Либидо

Что такое Либидо? Значение слова «Либидо» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Значение «Либидо» в словарях

Либидо

Психологический словарь
(Libido). Энергия влечений к жизни. Характеризуется как поток энергии, свободно перетекающий от одной зоны внимания к другой, перемещаясь с изменчивой природой эмоциональной восприимчивости. Предполагается, что агрессивная энергия, или влечения к смерти, имеет такие же свойства, как и либидо.
Подробнее

Либидо

Психологический словарь
(от лат. libido - влечение, желание, стремление) - половое влечение, стремление к половой близости. Выраженность и направленность Л. определяются уровнем полового созревания, наследственностью, диэнцефальным отделом мозга, железами внутренней секреции, индивидуальным опытом. Понятие Л. в смысле полового инстинкта, сексуального желания использовалось М. Бенедиктом (1868) и А. Моллем (1898).3. Фрейд сделал его популярным. Фрейдовское понимание Л. эволюционировало и расширялось параллельно разработке им психоаналитической концепции. Сначала Л. означало энергию сексуального влечения, г. о. бессознательного. Затем Л. стало причастно и к др. формам любви: к родителям, детям, себе самому. Поскольку одним из краеугольных камней концепции была идея о возможности вытеснения и замещения Л. путем регрессии или сублимации (см. Защита психологическая), Л. явилось одним из наиболее важных объяснительных понятий психоанализа, с помощью которых вскрывался механизм нормального и патологического развития. Еще позже Л. стало связываться с 2 основными влечениями человека: к удовольствию, жизни (Эрос) и к разрушению, смерти (Танатос).В трактовке Л. К. Юнгом сказался его отход от Фрейда. Юнг не только очистил Л. от сексуальности, но и, рассматривая его как витально-психическую энергию, придал ему метафизический характер. Во всех психических феноменах - как сознаваемых, так и не сознаваемых субъектом - Юнг видел проявления единой энергии Л. При этом самим субъектом Л. переживается как бессознательное стремление или желание. В течение жизни Л. не остается неизменным: оно трансформируется и принимает разные символические формы. (И. А. Мещерякова.)
Подробнее

