Коммунизм

Что такое Коммунизм? Значение слова «Коммунизм» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Значение «Коммунизм» в словарях

Коммунизм

Политический словарь
- это общественно-экономический строй, в котором средства производства и предметы потребления обобществлены. Экономическим базисом коммунизма является целостная система отношений общенародной собственности на прибавочный труд трудящихся, на средства производства и на предметы потребления. Это единая коммунистическая собственность. При коммунизме производство должно стать единым, полностью обобществленным и нетоварным, и тем самым будут разрешены все основные экономические противоречия общества. Поэтому коммунизм является не общественно-экономической формацией, а общественным строем. Экономическое развитие человечества заканчивается при полном обобществлении производства. К.Маркс полагал, что с наступлением коммунизма кончится период предистории человечества и наступит эпоха его подлинной истории. Развитие человечества будет происходить вечно, но уже по направлению преодоления противоречий с природой. Противоречие "человек - природа" является источником неограниченного развития человеческого общества.
Подробнее

Коммунизм

Политический словарь
(от лат. communis - общий) - политическая теория, основанием которой является идея общественной организации, позволяющей всем людям всесторонне развивать свои способности в условиях свободы и господства общественной пользы, а также политическая практика попытки создания подобных отношений в форме социализма. В связи с многомерностью данного общественного явления выделяют следующие значения этой категории: 1. Общественно-экономическая формация, которая в результате пролетарской революции сменяет капитализм, разрешая его противоречия на основе общественной собственности на средства производства и превращения труда из силы порабощения человека в средство его развития. 2. Высшая форма развития социализма как переходной ступени от капитализма к коммунизму. 3. Коммунистическая идеология, претендующая на научное обоснование неизбежности и форм перехода от капитализма к коммунизму. 4. Идеологии утопического характера, в которых, по учению научного коммунизма, ставится цель достижения подобного общества, но предлагаются средства, с позиций коммунистической теории, в принципе нереализуемые. Многие современные мыслители считают, что теоретический коммунизм является утопией, а попытки преобразовать общество на основе этой идеологии - политическим преступлением. Теорию коммунизма создали Маркс, Энгельс и Ленин (марксизм-ленинизм). Она возникает в конце первой половины XIX столетия. Она основана на принципе материалистического понимания истории: общественное бытие определяет общественное сознание и теории прибавочной стоимости: богатство современного товарного мира создается за счет эксплуатации наемной рабочей силы. Согласно теории, при помощи диктатуры пролетариата общество обобществляет средства производства и создает условия, позволяющие человеку в процессе труда всесторонне развиваться. Реальное воплощение данная теория получила в России и других странах социализма. В силу ряда причин этот социальный эксперимент не принес ожидаемого результата.
Подробнее

Коммунизм

Политический словарь
- политическое учение, разработанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Легло в основу политической теории и практики большевиков (В.Ленин). С 1917 по 1991 был господствующей идеологией СССР. Настаивает на радикальном свержении буржуазного строя, создании на его месте социалистического общества (с полным контролем социалистического государства над хозяйственной деятельностью, политикой, культурой и т.д.) с последующим построением общества коммунистического. Предполагает постепенное отмирание государства, искоренение всех видов неравенства, создание на земле идеальных условий существования.
Подробнее

Коммунизм

Философский словарь
- древний гиперцентр, идеал утопической социальной системы, представляющей полюс, противоположный злу, несправедливости, голоду, страданию и т. д. К. стал важнейшим элементом псевдосинкретизма. Псевдонаучное обоснование К. видит в нем высшую фазу развития общества, революционную (инверсионную) альтернативу капитализму, высший уровень после-капиталистического общества. К. культурологически интерпретируется как результат абсолютизации одного из полюсов дуальной оппозиции при отрицании другого, как результат отказа от понимания, что все человеческие реальности существуют лишь как фокус перехода оппозиции друг в друга. К. не поддается социальной интерпретации. К. мыслится как общество, где все потребности удовлетворены, т. е. в нем нет конструктивной напряженности, отсутствует необходимый элемент любой деятельности, любого общества, общества в целом. К. - общество, где не может иметь место основное социокультурное противоречие, т. е. исключается необходимость острой, жизненно важной мучительной потребности следовать социокультурному закону, постоянно бороться за жизнь человека. К. общество, где фактически нет страданий, нет проблем, т. е. нет механизмов собственного воспроизводства, где жизнь завершена.
Подробнее

Коммунизм

Бизнес словарь
теоретический общественно-экономический строй, основанный на общественной собственности на средства производства и существующий по принципу: ""от каждого - по способностям, каждому - по потребностям"".
Подробнее

Коммунизм

Большой Энциклопедический Словарь
(от лат. communis - общий) - общее название различных концепций,в основе которых отрицание частной собственности (первобытный коммунизм,утопический коммунизм и др.). В марксистской концепции историческогопроцесса общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм ипроходящая в своем развитии две ступени (фазы) - низшую, называемуюсоциализмом, и высшую, называемую полным коммунизмом.
Подробнее

Коммунизм

Исторический словарь
( фр. communisme лат. communism - общий) - в марксистской теории - сменяющая капитализм общественно-эконом. формация, основанная на общественной собственности на средства производства; в более узком смысле - вторая, высшая по сравнению с социализмом ступень развития этой формации.
Подробнее

Коммунизм

Исторический словарь
- от лат. communis-общий), общее название различных концепций, в основе которых лежит отрицание частной собственности. В марксистской концепции исторического процесса коммунизм - это общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и проходящая в своем развитии две ступени (фазы) - низшую, называемую социализмом, и высшую, называемую полным коммунизмом.  
Подробнее

Коммунизм

Исторический словарь
– (лат. – общий) идеал общества, основанного на всеобщем благополучии, равенстве людей, на гармоничном соединении прогресса и социальной справедливости. Согласно марксистской теории, коммунистическая формация имеет в качестве первой стадии социализм, который потом переходит непосредственно в коммунизм: бесклассовое общество с высоким уровнем развития производительных сил, сознания и культуры. Государство при коммунизме должно быть заменено самоуправлением граждан («свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»). В России с октябре 1917 была предпринята попытка построения коммунистического общества. Из-за утопичности идеи и волюнтаризма (т.е. деятельности, осуществляемой без учета объективных законов исторического процесса, на основе субъективных желаний и произвольных решений) в практике эти попытки завершились провалом. Мечты человечества об обществе всеобщего благоденствия, зародившиеся еще в древнем христианстве, остались нереализованными.    
Подробнее

