - это заобъект внутрисознательного "объекта" (пункты 2 и 3). Пусть человек производит операции с треугольником. Это или нарисованный треугольник, или треугольник в его реальном воображении, то есть все это не треугольники в геометрическом значении. Геометрический треугольник - идеальный флюид над треугольниками, что даны психологически.
Подробнее

Объект

Психологический словарь
1. Наиболее широкое значение – все, что угодно. 2. В исследованиях восприятия и познания – аспект окружения, который осознается кем-то. Это значение выражается в таких фразах, как стимульный объект, в отношении физического объекта, который кто-то обнаруживает, ощущает или распознает, объект внимания, в отношении того, на что обращают внимание или рассматривают, объект мысли, в отношении того, о чем рассуждают, думают и т. д. 3. Цель или конечное состояние. 4. В психоаналитической теории – личность, часть личности или символическое представление чего-то, на что ориентированы поведение, мысли и стремления. В классической модели считается, что объект требуется человеку для того, чтобы получить удовлетворение инстинктов. Обратите внимание, что эти значения располагаются по всему диапазону – от физического до перцептивного, концептуального и символического, также как от неодушевленного до личного. Не удивительно, что имеется тенденция использовать этот термин в составной форме с уточнением объекта или субъекта объекта; см. примеры в следующих статьях.
Подробнее