Либидо

Психологический словарь
(Libido) - в широком смысле психическая энергия.Впервые термин "либидо" Юнг употребил в своей работе "Психология раннего слабоумия", написанной в 1907 г. (CW 3; РП). В дальнейшем он анализировал это понятие в ряде статей, большая часть которых собрана в 8-м томе его собрания сочинений (CW 8). В своем представлении о либидо Юнг сознательно дистанцировался от понимания последнего Фрейдом, для которого либидо сохраняло первостепенное и доминирующее сексуальное значение."Я должен допустить, что чисто сексуальная этиология неврозов оказывается слишком узкой. В такой критике я основываюсь не на каком-либо предрассудке или предубеждении против сексуальности, но на весьма близком знакомстве с проблемой в целом. Поэтому я предлагаю освободить психоаналитическую теорию от чисто сексуального подхода. Вместо этого я хотел бы внести энергетическую точку зрения в психологию неврозов. Все психические явления могут рассматриваться как проявления энергии, подобно тому как все физические явления понимаются как энергетические реализации с того момента, как Роберт Майер открыл закон сохранения энергии. Субъективно и психологически эта энергия воспринимается и переживается как сильное желание. Я называю ее либидо, используя это слово в его первоначальном смысле, никак не сводимом только к сексуальному значению. Саллюстий использует его точь-в-точь в том же значении, что и мы, когда говорит: "Они получали больше удовольствия (либидо) в красивом оружии и боевых лошадях, чем в проститутках и пирушках"" (Цит. по: Jung С. G. Selected Writings / Ed. Storr A. N. Y., 1989. P. 56-61; см. также КП, пар. 567 "Психоанализ и невроз")."[] обозначает желание или импульс, которые не подчиняются никаким авторитетам, морали или чему бы то ни было. есть потребность организма в самом его естественном состоянии. С генетической точки зрения телесными потребностями, составляющими сущность либидо, являются голод, жажда, сон, секс и эмоциональные состояния или аффекты" (CW 5, par. 194; СТ, пар. 194).В другом месте Юнг пишет:"Психическая энергия есть интенсивность психического процесса, его психологическая ценность. Ценность в данном случае не представлена в своем качественном выражении, как моральная, эстетическая или интеллектуальная; психологическая ценность всегда имплицируется в своей определяющей (детерминирующей) мощи, выражающей себя в определенных психических эффектах. Я также не представляю либидо как психическую силу, недоразумение, сбившее с пути многих критиков. Я не гипостазирую понятие энергии, но использую его, чтобы определить интенсивность и значение. Вопрос о том, существует или нет особая психическая сила, не имеет ничего общего с понятием либидо" (Jung С. G. Dictionary of Analytical Psychology. L., 1983. P. 26-27).Таким образом, в аналитической психологии либидо рассматривается как психическая энергия, которая направляет и побуждает личность к любому виду деятельности. Интерес, внимание, различного рода стимуляция являются разными выражениями либидо. Проявление либидо в отношении какого-либо объекта определяет степень ценности этого объекта для индивида. может быть сколь угодно трансформируемо или замещаемо, но ни в коем случае не разрушено бесследно. Если либидо, связанное с одним объектом, исчезает, следует ожидать его возникновения где-то еще. Собственно, оно является показателем динамики жизненного процесса, проявляющегося в психической сфере человека. (Рассматривая энергетическую концепцию Юнга в характеристике психических явлений, небезынтересно отметить сходную позицию по этому вопросу, высказанную в свое время нашим соотечественником Николаем Гротом. А именно, что понятие психической энергии так же правомерно в науке, как и понятие физической энергии, и что психическую энергию можно изменять подобно физической. (См., в частности: Грот Н. Понятие души и психической энергии в психологии // Вопр. философии и психологии. 1897. Т. 37-38)" непостижимо никак иначе, кроме как в определенной форме, т. е. оно идентично образам фантазии. И мы можем вновь освободить его из бессознательного, лишь поднимая наверх соответствующие ему образы фантазий. Для этого мы даем бессознательному возможность доставить свои фантазии на поверхность" (ПБ, с. 286).Наряду с убеждением, что психическое представляет саморегулирующуюся систему, Юнг связывал либидо с целеполаганием. В общем и целом оно "знает", куда ему следует направляться для обретения психического здоровья." имеет, так сказать, природную склонность, напоминая воду, которая должна иметь перепад, чтобы течь" (CW 5, par. 337; СТ, пар. 337).Там, где налицо недостаток либидо, как, например, в случае депрессии, последняя направляется вспять, регрессирует для того, чтобы задействовать бессознательные содержания. Цель подобной реверсии - скомпенсировать установки сознания. Малый остаток энергии не позволяет себе быть использованным в сознательно избранном направлении."<...> мы не можем произвольно переводить "свободную" энергию на тот или иной рационально выбранный объект. То же самое в общем относится и к тем якобы свободным энергиям, которые мы получаем, с помощью редуктивных, выжигающих средств, разрушая их неподобающие формы <...> Такая энергия в лучшем случае лишь на короткое время может подчиняться управлению. Но по большей части она противится тому, чтобы сколь-нибудь длительный период придерживаться рационально навязываемых ей возможностей. Психическая энергия есть реальность прихотливая, которая хочет реализовывать свои собственные условия. Энергии может быть сколько угодно, однако мы не сможем использовать ее до тех пор, пока нам не удастся создать для нее надлежащий перепад или градиент" (ПБ, с. 89).Аналитической задачей в такой ситуации является обнаружение естественного "перепада" личностной энергии."Что это, что в данный момент и у данного индивида представляет побуждение жизни? Вот в чем вопрос" (CW 7, par. 488).
Подробнее

Либидо

Психологический словарь
(лат. libido - желание, влечение) [Moll А., 1897]. Стремление к половой близости в различных ее формах. Термин широко использовался в классическом психоанализе и трактовался как фактор, обусловливающий все развитие человеческой психики и проходящего сложную эволюцию. В развитии Л. S. Freud и его последователи выделяли такие фазы (стадии) психосексуального развития как анальную, оральную, фаллическую, нарцистическую, зрелой сексуальности. Такого рода смена фаз инфантильной сексуальности лишена научных оснований и проистекает из представлений древнего идонизма, рассматривавшего стремление к удовольствию как основное побуждение к жизни [Бассин Ф.Б., Ярошевский М.Г., 1989]. Психоаналитическая концепция Л. отражала позицию фрейдовского пансексуализма и в дальнейшем подвергалась ревизии со стороны A. Adler и C. Jung. Видный неофрейдист К. Horney [1939] пришла к полному отрицанию всей теории либидо. Г.С. Васильченко [1977], рассматривая либидо в системном аспекте, выделяет в нем энергетический (нейрогуморальный) компонент, проявляющийся как общий фон и воспринимаемый как состояние психофизиологического комфорта, и половую доминанту, которая обусловливает специфически-эротическую окраску Л., переключает внимание на сексуальный объект. Половая доминанта является корковым, условно-рефлекторным, компонентом Л. и неразрывно связана с нейрогуморальным компонентом.
Подробнее

Либидо

Психологическая энциклопедия
(от лат. libido - влечение, желание, стремление) - половое влечение - , уровень которого связан со стадией полового созревания, работой диэнцефального отдела мозга и желез внутренней секреции, наследственностью - и индивидуальным опытом.
Подробнее

Либидо

Социологический словарь
(от лат. libido, -mis - половое влечение)  -англ. libido; нем. Libido. 1. В психоанализе  - форма  энергии, к-рой заряжаются все псих, процессы  и структуры. 2. По К. Г. Ю н г у - псих, движущая сила  вообще. 3. По 3. Фрейду - инстинктивная сексуальная энергия, являющаяся движущей силой развития психики.
Подробнее