Коммунизм

Исторический словарь
- общественный строй, отвергающий частную собственность на средства производства. Теория была разработана К. Марксом, ф. Энгельсом, В. И. Лениным. Попытка построения такого строя была предпринята в 1917-1991 гг. в СССР.
Подробнее

Коммунизм

Исторический словарь
— учение о бесклассовом обществе будущего, новой, сменяющей капитализм общественно-экономической формации, основанной на общественном характере мощного, высокоорганизованного производства, полном социальном равенстве всех членов общества на основе самоуправления, заботе каждого о благе каждого, с утверждением принципа «От каждого по способностям — каждому по потребностям», когда труд на общее благо станет первой жизненной потребностью и осознанной необходимостью. Предполагает общую для всех марксистско-ленинскую идеологию. Теория взята на вооружение коммунистическими партиями на основе разработок К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, развивавших идеи немецкой классической философии, английской политэкономии и французского утопического социализма. 3-я программа КПСС, принятая в СССР в 1961 году, предполагала построение К. через 20 лет, затем выяснилось, что для достижения цели потребуются еще многие десятилетия. Крах социалистического лагеря, роспуск КПСС в 1991 г. доказали утопичность намечаемых целей и сроков достижения К. Сторонников К. в мире после распада СССР стало значительно меньше, однако идеология по-прежнему на вооружении общественных сил, партий и движений, называющих себя коммунистическими. В России сегодня действует несколько компартий, ведущее место среди них принадлежит КПРФ во главе с Г. А. Зюгановым. В условиях кризиса власти, неспособности правительства и президента решить острые социальные вопросы на путях подлинного реформирования страны, влияние Компартий неминуемо возрастает среди широких народных масс.
Подробнее

Коммунизм

Исторический словарь
(лат. - общий) - идеал общества, основанного на всеобщем благополучии, равенстве людей. Согласно марксистской теории, коммунистическая формация имеет в качестве первой стадии социализм, который затем переходит непосредственно в коммунизм: бесклассовое общество с высоким уровнем развития производительных сил, сознания и культуры. Государство при коммунизме должно быть заменено самоуправлением граждан ("свободное развитие каждого является условием свободного развития всех").
Подробнее

Коммунизм

Политический словарь
- доктрина, провозглашающая создание бесклассового и безгосударственного общества, основанного на уничтожении частной собственности и насаждении государственной собственности, ликвидации старой государственной машины, создании новых принципов управления, распределения.
Подробнее

Коммунизм

Политический словарь
(от лат. communis - общий) - политическая теория, в основе которой заложена идея общественного строя, позволяющего всем людям всесторонне развивать свои способности в условиях свободы и общественной пользы, а также политическая практика попытки создания подобных отношений. - это "ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех" (К. Маркс, Ф. Энгельс), и осуществляется принцип общественного производства и распределения: "каждый - по способностям, каждому - по потребностям". С позиций некоммунистических идеологий коммунизм (в том числе Маркса, Энгельса, Ленина) является утопией, т.е. учением, пытающимся обосновать принципиально нереализуемые исторические цели и средства их достижения.
Подробнее

Коммунизм

Политический словарь
- политическая идеология, провозглашающая целью построение бесклассового общественного строя с единой общенародной собственностью на средства производства, общественным самоуправлением и принципом распределения "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям".
Подробнее

Коммунизм

Политический словарь
( лат. communis) - политическая идеология, пре полагающая устройство общества основе принципов коллективизма, ее социального равенства и социальной справедливости. Ведущими теоретиками К. были К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и др. Стержнем марксистской концепции выступает учение о классовой борьбе, ориентация на преимущественно насильственную реализацию классовых целей. Раскрывая содержание и формы классовой борьбы пролетариата, Маркс и Энгельс определили ее основную цель: установление диктатуры пролетариата, являющейся антиподом диктатуры эксплуататорских классов и приводящей к построению бесклассового общества, созданию условий для отмирания государства. Анализ общественного положения классов, слоев, I социальных групп в марксизме является исходным пунктом для понимания политического поведения масс, отдельных лидеров, их интересов.
Подробнее

Коммунизм

Политический словарь
(от лат. communis - общий), общее название различных концепций, в основе которых отрицание частной собственности (первобытный коммунизм, утопический коммунизм и др.). В марксистской концепции исторического процесса общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и проходящая в своем развитии две ступени (фазы) - низшую, называемую социализмом, и высшую, называемую полным коммунизмом.
Подробнее

Коммунизм

Социологический словарь
(от лат. communis - общий) - англ. communism; нем. Kommunismus. По К. Марксу -идеал общества, характеризующегося обществ, собст- венностью на средства производства,  соответствующей высокоразвитым производительным силам,  обеспечивающей всестороннее развитие  личности, ликвидацию классов, обществ, самоуправление,  реализацию принципа:  от каждого по способностям - каждому по потребностям. См. СОЦИАЛИЗМ.   
Подробнее