Объект

Психологический словарь
Нем.: Objekt. - Франц.: objet. - Англ.: object. - Исп.: objeto. - Итал.: ogge-to. - Португ.: objeto.o Понятие объекта рассматривается в психоанализе с трех основных точек зрения:А) В связи с влечением: ведь именно в объекте или посредством объекта влечение может достичь своей цели или удовлетворения. Это может быть человек в целом или частичный объект, объект реальный или фантазматический.Б) В связи с любовью (или ненавистью): речь здесь идет об отношении к личности в целом, к какой-то инстанции Я или же к объекту в целом (личность, сущность, идеал и пр.) (соответствующим прилагательным здесь будет "объектный").В) При традиционном использовании в философии или психологии познания - в связи с воспринимающим и познающим субъектом: объект есть то, что имеет устойчивые и постоянные признаки, которые в принципе могут быть восприняты всем сообществом субъектов независимо от их индивидуальных желаний и мнений (соответствующее прилагательное "объективный").o В психоаналитических трудах термин "объект" встречается также в различных сочетаниях, таких, как "выбор объекта"*, "любовь к объекту"*, "утрата объекта"*, "объектное отношение"* и пр., которые могут вызвать затруднения у читателя-непрофессионала. понимается здесь близко к тому, как он трактуется в языке литературы "объект моей страсти", "объект моей ненависти" и пр. В данном случае слово "объект" не предполагает понятия вещи как неодушевленного, доступного любым манипуляциям предмета, который обычно противопоставлен понятиям одушевленного существа или личности.I. Все эти смыслы понятия "объект" в психоанализе опираются на фрейдовскую концепцию влечения. Анализируя понятие влечения, Фрейд проводит различие между его объектом и целью*: "Введем два термина. Назовем сексуальным объектом лицо, обладающее сексуальной привлекательностью, а сексуальной целью - действие, к которому подталкивает влечение" (1). Это противопоставление навсегда сохранилось у Фрейда; оно явно присутствует у него и в самом развернутом определении влечения: "... объект влечения есть то, в чем или посредством чего влечение может достичь своей цели" (2а); однако объект определяется и как возможное средство удовлетворения: "Это наиболее переменчивый аспект влечения, связанный с ним не изначально, но лишь впоследствии - благодаря его способности обеспечивать удовлетворение" (2Ь). Этот опорный тезис Фрейда о случайности объекта вовсе не означал, что влечение может удовлетвориться любым объектом: речь шла лишь о том, что объект влечения, подчас весьма своеобразный, определяется индивидуальной историей конкретного субъекта, особенно историей его детства. есть тот момент влечения, который менее всего обусловлен врожденным телесным и душевным складом субъекта.Подобный подход вызвал ряд возражений. Суть проблемы подытожил Фэрберн [Fairbairn] (3): чего, собственно, ищет либидо - удовольствия (pleasure-seeking) или объект (object-seeking)? Для Фрейда несомненно, что либидо, даже изначально нацеленное на конкретный объект (см.: Опыт удовлетворения), есть прежде всего нечто, направленное на удовлетворение и на скорейшее ослабление напряжения, - теми способами, которые доступны той или иной эрогенной зоне. Однако мысль о взаимосвязи между природой и "судьбой" целей и объектов влечения (она подчеркнута в самом понятии объектного отношения) вовсе не чужда Фрейду (о дискуссиях по этому вопросу см.: ное отношение).Фрейдовское понятие объекта влечений было выдвинуто в "Трех очерках по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905) на основе анализа сексуальных влечений. Что же представляет собой - в рамках первого фрейдовского дуализма - объект других влечений, особенно влечений к самосохранению? Этот объект (например, пища) конечно же более жестко обусловлен непосредственными жизненными потребностями.Однако различие между сексуальными влечениями и влечениями к самосохранению не должно приводить к слишком резкому противопоставлению их объектов: в одном случае условного, в другом - детерминированного биологическими факторами. По Фрейду, сексуальные влечения поначалу примыкали к влечениям, направленным на самосохранение: именно они указывали сексуальным влечениям путь к объекту.Понятие примыкания* дает ключ к разгадке запутанной проблемы объекта влечений. Возьмем, к примеру, оральную стадию: на языке влечений к самосохранению объект здесь - пища; на языке орального влечения - то, что поглощает, инкорпорирует, включая и все то, что привносится в этот процесс воображением. Психоанализ оральных фантазмов показывает, что деятельность поглощения может относиться и к любым другим объектам, не связанным с пищей, и в этом суть "орального объектного отношения".II. Понятие объекта в психоанализе следует связывать не только с влечением - если оно вообще может быть схвачено в чистом виде. Это понятие обозначает также все то, что служит объектом притяжения, объектом любви, - обычно конкретное лицо. Лишь психоаналитическое исследование позволяет нам обнаружить - за пределами общего отношения Я к объектам любви - игру влечений во всем их многообразии, изменчивости, фантазматичности. При анализе понятия сексуальности и влечения проблема связи между объектом влечения и объектом любви в явной форме у Фрейда не возникала. Да иначе и быть не могло, поскольку в первом издании "Трех очерков" (1905) главным было противопоставление между детской и постпубертатной сексуальностью. Детская сексуальность выступала, по сути, как автоэротическая*, поскольку на этой стадии фрейдовской мысли внимание почти не уделялось отношению сексуальности к объекту, отличному от собственного тела (хотя бы в воображении). Тем самым влечение у ребенка оказывается частичным скорее по способу удовлетворения (локальное удовольствие*), нежели по типу объекта, на который оно направлено. Лишь в период половой зрелости происходит выбор объекта. Прообразы и первые наброски этого этапа относятся к детскому периоду, однако оказывается, что лишь теперь человеческая сексуальность объединена в нечто цельное и направлена на другого человека.