Классовая Борьба

Что такое Классовая Борьба? Значение слова «Классовая Борьба» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Значение «Классовая Борьба» в словарях

Классовая Борьба

Политический словарь
- борьба между антагонистическими классами, интересы которых несовместимы или противоречат друг другу. представляет собой основное содержание и движущую силу истории всех классовых общественно-экономических формаций. Источником классовой борьбы является противоречие интересов классов. Антагонистическими являются взаимоотношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми во всех экономических формациях, основанных на эксплуатации человека человеком. может иметь скрытый или открытый характер, выражаться в экономических требованиях угнетенного класса или в политическом противостоянии, протекать мирно или не мирно, вплоть до вооруженного восстания, захвата власти и проведения революционных преобразований. со стороны угнетенного класса есть борьба за изменение экономического положения в его пользу, а со стороны угнетающего класса - борьба за сохранение существующих экономических порядков. Мнение о том, что в условиях социализма классовая борьба отсутствует, ошибочно. Она происходит, причем в двух направлениях. Первым является борьба внешних империалистических сил по свержению социалистического строя с привлечением потенциальных союзников внутри страны. Вторым направлением является борьба нарождающегося в результате ошибочной экономической политики класса буржуазии за усиление капиталистических тенденций и свержение социализма. Социалистическое государство стремится предотвратить рост буржуазии и борется с ней различными методами, но в условиях даже простого сохранения при социализме товарно-денежных отношений оно обречено на поражение. Утверждение Сталина относительно обострения классовой борьбы было верным, но теоретического анализа экономической причины этого сделано не было.
Подробнее

Классовая Борьба

Философский словарь
- один из видов конфликта в обществе, связанный с существований классов, т. е. определенных групп в обществе, различаемых по признаку собственности, величины дохода, месту в разделении труда и т. д. Однако эти принципы расчленения играют весьма ограниченную роль при анализе социо-культурных процессов, так как классы не представляют собой интегрировано организованной культурной общности. Кроме того, само существование классов во многих случаях является весьма проблематичным. Учение о К. б. было центральным пунктом официальной идеологии на протяжении шести этапов второго глобального периода. Эта идея была результатом модернизации древних манихейских представлений, рассматривающих мир прежде всего как извечную борьбу Правды и кривды, двух противоположных начал, не знающих взаимопроникновения. Это создавало основу для интерпретации раскола, для определенного иллюзорного его объяснения как основы изучения разнообразных форм насилия в обществе: гражданской войны, террора, терроризма, раскулачивания и т. д. Рост утилитаризма дает новую пищу представлениям о господстве в обществе К. б., позволяя изображать мир как звериную борьбу всех против всех за обладание деньгами, вещами, разнообразными благами. С этих примитивных позиций отношения между людьми в связи и по поводу благ можно рассматривать как игру с нулевой суммой, приобрести что-либо можно лишь за счет других, а не на основе стратегии общего подъема. Манихейская трактовка К. б. воскрешается сегодня в истолковании советского общества как разделенного на угнетенный народ и господствующий класс бюрократии, враждебный обществу, перестройке и т. д. Эта трактовка довольно легко переходит в иную форму манихейства, т. е. в разделение людей по национально-племенному признаку, например, еврейский погром может рассматриваться как форма К. б. (Антисемитизм). На седьмом этапе второго глобального периода (перестройка), где господствующим стал соборно-либеральный идеал, манихейское представление о К.б. оказалось оттесненным представлением о целостности мира. Это может вызвать в конечном итоге определенные трудности при решении задачи, так как в результате этого неизбежно расширится раскол между манихейским массовым сознанием и антиманихейскими правящей и духовной элитами.
Подробнее

Классовая Борьба

Исторический словарь
– это борьба, которая ведется между классами, интересы которых несовместимы или противоречат друг другу. Согласно марксизму это основное содержание и движущая сила развития общества. Высшее проявление классовой борьбы – социальная революция, в результате которой осуществляется переход от одной общественно-экономической формации к другой.  
Подробнее

Классовая Борьба

Социологический словарь
- англ. class struggle; нем. Klassenkampf. По К. Марксу и Ф. Энгельсу - движущая сила  истории в антагонистических обществ, формациях;  борьба между классами, интересы  к-рых непримиримо противоположны. К. б. - выражение основного противоречия каждого антагонистического способа производства - конфликта  между новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями, к-рый завершается соц. революцией. К. б. существует в трех формах:  экон., полит., идеологической.
Подробнее