Коммунизм

Социологический словарь
(communism) — 1. Политическая идеология.  происходящая от социализма  и особенно от Маркса и последующих марксистов и нацеленная на построение общества без частной собственности на средства производства,  без социальных классов и государства. 2. Форма  общества, приближающаяся к социалистическому идеалу.  3. Любое общество  20-го столетия, управляемое коммунистической партией. Термин  появился в 19-м столетии и был принят Марксом для обозначения идеального общества, к построению которого должны были стремиться социалисты. С революционным ниспровержением капитализма  Маркс предусматривал появление "социалистических обществ". В них государство  все еще будет играть определенную роль,  и только с преобразованием всех отношений собственности и отмиранием государства настанет очередь коммунизма.  На протяжении большей части 19-го столетия даже политические партии, придерживающиеся в какой-то мере данной программы, продолжали называть себя социалистическими. В 1918 г. Российская социал-демократическая рабочая партия  заменила название на Коммунистическую партию Советского Союза (большевиков). С тех пор термин стал ассоциироваться, прежде всего, с партиями и обществами, на которые в той или иной фазе оказал влияние  СССР, даже если с ним (см. Троцкий; Маоизм)  могли иметься расхождения. На коммунизм 20-го столетия решающее влияние оказал Ленин, прежде всего посредством учения о партии, основанной на демократическом централизме, имеющей профессиональное революционное руководство,  принимающем на себя роль развития теории и практики революционного коммунизма. Ленинская точка зрения состояла в том, что без революционной партии рабочий класс  будет бастовать и восставать против капиталистического правящего класса,  преследуя экономические, а не революционные, политические цели. Поэтому коммунизм 20-го столетия часто связан с марксизмом-ленинизмом. С конца 1920 г.  на данное понятие  решающее влияние оказал сталинизм.  В международном коммунистическом движении произошел раскол из-за вопроса о том, представлял ли коммунизм продолжение или же решительный разрыв с марксистско-ленинским путем развития. Поэтому сторонники Сталина не прекращали называть СССР коммунистическим, а с 1948 по 1989 г.  под влиянием СССР оказались восточноевропейские страны. Другие партии, в частности, различные послевоенные европейские троцкистские группы, рассматривали эти общества как переходные (идущие к коммунизму), государственно-капиталистические или вырождающиеся рабочие  государства либо как новые формы — ни капиталистические, ни социалистические (см. также Государственно-социалистические общества) . Вплоть до 1970-х гг. большинство европейских коммунистических партий продолжало поддерживать СССР, однако с этого времени в становлении еврокоммунизма  внутри европейских партий стали обнаруживаться тенденции к отходу от Советского Союза и проведению стратегии политического влияния, считавшейся более соответствующей собственным странам и изменившимся условиям конца 20-го столетия. К началу 1980-х гг. коммунистическое движение в Западной Европе изменилось, но уже произошло падение численности членов и поддержки избирателей. За пределами Европы с 1940-х гг. различные коммунистические движения возникли в "третьем мире". Многие из них заняли видное положение в национальных движениях за независимость  (см. Колониализм  и Неоколониализм) . Наиболее явный приход коммунистических партий к власти состоялся в Китае, Вьетнаме, Анголе, Мозамбике и на Кубе. Они испытали наибольшее влияние вдохновленной сталинизмом модели организации партии, государственного централизованного планирования и однопартийной системы, даже несмотря на то, что маоизм в Китае, с его теоретическим представлением о первичной роли крестьянства, предложил, казалось бы, более подходящую для "третьего мира" теорию революции. Для немарксистских наблюдателей весь опыт коммунистических обществ XX в. доказывает следующее: коммунизм означает отсутствие демократии, наличие централизованного государственного контроля практически над всеми аспектами жизни общества, негибкую экономику, неспособную поддерживать экономический рост,  а зачастую и автократические тиранические диктатуры, примером которых служат Сталин в СССР, Мао в Китае и Кастро на Кубе, вторых это привело к разработке понятия тоталитаризма,  в котором как фашистские (см. Фашизм) , так и коммунистические государства противопоставляются демократическим обществам, основанным на законах рынка (см. также Демократия;  Стабильная демократия).
Подробнее