Либидо

Большой Энциклопедический Словарь
(лат. libido - влечение - желание, стремление), в сексологииполовое влечение. Одно из основных понятий психоанализа З. Фрейда,означающее преимущественно бессознательные сексуальные влечения, способные(в отличие от стремления к самосохранению) к вытеснению и сложнойтрансформации (патологической регрессии или сублимации и т. п.). К. Г. Юнгв полемике с Фрейдом лишил либидо исключительно сексуального характера,рассматривая его как психическую энергию вообще, своего родаметафизический принцип психики.
Подробнее

Либидо

Психологический словарь
(от лат. libido - влечение, желание, стремление) - половое влечение, уровень которого связан со стадией полового созревания, работой диэнцефального отдела мозга и желез внутренней секреции, наследственностью и индивидуальным опытом.
Подробнее

Либидо

Психологический словарь
- (от лат. libido - влечение, желание, стремление) в психоанализе - влечение к получению удовольствия; влечение к жизни (Эрос) и к разрушению, к смерти (Танатос). См. Психоанализ.
Подробнее

Либидо

Психологический словарь
(libido) - сексуальная энергия, питающая Ид.
Подробнее

Либидо

Психологический словарь
o Энергия, которую Фрейд считает подосновой всех преобразований сексуального влечения в том, что касается его объекта (смещение энергетических нагрузок), его цели (например, сублимация) и источника сексуального возбуждения (разнообразие эрогенных зон).У Юнга понятие "либидо" используется в расширенном смысле и означает "психическую энергию" как таковую, присутствующую во всем, что "устремляется к чему-либо"(лат. impetus).o Слово "либидо" означает по-латыни "желание". Фрейд утверждает, что заимствовал его у А.Молля (Untersuchungen ?ber die Libido sexualis, vol.I, 1898). Оно многократно встречается в письмах и рукописях, посланных Флиссу, - впервые в Рукописи Е, написанной, по-видимому, в июне 1894 г.Дать удовлетворительное определение либидо нелегко не только потому, что теория либидо развивалась параллельно с различными этапами теории влечений, но и потому, что само это понятие далеко не однозначно (а). Во всяком случае, Фрейд всегда подчеркивал две особенности влечений:1) с точки зрения качественной, либидо, вопреки желанию Юнга, нельзя свести к психической энергии как таковой. Если эта энергия и может быть "десексуализирована", особенно при нарциссических нагрузках, то это лишь вторичный процесс, связанный с отказом от собственно сексуальной цели.Кроме того, либидо у Фрейда - это вовсе не все поле влечений целиком. Поначалу оно противопоставлялось влечениям к самосохранению*. Но когда в конечном счете вся область влечений предстала у Фрейда как либидинальная по своей природе, тогда противопоставление сместилось, превратившись в противопоставление между влечениями либидо и влечениями к смерти. Юнговский монизм был чужд Фрейду, постоянно подчеркивавшему сексуальный характер влечения.2) упрочивается как понятие количественное: оно "...позволяет измерять процессы и преобразования сексуального возбуждения" (la). "Его возникновение, его возрастание и убывание, распределение и перемещение позволяют нам объяснять психосексуальные явления" (1b).Обе эти характеристики подчеркиваются в нижеследующем определении Фрейда: "Слово "либидо" взято из теории аффектов. Оно обозначает количественную (хотя в данный момент и недоступную измерению) сторону энергии влечений, связанных с тем, что понимается под словом "любовь"" (2).Поскольку сексуальное влечение расположено на границе между телесным и психическим, либидо есть не что иное, как его психический аспект, или, иначе, "динамическое проявление сексуального влечения в душевной жизни" (3). В первых сочинениях Фрейда о неврозе страха* (1896) понятие "либидо" обозначало энергию, отличную от соматического сексуального возбуждения: нехватка психического либидо приводит к возрастанию напряжения на соматическом уровне и непосредственно, без всякой психической обработки, порождает симптомы. При "отсутствии некоторых психических условий" (4) внутреннее сексуальное возбуждение выходит из-под контроля; возникающее при этом напряжение не может плодотворно использоваться психикой и между психическим и соматическим возникает разрыв, порождающий состояние тревоги.В первом издании "Трех очерков.по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905) либидо, которое относится к любви так же, как голод к пищевому инстинкту, предстает как нечто подобное сексуальному желанию, нацеленному на удовлетворение, и позволяет проследить различные его превращения: правда, при этом речь идет лишь об объектном либидо, которое сосредоточивается, фиксируется на объектах или же оставляет их, переходя с одного объекта на другой.Поскольку сексуальное влечение осуществляет давление, Фрейд определяет либидо как энергию этого влечения. Именно этот количественный аспект преобладает и в более поздней "теории либидо" с ее опорой на понятия нарциссизма и Я-либидо.Понятие Я-либидо легло в основу обобщенной картины либидинальной экономии, которая включила в себя всю область взаимодействий между нагрузками и противонагрузками, приглушив тем самым субъективный смысл понятия "либидо"; Фрейд и сам считал, что теория либидо стала при этом отвлеченной и умозрительной. Быть может, вводя в работе "По ту сторону принципа удовольствия" (Jenseits des Lustprinzips, 1920) понятие Эроса* как основы влечений к жизни, как стремления организмов сохранять целостность живой субстанции и создавать новые единства, Фрейд стремился восстановить в этом биологическом мифе то субъективное, качественное измерение, которое поначалу было присуще понятию (либидо).
Подробнее