Как известно, в период между 1904 и 1924 г. противопоставление между детским автоэротизмом и постпубертатным выбором объекта постепенно сглаживается. Описание различных догенитальных стадий либидинального развития показало различия в способах "объектного отношения". Двусмысленность понятия автоэротизма (ведь его можно было понять так, что субъект поначалу вовсе отказывает в существовании любому внешнему объекту - реальному или фантазматическому) развеивается. Влечения, взаимодействие которых лежит в основе автоэротизма, называются частичными потому, что их удовлетворение связано не только с отдельной эрогенной зоной, но и с так называемыми частичными объектами*. Между этими объектами устанавливаются отношения символической равнозначности, показанные Фрейдом в работе "О смещении влечений, особенно в области анального эротизма" (?ber Triebumsetzungen, insbesondere der Analerotik, 1917), а также отношения взаимодействия и обмена, в силу которых влечения претерпевают ряд превращений. Проблематика частичных объектов разрушает все то общее, что было присуще относительно цельному и нерасчлененному понятию сексуального объекта на ранних стадиях фрейдовской мысли. При этом возникает потребность отделить объект влечения в собственном смысле слова от объекта любви. Первый определяется главным образом своей способностью удовлетворять данное влечение. Речь может идти о человеке, что, однако, не обязательно, поскольку к получению удовольствия способен тот или иной участок тела. Тем самым подчеркивается условность объекта, его подчиненность удовольствию. Что же касается объекта любви, то он вводит в действие, наряду с ненавистью, еще одну пару понятий: "...понятия любви и ненависти должны обозначать не отношения влечений к их объектам, но лишь отношения целостногоЯ к объектам" (2с). С точки зрения терминологической, здесь важно отметить следующее: хотя Фрейд выявил специфику отношения к частичным объектам, он тем не менее называл "выбором объекта" лишь отношения человека в целом к объектам любви, выступающим также как целостные субъекты.Это противопоставление между частичным объектом (объект влечения и особенно догенитальный объект) и целостным объектом (объект любви и особенно генитальный объект) свидетельствует о том, что в психогенетической перспективе психосексуальное развитие субъекта предстает как переход с одной стадии на другую посредством постепенного подчинения частичных влечений генитальной организации. С этой точки зрения, генитальная стадия требует усиленного внимания к объекту во всем разнообразии и богатстве его качеств, во всей его независимости. любви - это не просто место, куда устремляются влечения, не просто нечто предназначенное к поглощению.Несмотря на всю важность разграничения между частичным объектом и объектом любви, оно не обязывает нас именно к такой трактовке проблемы. С одной стороны, частичный объект можно считать одним из неустранимых и неуничтожимых полюсов сексуального влечения. С другой стороны, как показывает психоаналитическое исследование, целостный объект не представляет собой чего-то окончательно сложившегося, более того - он никогда полностью не освобождается от моментов нарциссизма: его склад определен не столько более или менее удачным синтезом различных частичных влечений, сколько их соединением в форме, созданной по образу Я (а,).В работе "К введению в нарциссизм" (Zur Einf?hrung des Narzissmus, 1914) нелегко определить собственный статус объекта любви: с одной стороны, перед нами выбор объекта по примыканию*, при котором сексуальность стушевывается в пользу функции самосохранения, с другой - нарциссический выбор объекта* по образу Я, вклинивающегося где-то между "матерью-кормилицей", "отцом-защитником" и тем, "каков я есмь, каким я был и каким я хотел бы быть".III. Наконец, психоаналитическая теория обращается к понятию объекта и в его традиционном философском смысле, т. е. в паре с воспринимающим и познающим субъектом. Конечно, при этом возникает проблема отношения между объектом в таком понимании и сексуальным объектом. Помыслить становление объекта влечений и тем более построить генитальный объект любви во всей его полноте, независимости, цельности невозможно, если не связывать этот процесс с постепенным становлением объекта восприятия: "объектное" и "объективное" взаимосвязаны. Делалось немало попыток согласовать психоаналитические представления о возникновении объектного отношения с данными генетической психологии познания и даже построить "психоаналитическую теорию познания" (о подходе Фрейда к этому вопросу см.: Я-удовольствие - Я -реальность, Испытание реальности).
Подробнее