Коммунизм

Социологический словарь
(лат. communis - общий) - одна из радикальных версий общественного идеала,  сопряженная с мифом о достижимости всеобщего равенства людей на основе многомерного и беспредельного изобилия. В социально- и историко-философском измерении идея К. может быть охарактеризована как интеллектуальное явление эсхатологического и сотериологического порядка, выступившее своеобычной гипнотизирующей мутацией идеи о неограниченности и линейности общественного прогресса,  присущего западноевропейской философии истории конца 18 - середины 20 в. (По мнению широко известного специалиста  в области теории и истории К. - Р. Левенталя, - "для понимания генезиса коммунистического тоталитаризма  необходимо осознать, что русские коммунисты захватили власть  во имя утопического идеала совершенного равенства, выработанного радикальным крылом западного Просвещения - особенно в период французской революции".) В совокупности ряда своих существенных особенностей, т.обр., К. может трактоваться и как разновидность христианских ересей. Наукообразный облик идее К. стремились придать Маркс , Энгельс , а также последователи и подражатели их парадигме понимания статики, динамики и перспектив развития общества. Основания комплекса  представлений о К. были изложены в работах  Маркса и Энгельса: "Манифест Коммунистической партии", "Принципы  коммунизма" , "Развитие  социализма  от утопии к науке", "Критика Готской программы" и др., а также в идеологическом творчестве Ленина , Троцкого , Бухарина и др. В концептуальном плане  совокупность  идей, гипотез и социально-преобразующих программ, именовавшаяся Марксом и Энгельсом как "научный К.", не совпадает с теорией исторического материализма.  Последний являет собой комплекс теоретических представлений, предметом которых выступали законы  и закономерности стихийной необходимости в обществе, процессы  осуществления истории в структурах  отчуждения и самоотчуждения; исторический материализм  анализирует сущность и параметры  классового по природе своей общества, в границах  которого именно "общественное бытие"  определяет "общественное сознание" . "Научный" же К. в потенции своей интерпретировался Марксом и Энгельсом как теория  самоуправляющегося общества, способного регулировать направление и темпы социальных изменений; как теория общества, освободившего людей от закрепощения стихийными силами экономической динамики общества и достигшего стадии эффективного контроля над последствиями человеческих действий. Переход от социума,  выступавшего объектом исторического материализма, к социуму - объекту  "научного К." рассматривался как "скачок человечества из царства необходимости в царство свободы" на основе сформировавшегося мирового рынка и централизованной капиталистической экономики. Увеличение производительного потенциала  человечества в целом было сопряжено, по Марксу, со все большей деградацией индивида,  порабощенного силами отчуждения и властью денег. К. поэтому, согласно ранним работам Маркса, должен был явиться спасительным результатом универсального преодоления (в процессе "самообогащающегося отчуждения") всевозрастающей амбивалентности природы человека  классового общества и обретения им таким образом "подлинного освобождения". ("Свобода" , по Марксу, или "коммунистическая" свобода выступала как свобода экзистенциального порядка, как свобода "родового сознания", уничтожающего плюрализм  личных интересов людей во имя безграничного развития всего богатства природы человека. Негативная, частная свобода индивидов в обществе и государстве понимается в "научном К." как эгоистическое по сути самоотчуждение, как свидетельство растущей дегуманизации человека. Маркс в принципе отвергал трактовку свободы в контексте  индивидуалистически-правовых понятий и ориентаций либерально-демократического толка.) Представляя К. как итог процесса ликвидации системы общественного разделения труда  и "рыночной ипостаси" человека капитализма,  как социальный  идеал всестороннего свободного самоосуществления личности во всех измерениях ее существования и деятельности, Маркс в дальнейшем осознал неизбежность "непосредственно-обобществленного", планируемого, жестко организованного, управляемого "сверху-вниз" производства (типа "одной большой фабрики") и в условиях К. ( образ  натурального хозяйства Робинзона Крузо как модель  экономики К., субъектом которой выступает социум-коллектив,  направляемый единой волей из - видимо - единого центра.) Особый акцент на исторической объективности и неизбежности процессов предельной централизации общественного производства сделал в дальнейшем Энгельс ("Развитие социализма от утопии к науке"). Ленин же в своих перспективных моделях большевистски-комму-нистического переустройства общества требовал достижения такого положения дел, когда "...все граждане превращаются в служащих по найму у государства, каковым являются вооруженные рабочие.  Все граждане становятся служащими и рабочими одного всенародного государственного "синдиката"... Все общество  будет одной конторой и одной фабрикой с равенством  труда и равенством платы". Осознавая принципиальную несовместимость собственных демагогических лозунгов о "непосредственном участии" трудящихся в управлении, Ленин сформулировал тезис о позитивности "подчинения, притом беспрекословного, во время  труда, единоличным распоряжениям советских руководителей, диктаторов, выборных или назначенных советскими учреждениями, снабженных диктаторскими полномочиями". Все граждане общества отдавались тем самым в полное распоряжение коммунистической номенклатуры: Ленин требовал "полной и окончательной замены торговли планомерно организованным распределением" , "принудительного объединения всего населения в потребительско-производственные коммуны", отмены денег - вплоть до "труда вне нормы,  даваемого без расчета на вознаграждение", и "неуклонных, систематических мер к замене индивидуального хозяйничания отдельных семей общим кормлением больших групп семей". (Показательно, что не будучи знакомыми с идеями раннего творчества Маркса о противоположности личного, прямого, внеэкономического принуждения, с одной стороны, и опосредованного, рыночного, экономического - с другой,  идеологи большевизма  в процедурах  своей деятельности полностью воспроизвели мысль Маркса о том, что отнимая власть у "вещей" (денег, товаров), необходимо "передать ее лицам, наделяя одних людей властью над другими людьми".) В популярных же в 1920-е изданиях "Азбука коммунизма" (Бухарин, Е.А. Преображенский) и "Терроризм  и коммунизм" (Троцкий) центральное место занимали предельно экстремистские требования утопически-коммунистических преобразований: принадлежность детей не родителям, а "коллективу"; упразднение домашнего хозяйства; трактовка пролетарского насилия, "начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью" как "способа собирания человечества" и "метода  выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи"; всеобщей милитаризации труда. (Согласно Троцкому, "мы делаем первую в истории попытку организации труда в интересах самого трудящегося большинства. Это, однако, не исключает элемента  принуждения во всех его видах, и самых мелких, и самых жестоких... Верно ли, что принудительный труд всегда непроизводителен? Приходится отметить, что это самый жалкий и пошлый либеральный предрассудок.  Весь вопрос в том, кто, над кем и для чего применяет принуждение" .) Абсолютный крах политики "военного К." в Советской России явился практической иллюстрацией реального антигуманного тоталитарного потенциала идеи К., невозможности его построения хоть сколько-нибудь цивилизованными методами. Как самообозначение понятие  "коммунистический" было и остается присущим как значимому числу политических партий - правящих (КНР и др.) и оппозиционных (Россия и др.), так и экстремистских группировок (левые террористические группы Западной Европы, Латинской Америки и т.д.). Широкий диапазон концептуальных модификаций, позволяющий идее К. служить претенциозной, самодостаточной и (в некоторых пределах) исторически респектабельной формой провозглашения определенной идеологической ангажированности, обусловлен рядом его характеристик. Так, в теоретических разработках Маркса и Энгельса термин  "К." выступал и как гипотетическое состояние общества, как определенный социальный идеал (Маркс), и как движение, уничтожающее современную организацию социума; и как "не доктрина, а движение", которое опирается "не на принципы, а на факты"  (Энгельс). Безотносительно к потенциальным деталировкам, содержание понятия  "К." на рубеже 20-21 вв. может выражать: 1) отрицание  любых форм организации института  собственности в обществе, кроме тотальных и всепоглощающих ("общественная собственность" , она же - "общенародная" в социалистическом варианте); 2) полемическую противопоставленность институту частной собственности в его рыночной ипостаси в контексте идеи "еще большего ее плюрализма", "еще большей социальной справедливости" и т.п.; 3) ориентированность на замену традиционных моделей распределения общественного богатства (соответственно достигнутому индивидом или их корпорацией положению в иерархии факторов "капитал  - труд - знания - способности - культовый потенциал общественного поклонения" и т.д.) системой волевых распределительных решений; 4) замену традиционной правящей элиты - элитой, качественно иначе сформированной и т.д. В наиболее радикальных формах  (практика  большевизма и клики Пол-Пота в Камбодже) осуществление унифицирующих, уравнительных программ К. эффективно результировалось в виде не только ликвидации многоукладной и плюралистичной модели распределения собственности, но и в обличьи сопряженных процедур осуществления масштабного геноцида  по критериям имущественного положения, социального происхождения и статуса.  В целом К., как правило,  выступает в ряде ипостасей: как идеология  маргинальных слоев общества, статусных и имущественных аутсайдеров; как разновидность социального нигилизма,  противопоставляющего традиционной системе ценностей совокупность верований об "идеальном обществе "в будущем "посюстороннем" мире; как разновидность светской религии в облике наукоподобной идеологии "научного К.". (Гипнотизирующий эмоциональный эффект  идеи К. нашел, в частности, отражение в сборнике воспоминаний бывших европейских приверженцев идеологии К. 20 в. - А. Жида, А. Кестлера, И. Силоне, Р. Райта, С. Спендера - "Бог, потерпевший крушение", 1949). Ввиду приверженности его адептов преимущественно насильственным процедурам объективации программ переустройства общества, подавляющих инициативу отдельной личности и унифицирующих потребности и репертуары поведения людей, К. невозможен для осуществления в региональных масштабах. К. может выступать и анализироваться (на уровне мысленного социального эксперимента)  исключительно в виде сознательно самоизолирующейся, замкнутой и статичной общественно-экономической, геополитической и духовной системы; либо мыслиться как принципиально внеальтернативное планетарное явление. А.А. Грицанов
Подробнее

Коммунизм

Социологический словарь
(communism). Ряд политических идей, выдвинутых Марксом, развитых Лениным и возведенных в ранг  идеологии с попыткой осуществления в Советском Союзе, Восточной Европе и некоторых странах третьего мира.
Подробнее

Коммунизм

Экономический словарь
гипотетический общественный и экономический строй, основанный на полном равенстве, общественной собственности на средства производства, реализующий принцип "от каждого по способностям - каждому по потребностям". Практически реализовать такой строй не удалось ни в одной стране мира.
Подробнее