Либидо

Психологический словарь
Под либидо я понимаю психическую энергию. /29/ Психическая энергия есть интенсивность психического процесса, его психологическая ценность. Под этим не следует понимать какую-нибудь приписанную ценность - морального, эстетического или интеллектуального характера; но данная психологическая ценность просто определяется по ее детерминирующей силе, которая проявляется в определенных психических действиях ("достижениях"). Но, говоря о либидо, я имею в виду не какую-то психическую силу, что нередко, по недоразумению, прописывалось мне моими критиками. Я не гипостазирую понятия энергии, а пользуюсь им как понятием для обозначения интенсивностей или ценностей. Вопрос о том, существует или не существует особенная психическая сила, не имеет ничего общего с понятием либидо. Я нередко пользуюсь термином "либидо" вперемежку с термином "энергия". Основания, по которым я называю психическую энергию "либидо", подробно изложены мной в моих трудах, указанных в сносках.
Подробнее

Либидо

Психологический словарь
Словообразование. Происходит от лат. libido - влечение, желание, стремление. Категория. Половое влечение. Специфика. Его уровень связан со стадией полового созревания, работой диэнцефального отдела мозга и желез внутренней секреции, наследственностью и индивидуальным опытом.
Подробнее

Либидо

Психологический словарь
- одно из ключевых понятий психоанализа. Обозначает некоторый вид энергии, чаще всего биохимической, которая лежит в основе потребностей и поступков человека. Понятие введено в научный оборот 3. Фрейдом (изначально использовалось как синоним сексуального влечения).
Подробнее

Либидо

Психологический словарь
(Libido). Часть психической энергии, ищущая удовлетворения исключительно в половом поведении (сексуальная энергия).
Подробнее

Либидо

Психологический словарь
(libido) Гипотетическая форма психической ЭНЕРГИИ, которая вложена в процессы, СТРУКТУРЫ и ОБЪЕКТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. Считается, что у есть источник: тело, или ИД; что либидо существует в различных формах, связанных с определенными ЭРОГЕННЫМИ ЗОНАМИ (ОРАЛЬНОЕ. АНАЛЬНОЕ, ГЕНИТАЛЬНОЕ либидо), и распределяется в различных структурах или процессах, которые либидизированы (или, иначе, содержат либидный катексис (см. КАТЕКСИС)). Фрейд первоначально говорил о либидо как об энергии, привязанной лишь к сексуальным инстинктам (см. СЕКС), однако позднее было сделано предположение, что и в ЭГО имеется либидо, и это эго-либидо есть производная от либидо, привязанного к объект-представлениям (объект-либидо). Эта в некотором роде любопытная формулировка происходит от двух других, а именно: а) то, что Эго вычленяется из Ид - следовательно, энергия Эго должна быть дифференцированной формой энергии Ид; б) то, что развитие Эго есть результат ФРУСТРАЦИИ со стороны родительских фигур и сопровождается ИДЕНТИФИКАЦИЕЙ с ними и их ИНТРОЕКЦИЕЙ; поэтому либидо, первоначально привязанное к ним, оказывается сцепленным с Эго, с ЛЮБОВЬЮ К СЕБЕ и с САМООСОЗНАНИЕМ, которые возрастают по мере того, как уменьшается привязанность к родителям. Эта формулировка подразумевает, что Эго является своим собственным объектом; отсюда - сделанное Federn (1952) различие между субъект-либидо, т.е. энергией, имеющейся у Я как у субъекта, и объект-либидо, т.е. энергией, предназначенной для вложения в объекты. Объект-либидо, вложенное в Эго, есть нарциссическое либидо. Те, кто верят в существование ИНСТИНКТА ЖИЗНИ и ИНСТИНКТА СМЕРТИ, логически вынуждены противопоставить либидо - энергии инстинкта жизни - другой вид энергии, характерный для инстинкта смерти. Хотя были сделаны попытки заполнить этот пробел введением понятий "МОРТИДО" и "ДЕСТРУДО", ни одно из них не привилось.
Подробнее