Объект

Психологический словарь
(OBJECT) Сущ.То, на что направлено действие или желание; то, что необходимо СУБЪЕКТУ для достижение инстинктного УДОВЛЕТВОРЕНИЯ; то, с чем соотносит себя субъект. В работах по психоанализу объект - это почти всегда человек, части человека либо СИМВОЛЫ того или другого. Эта терминология сбивает с толку читателей, для которых более привычным является употребление термина "объект" в значении "вещь", т.е. нечто, что не является человеком. Отсюда: объект внешнийобъект, осознаваемый субъектом как внешний по отношению к себе, в противоположность внутреннему объекту (см. ниже). объект внутреннийобъект-представление, которое обрело значимость внешнего объекта (см. выше). Внутренние объекты представляют собой фантомы, т.е. встречающиеся в ФАНТАЗИЯХ образы, на которые человек реагирует как на "РЕАЛЬНЫЕ". Они возникают из внешних объектов путем ИНТРОЕКЦИИ и считаются локализованными во внутренней (психической) реальности. объект-катексис Вложение ЭНЕРГИИ во внешний объект, в отличие от вложения ее в себя (нарциссический КАТЕКСИС, см. также НАРЦИССИЗМ). объект-либидо ЛИБИДО, вкладываемое в объекты, в противоположность нарциссическому либидо, вкладываемому в себя. объект-отношение Отношение субъекта к своему объекту - но не отношение между субъектом и объектом; последнее представляет собой интерперсональное отношение. Это объясняется тем, что психоанализ есть психология индивида, где объекты и отношения обсуждаются только с точки зрения отдельного субъекта. -отношение может быть представлено либо внешним, либо внутренним объектом (см. выше). объект переходный , который субъект рассматривает как находящийся между собой и другим человеком; типичный пример - кукла или кусок материи, которым ребенок очень дорожит и который он использует в качестве поддержки, но с которым нет необходимости обращаться как с человеком. Понятие предложено Winnicott (1958), считающим, что такие объекты помогают детям осуществить переход от ИНФАНТИЛЬНОГО нарциссизма к объектной любви, и от ЗАВИСИМОСТИ к уверенности в себе. объект плохой , ненавидимый субъектом или внушающий ему страх; воспринимающийся как злонамеренный. ПЛОХОЙ объект может быть внутренним или внешним (см. выше). объект-представление Психическое представление об объекте. Строго говоря, все ЭКОНОМИЧЕСКИЕ понятия, т.е. объект-КАТЕКСИС, объект-ЛИБИДО относятся к психическим представлениям об объектах, но не к самим объектам; иначе необходимо было бы рассматривать возможность того, что психическая энергия связана со СТРУКТУРАМИ вне ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА и даже, возможно, того, что энергия переходит от одного аппарата к другому. См. ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ. объект-теория(отношений) Психоаналитическая теория, в которой потребность субъекта иметь отношение к объектам занимает центральное место, по контрасту с ИНСТИНКТ-ТЕОРИЕЙ, строящейся вокруг потребности субъекта ослабить инстинктное НАПРЯЖЕНИЕ. объект, удовлетворяющий потребность , который "любим" субъектом исключительно за его способность удовлетворять потребности и который не осознается субъектом как личность. Термин употребляется лишь при обсуждении характера привязанности младенца к своей матери. объект хороший , любимый субъектом и воспринимающийся как несущий добро. Хороший объект может быть либо ВНУТРЕННИМ, либо ВНЕШНИМ. объект целый , который субъект признает как человека, чьи права, чувства, потребности и т.д. подобны собственным. объекта выбор. нарциссический выбор объекта основан на ИДЕНТИФИКАЦИИ с объектом, сходным с субъектом. опорный выбор объекта основан на несходстве последнего с субъектом (см. также ОПОРНЫЙ). объекта постоянство Способность к поддержанию длительной связи с каким-либо одним конкретным объектом либо, с другой стороны, склонность отвергать заместителей знакомого объекта: так, ребенок, который проявляет постоянство объекта, отвергает заботу о себе со стороны кого-то другого, не-МАТЕРИ, и ему недостает именно ее, когда ее нет дома. объекта потеря Потеря внешнего объекта, как правило, хорошего. Событие, которое предшествует интроекции и/или СКОРБИ. объекта часть , являющий собой часть человека, например, ПЕНИС или ГРУДЬ. Различение целого объекта и части объекта иногда используется для того, чтобы провести, на первый взгляд, совершенно иное различение: между осознанием объекта как человека, чьи чувства и потребности так же важны, как и свои, и обращением с объектом как существующим исключительно для удовлетворения потребностей субъекта. См. объект, целый (выше) и объект, удовлетворяющий потребность (выше). объектная любовь Любовь к объекту, который осознается как не-Я, в противоположность ЛЮБВИ К СЕБЕ и ИДЕНТИФИКАЦИИ. объект любви - объект, который любим и на который направлена объектная любовь.
Подробнее

Объект

Психологический словарь
- фрагмент реальности, на которую направлена активность взаимосвязанного, с нею субъекта. Вещи, существующие независимо от субъекта, становятся объектами по мере того, как субъект взаимодействует с ними. В процессе действия и познания они выступают не как вещи в себе, но как вещи Для нас. Итак, взаимосвязь субъекта с объектом характеризует психический уровень взаимодействия человека с миром; его физиологический уровень определяется через взаимосвязь реакций с раздражителями. Сигнальный раздражитель опосредует взаимодействие между предметом как раздражителем и предметом как объектом. Такое различение объекта и раздражителя (соответственно - действия и реакции) - одна из важных особенностей подхода деятельностного в психологии.
Подробнее