Коммунизм

Философский словарь
— 1) утопическая концепция, отстаивающая возможность или даже необходимость построения в обозримом будущем совершенного общества, исключающего частную собственность, тяжелый, монотонный труд и неравенство людей; 2) будущее, совершенное в указанных отношениях общество. Коммунистическое побуждение возникает из общей идеи прогресса, но выделяется верой в то, что активная человеческая деятельность приведет в конечном счете к изменению действительности и “именно благодаря человеку на Земле будет осуществлено все то, что в раю было лишь потенциальностью” (П. Тиллих). Первые коммунистические теории стали возникать в 16—17 вв., в период утверждения и укрепления капитализма. Резкое ослабление религиозной веры, и в частности веры в существование “рая на небесах”, вместе с невиданным ранее развитием науки и техники послужило почвой для возникновения иллюзии всемогущества человека. Представлялось, что он способен своими силами, не уповая на милость Бога, построить общество изобилия и особо человечных отношений между людьми. Возникли десятки концепций К., особую известность из числа которых получили теории Т. Мора, Т. Кампанеллы, К.А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и др. Э. Кабе сформулировал основной принцип коммунистического общества: “Каждый по способностям, каждому по потребностям”. Было выдвинуто предположение, что построению собственно коммунистического общества должен предшествовать переходный период — период социализма, руководствующийся принципом: “От каждого по способностям, каждому по труду”. Фурье и Оуэн попытались предпринять практические шаги по постепенному формированию коммунистических ячеек в рамках капиталистического общества в надежде, что со временем такие ячейки вытеснят капитализм. Сен-Симон и Фурье сформулировали те основные проблемы, которые в первую очередь должно разрешить коммунистическое общество: устранение эксплуатации человека человеком, уничтожение различия между работниками умственного и физического труда, различия между городом и деревней и т.д. Систематичная и, как тогда казалось, более реалистичная концепция К. была развита К. Марксом в сер. 19 в. Впоследствии она получила в марксизме название “научный К.”. Эпитет “научный” призван был, вероятно, подчеркнуть следующие обстоятельства. Во-первых, учение Маркса о К. являлось составной частью его более широкой исторической концепции, охватывающей всю человеческую историю и трактую- щей переход к К. как завершение предыстории человеческого общества и переход к его собственно истории (теория общественно-экономических формаций: первобытное общество, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм и, наконец, К.). Во-вторых, помимо телеологического (диалектического) обоснования неизбежности К., Маркс постулировал определенные необходимые и универсальные законы истории, неумолимо ведущие, как ему представлялось, к гибели капитализма и становлению коммунистического общества. В-третьих, Маркс одним из первых попытался связать концепцию К. с реальным и достаточно мощным уже в его время социальным движением — движением рабочего класса (пролетариата) за улучшение своего положения в капиталистическом обществе. Маркс считал, что основные пороки капитализма — и прежде всего абсолютное и относительное обнищание рабочего класса — будут углубляться до тех пор, пока в наиболее развитых капиталистических странах не произойдет одновременно пролетарская революция и не установится на период перехода к К. диктатура пролетариата. Пролетарии всех стран, объединившись, совместными усилиями заложат основы коммунистического общества, охватывающего все человечество. Коммунистическая концепция Маркса столь же утопична, как и более ранние учения о К. Как и его предшественники, Маркс не предполагал, что К. — чрезвычайно опасная утопия, попытка воплотить которую в жизнь неизбежно ведет к жестокому деспотизму и массовому террору. Маркс не предвидел также, что наиболее активно коммунистическую утопию попытаются реализовать не самые развитые капиталистические страны, а, напротив, весьма отсталые в экономическом отношении, где капитализм только начинал утверждаться. К. как в его марксистской, так и в др. версиях ориентирован на глобальную, единую для всего общества цель, которая должна быть реализована несмотря ни на что и которая требует от каждого индивида самого деятельного участия в своем осуществлении. Общество, ориентированное на глобальную цель и вынужденное ради этого мобилизовать все свои ресурсы, отрицает частную собственность, способную уклоняться от осуществления общего плана. Такое общество ограничивает семью, отвлекающую человека от служения глобальной цели. Оно вводит единую идеологию, обосновывающую принятую цель и оправдывающую те жертвы, которые приносятся ради нее. Оно настаивает на единообразии взглядов своих индивидов и делает невозможной критику в адрес цели и поддерживающей ее идеологии. Оно прибегает к насилию в отношении инакомыслящих и несогласных, отождествляет гражданское общество с гос-вом и придает последнему неограниченную власть и т.д. Огромная мобилизующая роль коммунистического идеала, приводившего в движение миллионы людей и, несмотря на его неясность, заставлявшего их пере- носить страдания и причинять страдания другим, не нашла пока удовлетворительного объяснения. Этот идеал не является каким-то конкретным планом или хотя бы наброском плана, он, скорее, только мечта о совершенном будущем обществе. И тем не менее идеал, попав в благоприятную среду, порождает массовый энтузиазм, способный до основания разрушить старое, веками складывавшееся общество и начать строить новый мир. О доктринах, являющихся инструментом воздействия на жизнь целого общества, Платон говорил как о “благородной лжи”, Ж. Сорель как о “социальных мифах”. Ф.А. Хайек считает содержание такого рода доктрин довольно случайным. Однако случайность возникновения “социального мифа” и известная необязательность его содержания не должны переоцениваться. “Миф” вызревает в толще самой социальной жизни, и дело случая, кто именно придаст ему форму “общего принципа”. Главное, чтобы “миф” явился такой формой теоретической интерпретации социальных фактов, которая выражала бы стихийно сложившееся и уже вызревшее представление о новой справедливости. В средневековом обществе “миф” мог говорить только о совершенном небесном, но никак не о земном мире. В 20 в. “миф” мог основываться только на идее социализма, как в учении о К., или на идее национализма, или на соединении этих двух идей, как в доктрине национал-социализма. В некотором глубинном смысле “миф” не случаен, и его содержание во многом предопределено, хотя конкретная его форма довольно случайна. “Исторически произошло так, что основой и ядром идеологии коммунистических тенденций в мире и государственной идеологии коммунистических стран стал марксизм с некоторыми коррективами и дополнениями, зависящими от конкретных условий различных стран (ленинизм в Советском Союзе, маоизм в Китае). Фатальной необходимости в этом не было” (А.