Либидо

Психологический словарь
- во фрейдизме - теоретическое понятие, призванное объяснить динамику психической жизни на базе аналогии с энергией, как она трактуется в физике. Одно из ключевых понятий психоанализа. У З. Фрейда исходно означало лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида специфическую психическую энергию - энергию сексуального влечения, имеющего прежде всего бессознательную форму. Эта энергия рассматривается как количественная величина, хотя пока не измеримая. Затем понятие было распространено и на другие формы поведения, связанные с отношениями к родителям, детям, к самому себе. , собственно, движет человеком: вся жизнь от рождения пронизана эротичностью. Первоначально эта энергия распределена в самом ребенке и он получает удовольствие от переживаний, связанных с отправлением естественных потребностей; ротовая полость и, позже, органы выделения выступают как основные зоны эрогенные. Но в возрасте около четырех лет эротический интерес выносится вовне и направляется на родителей - в основном противоположного пола. В такой ситуации родитель своего пола воспринимается как соперник, отчего ребенок бессознательно желает его ухода, смерти; а поскольку влечение к родителю противоположного пола и желание смерти родителю своего пола запретны, соответственные переживания вытесняются в бессознательное. У мальчика возникает комплекс Эдипа, у девочки - комплекс Электры. Возникает внутренний конфликт: ребенок зависим от родителя своего пола и одновременно агрессивен к нему, боясь При этом Наказания за запретные желания и поступки. Это, по сути, признание изначальной сексуальной развращенности ребенка было самым шокирующим в психоанализе классическом. Фрейд пытался обосновать филогенетическое происхождение либидо и считал, что оно, подобно голоду при влечении к пище, означает силу, с коей проявляется сексуальное влечение. В целом либидо - движущая сила сексуальной жизни, энергия сексуального влечения и потому иногда трактуется просто как сексуальное наслаждение или влечение к нему. Но оно может пониматься и как энергия психическая, имеющая сексуальную окраску, - то есть как продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике. имеет исключительно мужскую природу - даже у женщины. В силу того, что либидо может иметь не только энергетический потенциал, но и определенную направленность, было сформулировано положение, что в индивидуальном развитии возможно перенаправление либидинозной энергии в новое русло. Так была сформулирована идея о вытеснении и замещении сексуальной фиксированности либидо путем регрессии или сублимации. - доминирующий мотив человеческого поведения, проявляющийся в социально приемлемой форме благодаря сублимации, вытеснению и другим видам защиты психологической. Его воздействие на формирование, жизнедеятельность и поведение исключительно велико; сублимированное либидо имеет широчайший диапазон проявлений - от элементарных физиологических актов до творчества - и являет собой одну из важнейших характеристик деятельности психической. В более поздних работах Фрейд использовал понятие либидо как синоним влечения к жизни - Эроса. В окончательном варианте фрейдовского психоанализа под либидо понималась энергетическая основа двух основных влечений человека: 1) к удовольствию и жизни - Эрос; 2) к разрушению и смерти - Танатос. Идея бессознательной сексуальности, лежащей в основе поведения, в том числе его "высших" форм, - центральная идея Фрейда, из-за коей он подвергался жестокой критике, в том числе от собственных учеников. Согласно Фрейду, за многими проявлениями фантазии, творчества и прочего лежит прежде всего скрытая сексуальная проблематика, все это - как бы символическое воплощение нереализованных желаний. Согласно Фрейду, либидо подразделяется на две основные формы: 1) объект-либидо - определенная часть либидо, в результате выбора объекта (партнера по любви и дружбе) направляемая на этот объект или объекты; 2) Я-либидо - другая его часть, направляемая на собственное Я. Могут также разделяться: 1) либидо платоническое - основные проявления: платонические мечты, фантазии, ухаживание и общение; 2) либидо сексуальное - основные проявления: сексуальные фантазии, мастурбация, начало половой жизни, эксцессы и регулярная половая жизнь; 3) либидо эротическое - основные проявления: эротические фантазии, ласки и игры. В психологии аналитической К. Г. Юнга либидо не связывается с сексуальностью и рассматривается как витальная психическая энергия метафизического статуса, переживаемая индивидом как бессознательное стремление, облекаемое в различные символические формы.
Подробнее

Либидо

Психологический словарь
1. В психоанализе – гипотетическая психическая энергия, которая исходит из ид и является преимущественно сексуальной. Фрейд, который ввел этот термин, существенно изменил способ его употребления в своих поздних работах так, что чисто сексуальный компонент перестал занимать ведущее положение, и термин приобрел значение, более близкое к жизненной энергии. Это значение развивалось наряду с переосмыслением Фрейдом понятия инстинкта: в понятие инстинкта включались только Эрос и Танатос, а либидо считалось энергией Эроса. В более широких кругах психоаналитиков эти более поздние изменения никогда не возобладали над ранними теориями, у либидо сохранилась его сильная сексуальная коннотации. Вследствие этого, однако, термин с его несколько противоречивыми значениями часто используется для обозначения 2,3: 2. Любого сексуального или эротическое влечения или удовольствия. 3. Любой психической энергии, симо от сексуальности. Между этими двумя значениями находится подавляющее большинство современных способов употребления. Прилагательное - либидинальный.
Подробнее