Объект

Социологический словарь
- носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности.
Подробнее

Объект

Социологический словарь
(object) — см. Субъект и объект. 
Подробнее

Объект

Философский словарь
- то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, на что направлена эта деятельность.
Подробнее

Объект

Философский словарь
- то, что вне человека, не зависит от него, на что направлена деятельность человека, его внимание, познание.
Подробнее

Объект

Философский словарь
(от лат.-расположенное перед): все то, что предстает взгляду. В более узком смысле объект – это содержание нашей мысли, что противоположно мыслящему субъекту.
Подробнее

Объект

Философский словарь
— см. Субъект и объект.
Подробнее

Объект

Философский словарь
- нечто, на которое направлено наше внимание.
Подробнее

Объект

Философский словарь
- в современной философии внешнее по отношению к субъекту, то, что противостоит ему и на что направлена его познавательная деятельность. Иногда говорят также об объекте воли и желаний. В самопознании субъект делает объектом самого себя и свой внутренний мир. В схоластике объект - то, что существует в разуме в виде представления или идеи, в виде общего понятия, т.е. здесь объект противопоставлен субъекту, понимаемому как индивидуальное бытие.
Подробнее

Объект

Философский словарь
(от лат. objectum - предмет) - вещь, предмет. С кон. 18 в. (особенно у Канта) объектом называют то, что противостоит субъекту, т.е. сознанию, внутреннему миру как действительное, как часть внешнего мира. Теперь его более точно называют реальным объектом. Прежде понятием "объект" обозначали только то, что внутри мышления или сознания противостояло явлениям мысли в качестве мыслительного предмета и что теперь точнее называют идеальным объектом; см. Познание. Подобным образом обстоит дело с терминами "объективный" и "субъективный".
Подробнее