А. Зиновьев). Для прояснения идеологии массовых коллективистических движений, включая христианство и К., важным является противопоставление коммунитар-ных (“общинных”) и структурных социальных отношений. Первые представляют собой отношения равных людей, выступающих в своих связях как целостные личности, вторые — это отношения по ролям, статусам и должностям, прямо предполагающие неравенство людей. По преимуществу коммунитарными являются, напр., отношения между подлинными друзьями, между членами религиозных общин, политических партий, между избирателями, участниками митингов и демонстраций и т.п. Структурный характер носят отношения между начальниками и подчиненными, между родителями и детьми, учителями и учениками и т.п. Коммунитарные отношения в известном смысле фундаментальнее структурных, поскольку выражают сущностную и родовую связь между людьми, без которой немыслимо никакое общество. Магичес- кая сила христианской проповеди любви была связана в первую очередь с тем, что это был призыв к замещению структурных социальных отношений коммунитарными, ярким, можно сказать, парадигмальным выражением которых является любовь. К. как высшая цель социального развития определялся по-разному: как царство свободы (общество, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех), как общество всеобщего изобилия (“каждому по потребностям, но ограниченным естественными, или разумными, потребностями”), как общество без классов, без эксплуатации, без отчуждения и т.п. Все эти определения принимают во внимание только отдельные, частичные черты коммунистического идеала. Его глубинную суть выражает максима: последовательное, как можно более полное вытеснение существующих в индустриальном обществе структурных отношений коммунитарными отношениями. Полный К. — это общество чисто коммуни-тарных отношений, в котором люди равны друг другу как братья или как участники одного, длящегося вечность карнавала. Структурные отношения должны носить при К. временный и неустойчивый характер. Поскольку собственность и структура неразрывно связаны, попытка максимально вытеснить структурные отношения из социальной жизни автоматически означает устранение частной собственности и связанных с нею различий людей. Социальная жизнь представляет собой сложную динамику равенства и неравенства, коммунитарных и структурных отношений. Мечта о вытеснении структурных отношений и замещении их во всех сферах жизни коммунитарными не только утопична. Попытка ее реализации приносит неожиданные, прямо противоположные предполагавшимся следствия: после непродолжительного периода эйфории в обществе, вопреки благим намерениям его членов, устанавливаются еще более жесткие структурные отношения, причем устанавливаются гл.обр. с помощью террора и физического устранения всех несогласных с новой структурой. Коммунистическая утопия в современном индустриальном обществе ведет, как показала история 20 в., к тоталитарному коммунистическому обществу, обычно называемому реальным социализ-момилиреальным коммунизмом.“...Виндустриальном обществе настоящий социализм может быть только тоталитарным, а тоталитаризм — только социалистическим” (Э. Гэллнер). Для реального К. характерны: обобществление средств производства и централизованное, государственное управление экономикой; четкая иерархия целей и ценностей, высшей из которых является построение совершенного общества; концентрация власти в руках одной партии, направляемой вождем; единственно верная идеология; монополия на средства коммуникации; полный контроль за всеми сферами общественной и частной жизни; искренняя убежденность общества в том, что оно призвано построить совершенный социальный мир и что все трудности на этом пути являются временными и преходящими. Реальный К. представляет собой нестабильное общество. Оно живет ожиданием полного К., однако последний, несмотря на все провозглашаемые успехи в его строительстве, постоянно отодвигается все далее в будущее. За три года до своей смерти В. И. Ленин говорил о пятнадцати годах, нужных для перехода к К. Спустя сорок лет в Программе КПСС речь опять-таки шла о примерно таком же сроке. В дальнейшем наступление полного К. было благоразумно отодвинуто на “исторически обозримый период”, т.е. в неопределенное будущее. “Для коммунистической идеологии различение высшей и низшей ступеней коммунизма очень удобно. при этом вроде бы уже есть и вроде бы его еще нет... Все дефекты реальной жизни в коммунистических странах можно отнести за счет того, что еще не достигли полного коммунизма... На деле такое различение имеет чисто умозрительный характер” (Зиновьев). Реальный К., как и национал-социализм, представляет собой крайнюю форму индустриального коллективистического общества (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество). Различия между реальным К. и национал-социализмом, являющимися двумя формами тоталитаризма, в том, что К. опирается на идею интернационализма и предполагает построение совершенного общества, способного охватить в конечном счете все человечество, в то время как национал-социализм намеревается обеспечить “рай на земле” только для избранной нации (расы) за счет всех остальных народов; К. выдвигает идею “новой демократии”, национал-социализм презрительно относится ко всякой демократии, считая ее “буржуазным предрассудком”; К. национализирует частную собственность, национал-социализм частично сохраняет ее, но делает собственника простым управляющим ею от лица гос-ва. И Маркс, и Ленин настаивали на том, что К. неминуемо придет на смену капитализму прежде всего в силу того, что первый способен обеспечить более высокую производительность труда, чем второй. Это — одна из основных ошибок классического, марксистско-ленинского учения о К. Экономика с глубоким разделением труда может функционировать только плюралистическим и децентрализованным образом. К. по самой своей природе не способен выдержать экономическое состязание с капитализмом. Советский К., ввязавшийся в “холодную” войну и экономическое соревнование с капитализмом, потерпел в конце концов поражение и разрушился под грузом им же созданных неразрешимых проблем. Мечта о К. во многом подобна др. глобальным мечтам человечества: алхимической мечте о философском камне, способном превращать обычные металлы в зо- лото, мечте об элексире вечной молодости и в особенности мечте о возможности жизни в небесном раю, где нет ни собственности, ни неравенства, ни даже самого труда. Такие мечты возникают в определенный период истории, охватывают тысячи или миллионы людей, зовут их к самопожертвованию и в конце концов, истощив их силы, постепенно уходят в прошлое. Мечта о К. сформировалась на почве индустриального общества; переход к постиндустриальному обществу лишает эту мечту даже поверхностной реалистичности. Каким может оказаться коллективистический “социалистический миф” самого постиндустриального общества, пока предсказать невозможно. О Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. № 10—12; Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2; Зиновьев А.А. как реальность. Кризис коммунизма. М., 1994; Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994; Тиллих П. История и Царство Божие // Философия истории. Антология. М., 1995; Геллнер Э. Условия свободы. М., 1996; ИвинА.А. Философия истории. М., 1999. А.А. Ивин
Подробнее