Либидо

Психологический словарь
В теории психоанализа этот термин обозначает специфическую психическую энергию, лежащую в основе всех сексуальных проявлений. Первоначально Фрейд считал, что эта энергия имеет исключительно сексуальную природу, но в более поздних трудах он использовал понятие либидо как синоним жизненной энергии, побуждающей человека к самосохранению и воспроизводству себе подобных.
Подробнее

Либидо

Психологический словарь
(libido) - половое влечение: данный термин часто используется для обозначения силы полового влечения. В теории психоанализа либидо (аналогично инстинкту смерти) считается одним из основных источников энергии всей психической жизни. Нормальное развитие (см. Развитие психосексуальное) может быть изменено с помощью фиксации на определенном уровне и регрессии.
Подробнее

Либидо

Психологический словарь
(libido) Теория Л. яв-ся одной из наиболее широких и спорных концепций психоан. Л. относится к половому биолог. инстинкту, влечению или психич. энергии. Метапсихология изменений и преобразований Л. во время прохождения ребенком стадий психосексуального развития (оральной, анальной, фаллической, латентной и генитальной) образовала ядро ранних психоан. теорий психологии развития, психопатологии и клинической практики. Фрейд твердо верил в биолог. обусловленность Л. и возлагал большие надежды на его биолог. трактовку, но все же расширил это понятие, включив в него наряду с базисными сексуальными аспектами жизни еще и чувственные аспекты. К.-Г. Юнг подверг критике теорию Л. Фрейда уже в 1916 г., утверждая, что сексуальность является лишь разновидностью более первичной, недифференцированной формы психич. энергии или жизненной силы. Д. Рапапорт заменил понятие Л. понятием общей, неспецифической энергии побуждений, когда переплавлял традиционный, ориентированный на инстинкты и Оно психоан. в более широкую эго-психологию. Растущая озабоченность в связи с банкротством гидравлической и термодинамической моделей, а заодно и модели разрядки побуждения привела к устранению или ослаблению значения теории Л. во многих позднейших формулировках психоан. теории. Если оставить в стороне споры о том, какую роль играет Л. в психоан. теории или любой другой теории поведения и патологии, то свою полезность сохраняют две неизменные области понятий, выведенных из теории Л., в особенности если учитывать и уважать метапсихологический характер последних. Одна область - это качественные свойства Л. (или любой инстинктуальной энергии), к-рые служат в качестве структуры, процесса и орг-ции так называемого драйва, или побуждения. Вторая полезная область понятий, выведенных из теории Л., - понятия связанных с возрастным развитием прогрессивных изменений психосексуальности и объектных отношений. Либидинальная гратификация была поставлена в связь с чувственностью или активностью, сфокусированной на каждой из т. н. эрогенных зон тела, сменявших одна другую при прохождении стадий развития. Конкретные особенности характера и/или патологии связывались с успехами, неудачами и компромиссами на каждой ступени цепного процесса развития. Продвижение Л. от аутоэротизма (гратификация при посредстве собственного тела) к нарциссизму (любовь к самому себе) и объектной любви (гратификация через вовлеченность в отношения с другими людьми) служит дополнением последовательности психосексуального развития, добавляя еще одну важную генетическую линию, из к-рых в итоге формируется основа для психоан. диагностической классиф. См. также Сексуальность человека, Психоанализ Д. Л. Вертлиб
Подробнее

Либидо

Философский словарь
(лат.–страсть) – одно из основных понятий психоанализа, означающее половое влечение или в более общем плане – влечение к жизни и ее проявлениям, близкое к платоновскому Эросу. К. Юнг расширил это представление, понимая под либидо психическую энергию, волевой порыв для преодоления препятствий и трудностей в жизни человека. В процессе онтогенеза либидо приобретает различные символические формы, как правило, не осознаваемые человеком и требующие расшифровки в рамках аналитической психологии. Фрейдом этот процесс трактовался как сублимация сексуального влечения в различные виды научной и художественной деятельности. К. Юнг считает, что либидо есть энергия бессознательного, оказывающая определяющее влияние на действия человека.
Подробнее

Либидо

Философский словарь
(лат. libido - страсть) - в сексологии чувственное вожделение, половое влечение. Одно из осн. понятий психоанализа, означающее преимущественно бессознательные сексуальные влечения, вообще стремление, желание, склонность. К.- Г. Юнг в полемике с Фрейдом ("Wandlungen und Symbole der Libido", 1939) расширяет его до понятия психической энергии вообще, своего рода метафизического принципа психики.
Подробнее