Объект

Психологическая энциклопедия
Нем.: Objekt. - Франц.: objet. - Англ.: object. - Исп.: objeto. - Итал.: ogge-to. - Португ.: objeto.o Понятиеобъекта рассматривается в психоанализе с трех основных точек зрения:А) В связи с влечением: ведь именно в объекте или посредством объекта влечение может достичь своей цели или удовлетворения. Это может быть человек в целом или частичный объект, объект реальный или фантазматический.Б) В связи с любовью (или ненавистью): речь здесь идет об отношении к личности в целом, к какой-то инстанции Я или же к объекту в целом (личность, сущность, идеал и пр.) (соответствующим прилагательным здесь будет "объектный").В) При традиционном использовании в философии или психологии познания - в связи с воспринимающим и познающим субъектом: объект есть то, что имеет устойчивые и постоянные признаки, которые в принципе могут быть восприняты всем сообществом субъектов независимо от их индивидуальных желаний и мнений (соответствующее прилагательное "объективный").o В психоаналитических трудах термин "объект" встречается также в различных сочетаниях, таких, как "выбор объекта"*, "любовь к объекту"*, "утрата объекта"*, "объектное отношение"* и пр., которые могут вызвать затруднения у читателя-непрофессионала. понимается здесь близко к тому, как он трактуется в языке литературы "объект моей страсти", "объект моей ненависти" и пр. В данном случае слово "объект" не предполагает понятия вещи как неодушевленного, доступного любым манипуляциямпредмета, который обычно противопоставлен понятиям одушевленного существа или личности.I. Все эти смыслы понятия "объект" в психоанализе опираются на фрейдовскую концепцию влечения. Анализируя понятие влечения, Фрейд проводит различие между его объектом и целью*: "Введем два термина. Назовем сексуальным объектом лицо, обладающее сексуальной привлекательностью, а сексуальной целью - действие, к которому подталкивает влечение" (1). Это противопоставление навсегда сохранилось у Фрейда; оно явно присутствует у него и в самом развернутом определении влечения: "... объект влечения есть то, в чем или посредством чего влечение может достичь своей цели" (2а); однако объект определяется и как возможное средство удовлетворения: "Это наиболее переменчивый аспект влечения, связанный с ним не изначально, но лишь впоследствии - благодаря его способности обеспечивать удовлетворение" (2Ь). Этот опорный тезис Фрейда о случайности объекта вовсе не означал, что влечение может удовлетвориться любым объектом: речь шла лишь о том, что объект влечения, подчас весьма своеобразный, определяется индивидуальной историей конкретного субъекта, особенно историей его детства. есть тот момент влечения, который менее всего обусловлен врожденным телесным и душевным складом субъекта.Подобный подход вызвал ряд возражений. Суть проблемы подытожил Фэрберн [Fairbairn] (3): чего, собственно, ищет либидо - удовольствия (pleasure-seeking) или объект (object-seeking)? Для Фрейда несомненно, что либидо, даже изначально нацеленное на конкретный объект (см.: Опыт удовлетворения), есть прежде всего нечто, направленное на удовлетворение и на скорейшее ослабление напряжения, - теми способами, которые доступны той или иной эрогенной зоне. Однако мысль о взаимосвязи между природой и "судьбой" целей и объектов влечения (она подчеркнута в самом понятии объектного отношения) вовсе не чужда Фрейду (о дискуссиях по этому вопросу см.: ное отношение).Фрейдовское понятие объекта влечений было выдвинуто в "Трех очерках по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905) на основе анализа сексуальных влечений. Что же представляет собой - в рамках первого фрейдовского дуализма - объект других влечений, особенно влечений к самосохранению? Этот объект (например, пища) конечно же более жестко обусловлен непосредственными жизненными потребностями.Однако различие между сексуальными влечениями и влечениями к самосохранению не должно приводить к слишком резкому противопоставлению их объектов: в одном случае условного, в другом - детерминированного биологическими факторами. По Фрейду, сексуальные влечения поначалу примыкали к влечениям, направленным на самосохранение: именно они указывали сексуальным влечениям путь к объекту.Понятие примыкания* дает ключ к разгадке запутанной проблемы объекта влечений. Возьмем, к примеру, оральную стадию: на языке влечений к самосохранению объект здесь - пища; на языке орального влечения - то, что поглощает, инкорпорирует, включая и все то, что привносится в этот процессвоображением. Психоанализ оральных фантазмов показывает, что деятельность поглощения может относиться и к любым другим объектам, не связанным с пищей, и в этом суть "орального объектного отношения".II. Понятие объекта в психоанализе следует связывать не только с влечением - если оно вообще может быть схвачено в чистом виде. Это понятие обозначает также все то, что служит объектом притяжения, объектом любви, - обычно конкретное лицо. Лишь психоаналитическое исследование позволяет нам обнаружить - за пределами общего отношения Я к объектам любви - игру влечений во всем их многообразии, изменчивости, фантазматичности. При анализе понятия сексуальности и влечения проблема связи между объектом влечения и объектом любви в явной форме у Фрейда не возникала. Да иначе и быть не могло, поскольку в первом издании "Трех очерков" (1905) главным было противопоставление между детской и постпубертатной сексуальностью. Детская сексуальность выступала, по сути, как автоэротическая*, поскольку на этой стадии фрейдовской мысли внимание почти не уделялось отношению сексуальности к объекту, отличному от собственного тела (хотя бы в воображении). Тем самым влечение у ребенка оказывается частичным скорее по способу удовлетворения (локальное удовольствие*), нежели по типу объекта, на который оно направлено. Лишь в период половой зрелости происходит выбор объекта. Прообразы и первые наброски этого этапа относятся к детскому периоду, однако оказывается, что лишь теперь человеческая сексуальность объединена в нечто цельное и направлена на другого человека.