Коммунизм

Философский словарь
(от лат. communis — общий) — а) общественный идеал, впитавший в себя гуманистические начала человеческой цивилизации, извечные стремления людей к всеобщему благополучию, полному социальному равенству, свободному всестороннему развитию; б) концепции, учения, политические движения, разделяющие и обосновывающие этот идеал, выступающие за реализацию его на практике; в) об-во, конкретный тип организации общественной жизни, отвечающий тому или иному пониманию коммунистического идеала; в социально-философской теории марксизма формация, следующая за капитализмом, вторая, высшая по сравнению с социализмом ступень этой формации, конечная цель коммунистического движения. Представления о К. как об-ве всеобщего благополучия и полного социального равенства и первые попытки их практической реализации прослеживаются с глубокой древности — коммунистические черты в идеальном государстве Платона; нек-рые монашеские ордена и религиозные секты в v-srednie-veka-4690.html">средние века и в эпоху Возрождения; различные концепции утопического (в т. ч. “распределительного” и “казарменного”) К. в 17 — 1-й пол. 19 в. (Кампанелла, Мабли, Кабе, Оуэн, Фурье, Сен-Симон) и попытки их реализации (“трудовые коммуны” Оуэна, фаланстеры Фурье, крестьянские трудовые коммуны в России и др.). Наиболее последовательную и глубокую разработку К. как общественный идеал и тип социального устройства об-ва получил в трудах Маркса, Энгельса, Ленина, в созданной ими теории научного К. Опираясь на исследования объективной логики всемирной истории, они пришли к выводу, что в поступательном движении человечества в процессе смены общественно-экономических формаций за капитализмом с естественно-исторической необходимостью последует установление такого общественного строя, в к-ром всеобщее благополучие и равенство, свободное развитие личности будут достигнуты на основе -высочайшего развития материального производства, преодоления частной и утверждения общественной собственности. К. позволит преодолеть отчуждение человека от созданных им материальных и духовных ценностей, существенные различия между классами и социальными группами, между городом и деревней, умственным и физическим трудом, добиться полного удовлетворения разумных потребностей людей. Переход к высшей фазе К. в представлении Маркса, Энгельса, Левина связан с коренным изменением характера труда, к-рый станет непосредственно общественным и превратится в первую жизненную потребность, что откроет возможность целостного человеческого развития. Формой регулирования общественных отношений при К. будут общечеловеческие ценности, общепринятые нормы нравственности и справедливости, соблюдение к-рых станет привычкой. Организация об-ва будет строиться на началах общественного самоуправления. Развернутое определение сущности К. сформулировано Марксом в “Критике Готской программы”: “На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!” (Т. 19. С. 20). Классики марксизма не претендовали на то, чтобы дать детальную картину коммунистического будущего. В их представлении К.— открытая перспектива, естественноисторическая направленность развития цивилизации, а не завершенное идеальное состояние. К.— не только социально-политическая теория и определенный социальный проект устройства об-ва будущего, но и новая философия человеческого бытия. Поэтому необходимо четко различать исторически преходящее экономическое и социально-политическое содержание, а тем более извращенные, псевдомарксистские трактовки коммунистического идеала от социальной, антропологической, экзистенциальной и культурной проблематики, составляющей подлинное ядро коммунистической идеологии: понимание К. как “завершенного гуманизма” (Маркс), как совокупности условий для всестороннего свободного и творческого развития личности. В настоящее время представления о будущем человеческого об-ва разрабатываются в многообразных концепциях посткапиталистического, постиндустриального общества (“информационного общества” теория и др.), в различных альтернативных идеологиях, движениях и социальных проектах (альтернативное движение, экосоциализм, коммунитарное сообщество, нек-рые самоуправляющиеся группы производителей и потребителей и т. д.), ориентированных на то, чтобы жить и производить по-новому, на основе новых посткапиталистических общественных ценностей. Система этих ценностей предусматривает разрыв с логикой капиталистического типа развития, преодоление экономического фетишизма, превращение на деле человека в самоцель общественного развития. Основу этих концепций составляет формирующаяся система ценностей, имеющая мн. точек соприкосновения с коммунистическим идеалом.
Подробнее

Коммунизм

Философский словарь
(от лат. communis общий) - последовательная форма марксизма, которая нашла свое, наиболее яркое выражение в рус. большевизме, хотя практические попытки построить коммунизм как общество всеобщего благополучия предпринимались уже издревле (коммунистические черты в идеальном государстве Платона, которое он описывает в "Государстве"; в древнем христианстве; в монашеских орденах и многих религиозных сектах). ставит своей целью такой экономический и общественный строй, который в требование равенства всех людей (см. Человечество) включает требование уничтожения частной собственности и в особенности экспроприации средств производства и продуктов производства (см. Социализм).
Подробнее

Коммунизм

Философский словарь
- понятие непрерывно меняется и наполняется различными смыслами, в том числе и самыми глупыми, но при всех вариантах имеется достаточно устойчивое ядро понятия: - отсутствие эксплуатации человека человеком; - подчинение личных потребностей интересам общества. Очевидно, что одновременное выполнение обоих условий возможно только при определенных достаточно высоких и согласованных уровнях развития общественных отношений, культуры (в широком смысле этого слова) и личности. Исключение эксплуатации человека человеком совершенно правильно связывают с искоренением частной собственности на средства производства, что является условием необходимым, но не достаточным. Следующим шагом на пути к ликвидации эксплуатации является совершенствование производственных и общественных отношений, что исключает, например, однопартийную систему управления государством, ведомственность, клановость, насилие над личностью, действующей в интересах общества и т.п. вещи. Подчинение личных потребностей общественным требует добровольности такого подчинения, то есть достаточно высокого уровня сознательности и самоограничения, что также представляется в ближайшей перспективе утопичным. Тем не менее, следует отметить, что люди коммунистического менталитета в нашем обществе имелись и имеются и их становилось все больше, как и сама коммунистическая мораль все в большей степени завоевывала мир. В настоящее время нет достаточного количества фактов, позволяющих рассматривать события в СССР в 1970-2000 гг. как "достижение цивилизации". По всей видимости, мы имеем дело с очередной ошибкой, обусловленной глупостью и ничтожеством руководящих элит человечества, которые очень много о себе мнят.
Подробнее