Либидо

Философский словарь
(от лат. libido - желание) - энергия, которую Фрейд считал фундаментальной основой всех преобразований сексуального, мотивации =-svoboda-vybora-6366.html">выбора его объекта, его цели (например, сублимация) и источника сексуального возбуждения (топологическое и функциональное разнообразие эрогенных зон). Л. является связующим понятием между телесным развитием и объектными отношениями. Энергия Л. считается ограниченной количественно и неуничтожимой, но не подлежит измерению, т. к. она не является в полном смысле субстанцией. Функция Л. появляется не как нечто готовое и законченное, не обнаруживает простого последовательного роста и приращения, а проходит ряд следующих друг за другом периодов. Финальным пунктом развития становится подчинение частных сексуальных интересов внешнему объекту и подчинение сексуальности как таковой функции продолжения рода. Энергия Л. может выходить далеко за пределы чисто сексуального поведения, она способна сопровождать самые разнообразные виды деятельности. смешиваться с ними, придавая им специфический оттенок значения. У Юнга понятие "либидо" используется в расширенном смысле и означает "психическую энергию" в чистом виде, присутствующую во всем, что устремляется к чему-либо (лат. Impetus). Фрейд настаивал на том, что собственно сексуальную функцию невозможно устранить из душевной жизни никакими искусственными приемами. Сексуальное влечение расположено на границе между телесным и психическим, его психический аспект принципиально отличен от биологического и соматического, хотя имеет с ними множество корреляций и пересечений. В широком смысле Л. можно понимать как носитель влечения к жизни, стремление организмов сохранять целостность живой субстанции и создавать новые единства. Л. противостоит инстинкту смерти; их можно рассматривать как исходящие из одного источника, но развитие их направлено к различным сторонам процесса развития - к началу я концу соответственно. К. Ю. Багаев
Подробнее

Либидо

Философский словарь
(от лат. libido — страсть) — бессознательное сексуальное влечение, в более общем плане — влечение к жизни и ее обнаружениям, близкое к платоновскому Эросу. Понятие “Л.” многозначно: это и желание, и влечение, и стремление. В разных содержательных контекстах оно может означать удовольствие, кровожадность, жажду наслаждения, произвол и каприз. Понятие “Л.” появилось в медицинской, психологической и затем филос. литературе во втор. пол. 19 в. в работах М. Бенедикта “Электротерапия” (1868) и А. Молля “Исследование сексуального влечения” (1898). Прежде всего Л. — это проявление полового инстинкта, обостренного и неустанного сексуального влечения. Эрос — глубинная, трудноутоляемая потребность человека и общества. Он неизбывен, неисчерпаем. Человек то и дело вязнет в оргиастическом исступлении, в эротическом движении мысли. Это, по 3. Фрейду, сделавшему данное понятие основным для своих работ, не только страсть, но стиль современной жизни. Заслуга Фрейда — в открытии эротической природы подсознания. Половой инстинкт определяет в конечном счете первичные эмоциональные связи между людьми. Он лежит в основе любовных и дружеских чувств, различных привязанностей — к самому себе, др. родственникам, сверстникам. Обращаясь к изучению бессознательного, писал Н.А. Бердяев, мы находим там Л., с рождения присущее человеку. В бессознательном мы обнаруживаем не только неудовлетворенное половое влечение, но также стремление к преобладанию и власти, смятенное cosnaHHef уязвленное самолюбие, неугасимую обиду и зависть, вечную приговоренность к одной и той же судьбе. Признав, что основная идея Фрейда гениальна, а метод плодотворен, Бердяев тем не менее считал, что он неправомерно придал Л. центральное и всеобъемлющее значение; так родилась ложная пансексуалистская метафизика. У Фрейда в трактовке Л. обозначился разносторонний метафизический смысл. Именно через Л. он пытался осмыслить множество культурных, социальных и антропологических вопросов. Сам Фрейд называл свои идеи метапсихологическими гипотезами. Огромная толпа, готовая к бессознательным свершениям, как выясняется, предельно эротизирована. Жестоко мстит за себя, отмечал Фрейд, пренебрежение к либи-дозному фактору в армии. Межэтнические коллизии вообще нельзя понять без сложного синдрома любви и ненависти. Касаясь массовых политических движений, Фрейд уточнял, что каждый человек либидозно связан, с одной стороны, с вождем (Христом, полководцем, политическим лидером), а с другой — с иными массовыми индивидами. К.Г. Юнг в полемике с Фрейдом расширил понятие “Л.” до психической энергии вообще, своего рода метафизического принципа психики. Юнг попытался освободить психоаналитическую теорию от чисто сексуального подхода. Он утверждал, что все психические явления можно рассматривать как обнаружения энергии, подобно тому, как все физические процессы могут пониматься как энергетические реализации. Субъективно и психологически эта энергия, по мнению Юнга, понимается и переживается как сильное желание. Л. здесь приобретает первоначальное значение, не сводимое только к сексуальному влечению. Оно означает желание или импульс, которые не подчиняются никаким авторитетам, морали или чему бы то ни было. Л. есть потребность организма в естественном для него состоянии. С генетической т.зр. телесными потребностями, составляющими сущность Л., являются голод, жажда, секс и эмоциональные состояния или аффекты. Т.о., в аналитической психологии Л. рассматривается как психическая энергия, направляющая и побуждающая личность к любому виду деятельности. Обнаружение Л. в отношении к.-л. объекта определяет степень ценности этого объекта для индивида. Л. может меняться, но эта энергия не может быть уничтожена. О Юнг К.Г. , его метаморфозы и символы. СПб., 1994; Гуревич П.С. // Популярная энциклопедия. Психоанализ. М., 1998.
Подробнее