Как известно, в период между 1904 и 1924 г. противопоставление между детским автоэротизмом и постпубертатным выбором объекта постепенно сглаживается. Описание различных догенитальных стадий либидинального развития показало различия в способах "объектного отношения". Двусмысленность понятия автоэротизма (ведь его можно было понять так, что субъект поначалу вовсе отказывает в существовании любому внешнему объекту - реальному или фантазматическому) развеивается. Влечения, взаимодействие которых лежит в основе автоэротизма, называются частичными потому, что их удовлетворение связано не только с отдельной эрогенной зоной, но и с так называемыми частичными объектами*. Между этими объектами устанавливаются отношения символической равнозначности, показанные Фрейдом в работе "О смещении влечений, особенно в области анального эротизма" (?ber Triebumsetzungen, insbesondere der Analerotik, 1917), а также отношения взаимодействия и обмена, в силу которых влечения претерпевают ряд превращений. Проблематика частичных объектов разрушает все то общее, что было присуще относительно цельному и нерасчлененному понятию сексуального объекта на ранних стадиях фрейдовской мысли. При этом возникает потребность отделить объект влечения в собственном смысле слова от объекта любви. Первый определяется главным образом своей способностью удовлетворять данное влечение. Речь может идти о человеке, что, однако, не обязательно, поскольку к получению удовольствия способен тот или иной участок тела. Тем самым подчеркивается условность объекта, его подчиненность удовольствию. Что же касается объекта любви, то он вводит в действие, наряду с ненавистью, еще одну пару понятий: "...понятия любви и ненависти должны обозначать не отношения влечений к их объектам, но лишь отношения целостногоЯ к объектам" (2с). С точки зрения терминологической, здесь важно отметить следующее: хотя Фрейд выявил специфику отношения к частичным объектам, он тем не менее называл "выбором объекта" лишь отношения человека в целом к объектам любви, выступающим также как целостные субъекты.Это противопоставление между частичным объектом (объект влечения и особенно догенитальный объект) и целостным объектом (объект любви и особенно генитальный объект) свидетельствует о том, что в психогенетической перспективе психосексуальное развитие субъекта предстает как переход с одной стадии на другую посредством постепенного подчинения частичных влечений генитальной организации. С этой точки зрения, генитальная стадия требует усиленного внимания к объекту во всем разнообразии и богатстве его качеств, во всей его независимости. любви - это не просто место, куда устремляются влечения, не просто нечто предназначенное к поглощению.Несмотря на всю важность разграничения между частичным объектом и объектом любви, оно не обязывает нас именно к такой трактовке проблемы. С одной стороны, частичный объект можно считать одним из неустранимых и неуничтожимых полюсов сексуального влечения. С другой стороны, как показывает психоаналитическое исследование, целостный объект не представляет собой чего-то окончательно сложившегося, более того - он никогда полностью не освобождается от моментов нарциссизма: его склад определен не столько более или менее удачным синтезом различных частичных влечений, сколько их соединением в форме, созданной по образу Я (а,).В работе "К введению в нарциссизм" (Zur Einf?hrung des Narzissmus, 1914) нелегко определить собственный статус объекта любви: с одной стороны, перед нами выбор объекта по примыканию*, при котором сексуальность стушевывается в пользу функции самосохранения, с другой - нарциссический выбор объекта* по образу Я, вклинивающегося где-то между "матерью-кормилицей", "отцом-защитником" и тем, "каков я есмь, каким я был и каким я хотел бы быть".III. Наконец, психоаналитическая теория обращается к понятию объекта и в его традиционном философском смысле, т. е. в паре с воспринимающим и познающим субъектом. Конечно, при этом возникает проблема отношения между объектом в таком понимании и сексуальным объектом. Помыслить становление объекта влечений и тем более построить генитальный объект любви во всей его полноте, независимости, цельности невозможно, если не связывать этот процесс с постепенным становлением объекта восприятия: "объектное" и "объективное" взаимосвязаны. Делалось немало попыток согласовать психоаналитические представления о возникновении объектного отношения с данными генетической психологии познания и даже построить "психоаналитическую теорию познания" (о подходе Фрейда к этому вопросу см.: Я-удовольствие - Я -реальность, Испытание реальности).
Подробнее

Объект

Экономический словарь
- 1. предмет, явление, на который направлена какая-либо деятельность; 2. предприятие, учреждение, а также все то, что является местом какой-либо деятельности.
Подробнее

Объект

Юридический словарь
(лат. objectum) - в экономике: предприятия, организации, средства и факторы производства, элементы социальной сферы, характеризуемые как О., в котором сосредоточена или на который направлена экономическая деятельность, представляющие определенную сторону экономических интересов и отношений.
Подробнее