Коммунизм

Философский словарь
(лат. communis - общий) - одна из радикальных версий общественного идеала, сопряженная с мифом о достижимости всеобщего равенства людей на основе многомерного и беспредельного изобилия. В совокупности ряда своих существенных особенностей К. может трактоваться и как разновидность христианского еретизма. Наукообразный облик идее К. стремились придать Маркс, Энгельс, а также последователи и подражатели их парадигмы понимания статики, динамики и перспектив развития общества. Основания концептуального видения К. изложены в работах Маркса и Энгельса: "Манифест Коммунистической партии", "Принципы коммунизма", "Критика Готской программы" и др. В разнообразных канонизированных коммунистическим движением программах и характеристиках К. традиционно постулируются следующие главные процедуры движения к нему: а) ликвидация института частной собственности, обобществление имущества граждан; б) введение прямого продуктообмена; в) прогрессивный налог на наследство; г) выборность чиновников "снизу доверху" и т.д. Лишь на этапе "полного К.", по Марксу, планировалась "высочайшая производительность общественного труда" и реализация лозунга "от каждого по способностям, каждому - по потребностям". Как самообозначение идеологий, теорий и практик понятие "коммунистический" было и остается присущим значимому числу экстремистских политических группировок - как властвующих (большевики в России и СССР, маоизм в КНР и др.), так и оппозиционных, нелегальных (левые террористические группы Западной Европы, Латинской Америки и т.д.). Широкий диапазон концептуальных модификаций, позволяющий К. служить также претенциозной, самодостаточной и (в некоторых пределах) исторически респектабельной формой провозглашения определенной идеологической ангажированности, обусловлен рядом его характеристик. Так, в теоретических разработках Маркса и Энгельса термин К. выступал и как гипотетическое состояние общества, как определенный социальный идеал (Маркс), и как движение, уничтожающее современную организацию социума; и как "не доктрина, а движение", которое опирается "не на принципы, а на факты" (Энгельс). Безотносительно к дальнейшим потенциальным деталировкам, понятие "К." может отражать: 1) отрицание любых форм организации института собственности в обществе, кроме тотальных и всепоглощающих ("общественная собственность", она же - "общенародная" в социалистическом варианте); 2) полемическую противопоставленность институту частной собственности в его рыночной ипостаси в контексте идеи "еще большего ее плюрализма", "еще большей социальной справедливости" и т.п.; 3) ориентированность на замену традиционных моделей распределения общественного богатства (соответственно достигнутому индивидом или их корпорацией положению в иерархии факторов "капитал - труд - знания - способности - культовый потенциал общественного поклонения" и т.д.) системой волевых распределительных решений; 4) замену традиционной правящей элиты - элитой, качественно иначе сформированной и т.д. В наиболее радикальных формах (большевизм, клика Пол-Пота в Камбодже) осуществление унифицирующих, уравнительных программ К. эффективно результировалось в виде не только ликвидации многоукладной и плюралистичной модели распределения собственности, но и в обличье сопряженных процедур осуществления масштабного геноцида по критериям имущественного положения, социального происхождения и статуса. В целом, К., как правило выступает в ряде ипостасей: как идеология маргинальных слоев общества, статусных и имущественных аутсайдеров; как разновидность социального нигилизма, противопоставляющего традиционной системе ценностей совокупность верований об "идеальном обществе "в будущем "посюстороннем" мире; как разновидность светской религии в облике наукоподобной идеологии "научного К.". К., ввиду приверженности его адептов преимущественно насильственным процедурам объективации программ переустройства общества, подавляющих инициативу отдельной личности и унифицирующих потребности и репертуары поведения людей, невозможен для осуществления в региональных масштабах. К. может выступать и анализироваться (на уровне мысленного социального эксперимента) исключительно в виде сознательно самоизолирующейся, замкнутой и статичной общественно-экономической, геополитической и духовной системы; либо мыслимый как принципиально внеальтернативное планетарное явление. А. А.Грицанов
Подробнее

Коммунизм

Философский словарь
- политическое учение, разработанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Легло в основу политической теории и практики большевиков (В.Ленин). С 1917 по 1991 был господствующей идеологией СССР. Настаивает на радикальном свержении буржуазного строя, создании на его месте социалистического общества (с полным контролем социалистического государства над хозяйственной деятельностью, политикой, культурой и т.д.) с последующим построением общества коммунистического. Предполагает постепенное отмирание государства, искоренение всех видов неравенства, создание на земле идеальных условий существования.
Подробнее

Коммунизм

Экономический словарь
COMMUNISMБуквально: общая, или коллективная, форма собственности на имущество - отмена частной собственности, частной инициативы, частных доходов. Орудия производства, земля, месторождения полезных ископаемых, предприятия общественного пользования и т. д. должны стать собственностью местных органов власти или центрального правительства, а производимые продукты подлежат распределению по потребностям. За исключением нескольких незначительных по масштабу утопических попыток создать коммунистическое гос-во в полном смысле слова не удалосьВ 1989-1990 гг. произошел крах коммунистических экономик и правительств по всей Восточной Европе, в Никарагуа и во многих др. странах. Советский Союз был опасно ослаблен и находился на грани распада. Демократия и свободное предпринимательство (капитализм) позволили осуществить структурную перестройку коммунистического мира.После провала попытки гос. переворота в августе 1991 г. Советский Союз подвергся реорганизации: закончилось коммунистическое правление, завершилась `холодная` война. Общественное сопротивление К. в Советском Союзе возглавил президент России Борис Ельцин. Три прибалтийские республики добились гос. независимости. Вскоре и др. советские республики обрели желанную независимость. Это стало концом семидесятичетырехлетнего периода правления коммунистической партии.Падение коммунистического правительства в Восточной Германии устранило основное препятствие на пути к воссоединению Германии. В ходе офиц. церемоний, начавшихся вечером 2 октября 1990 г., Германская Демократическая Республика присоединилась к Федеративной Республике Германии, и Германия впервые с 1945 г. стала единым суверенным гос-вом. 2 октября у здания Рейхстага в Берлине собралось ок. миллиона человек. В полночь раздался звук Колокола Свободы. После воссоединения Федеративная Республика Германия стала крупнейшей страной Европы.К. как экон. система оказался полностью дискредитирован.См. КАПИТАЛИЗМ; КАРЛ МАРКС; СОЦИАЛИЗМ.БИБЛИОГРАФИЯ:ENGELS, F. The Origin of the Family, Private Property and the State, 1902.HOOK, SIDNEY. Towards the Understanding of Karl Marx, 1933.LASKI, H. J. The Rise of European Liberalism, 1936.LENIN, V. I. The Teachings of Karl Marx. No date.MARX, KARL. Das Kapital, 1867.
Подробнее

Коммунизм

Экономический словарь
- гипотетический общественный и экономический строй, основанный на полном равенстве, общественной собственности на средства производства, реализующий принцип "от каждого но способностям - каждому по потребностям". Практически реализовать такой строй не удалось ни в одной стране мира.
Подробнее

Коммунизм

Экономический словарь
теоретический общественно-экономический строй, основанный на общественной собственности на средства производства и существующий по принципу: "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям".
Подробнее

Коммунизм

Толковый словарь Ожегова
Марксистско-ленинская теория создания и развития такой формации
Подробнее

Коммунизм

Юридический словарь
- гипотетический общественный и экономический строй, основанный на полном равенстве, общественной собственности на средства производства, реализующий принцип "от каждого но способностям - каждому по потребностям". Практически реализовать такой строй не удалось ни в одной стране мира.
Подробнее