Либидо

Философский словарь
(лат. libido - желание, влечение, стремление) - понятие, употребляемое для обозначения полового влечения, полового инстинкта, энергии сексуального влечения и др. 1) Половое влечение. В развитии и функционировании Л. человека обычно выделяются пять стадий: а) понятийная, когда у детей формируются общие первоначальные представления о двуполости людей, собственной половой принадлежности и возникают элементы сексуального поведения; б) романтическая (платоническая), когда появляются эротические чувства и первые идеализируемые объекты влюбленности; в) эротическая, когда проявляется определенный интерес к ухаживанию, ласкам, прикосновениям и сексуальной разрядке; г) собственно сексуальная, когда проявляются стремление к половой близости и способность к переживанию оргазма и д) зрелая, когда проявления полового влечения характеризуются наличием совокупности физиологических, эмоциональных, рациональных и ценностных компонентов, селективностью, относительно полноценной реализацией и определенным контролем половой активности и полового поведения в связи с обстоятельствами места и времени; 2) Половой инстинкт, половое стремление, сексуальное желание. В этих значениях понятие Л. было введено в научный оборот в конце 19 века немецким психиатром А. Моллем и др.; 3) Энергия сексуального влечения, детерминирующая психическую жизнь и поведение человека в норме и патологии; движущая сила сексуальной жизни и всего, связанного с любовью, проявляющаяся в непосредственных и символических формах; сексуальная энергия и движущая сила психики и жизни вообще. В основном в этих значениях понятие Л. употреблялось в классическом психоанализе Фрейда, благодаря которому оно вошло в лексикон современной науки и язык обыденной жизни. Согласно концепции Л. Фрейда, являющейся одним из краеугольных оснований психоанализа, Л., как энергия (энергетическая основа) эроса, присутствует во всех субстанциях организма и психики человека, но наиболее определенно проявляется в его гениталиях и эрогенных зонах. Основными формами существования Л., как сексуальной энергетической и динамической силы, по Фрейду, являются противоположные по направленности Объект-Л. (объектное Л.), т.е. Л., ориентированное на какой-либо внешний объект и "привязанное" к нему, и Субъект-Л. (Л.-Я, Эго-Л., Я-Л., нарциссическое Л.), ориентированное на собственное "Я" и "привязанное" к нему. Выступая как доминирующий мотив сексуальных ориентации и всего поведения, Л. может преобразовываться из одной формы в другую, хотя в сексуальной жизни человека одна из данных форм, как правило, преобладает. Трансформация и переориентация Л. как количественно измеряемой энергии осуществляются, по Фрейду, вследствие действия различных "защитных механизмов", главным образом вытеснения и сублимации, обеспечивающих чрезвычайно широкий диапазон проявлений Л.: от элементарных физиологических актов до творчества, 4) В аналитической психологии Юнга понятие Л. употреблялось преимущественно для обозначения психической энергии вообще (т.е. энергии психики как таковой). В современной научной и популярной литературе понятие Л. употребляется в различных значениях, смысл которых, за исключением специально оговариваемых случаев, определяется по контексту. В.И. Овчаренко
Подробнее

Либидо

Философский словарь
(от лат. libido — влечение, желание) — понятие, введенное в философскую, психологическую и психоаналитическую литературу Фрейдом (Фрейдизм) и обозначающее сексуальное влечение, силу сексуального возбуждения, инстинкт любви, психическую энергию. Первоначально под Л. Фрейд понимал энергию, в виде к-рой сексуальное влечение проявляется в душевной жизни человека, используя т. наз. теорию Л. при объяснении не только причин неврозов, но и психосексуального развития нормального человека, его научной и художественной деятельности (Сублимация). В дальнейшем Фрейд приравнивает Л. к Эросу Платона и понимает под ним энергию таких влечений, к-рые имеют дело со всем тем, что охватывается словом любовь (половая любовь, себялюбие, любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие и т. д.), а теорию Л. превращает в психоаналитическое учение о влечениях к жизни (Эрос) и к смерти (Танатос). Еще более широкое толкование данного понятия наблюдается у Юнга, понимающего под Л. психическую энергию как таковую.
Подробнее