Классовая Борьба

Социологический словарь
(class struggle) (марксизм)  — политическая и экономическая деятельность  (например, забастовки,  политические движения), основанная на классовых интересах и необходимая для развития классового сознания и особенно для того, чтобы мог состояться переход к социализму.  См. также Гегемония;  Капитализм и капиталистический способ производства. 
Подробнее

Классовая Борьба

Философский словарь
— столкновение и противодействие интересов классов. О несовпадении интересов различных социальных групп друг с другом, об их конфликтах между собой издавна писали историки и философы. Аристотель, Т. Гоббс, Г.В.Ф. Гегель и др. рассматривали конфликт между социальными группами как закономерное и необходимое явление общественной жизни. Однако само понятие “К.б.” было впервые использовано, вероятно, в трудах фр. историков периода Реставрации (О. Тьерри, Ф. Гизо, О. Минье) и великих утопистов (К.А. Сен-Симона, Ш. Фурье). Особое значение понятие “К.б.” получило в марксизме. Уже в “Манифесте Коммунистической партии” (1848) К. Маркс и Ф. Энгельс констатировали, что история всех существовавших обществ была историей борьбы классов, т.е. К.б. движет историю, т.к. неизбежно приводит к социальной революции — кульминации К.б. и переходу к новому общественному строю. Определяя К.б. как столкновение антагонистических (непримиримых) интересов классов, марксизм выявляет объективный интерес класса, который соответствует его месту в исторически определенной системе общественного производства. Этот интерес, если он не осознан, делает класс “классом-в-себе”, но по мере осознания своего подлинного интереса класс превращается из “класса-в-себе” в “класс-для-себя”. Иными словами, осознанный классовый интерес делает людей классово сознательными, поскольку они знают не столько свое место, но также и свой истинный классовый интерес. Именно это имеет в виду Маркс, когда говорит о том, что только К.б. пролетариата за свое освобождение от капитала неизбежно ведет к диктатуре пролетариата, а сама диктатура пролетариата знаменует собой переход к исчезновению классов и К.б. Правда, В.И. Ленин, развивая эти положения Маркса, писал, что установление диктатуры пролетариата не означает прекращения К.б. Он доказывал, что в условиях переходного периода от капитализма к социализму, хотя пролетариат и стал господствующим классом, его К.б., тем не менее, продолжается, но уже в новых формах и новыми средствами. По Ленину, это такие государственные формы К.б., как подавление сопротивления свергнутых эксплуататоров, гражданская война, нейтрализация мелкой буржуазии, использование буржуазных специалистов, воспитание новой дисциплины труда. Т.о., с т.зр. марксистов К.б. имеет место всегда, в любом обществе, где существуют антагонистические классы. К.б. может быть как стихийной — неосознанное стремление защитить свои права, так и сознательной — целенаправленное движение за свои подлинные интересы. Марксисты полагают, что К.б. ведется в истории в трех основных формах: экономической, политической и идейной (идеологической). Так, экономическая борьба пролетариата — это борьба за улучшение условий продажи своего труда, сокращение рабочего времени, повышение оплаты труда. Эта борьба постепенно перерастает в борьбу политическую — общеклассовую борьбу всех представителей рабочего класса за свои коренные интересы — борьбу за установление диктатуры пролетариата. Идеологическая борьба — это борьба против буржуазной и реформистской идеологии, она призвана внести в широкие массы трудящихся социалистическое сознание. Согласно мнению основоположников марксизма, по мере развития класса К.б. пролетариата развивается от менее развитой экономической формы к более развитым политической и идейной формам. В отечественной марксистской литературе примерно до сер. 1950-х гг. проводилась идея об усилении К.б. по мере строительства социализма и коммунизма (идея была выдвинута И.В. Сталиным). Позднее (с нач. 1960-х по 1980-е гг.) считалось, что К.б. — это не что иное, как процесс мирного соревнования капиталистической и социалистической систем, в ходе которого решается вопрос о том, “кто кого”. В этой связи доказывалось, что борьба двух систем выражает основное противоречие современной эпохи. Считалось, что под влиянием этого противоречия развертывается революционная К.б. трудящихся (в лице трех основных их отрядов: мировой социалистической системы, международного рабочего и национально-освободительного движений) с империализмом. Оценивая марксистскую теорию К.б. как сверхупрощение, К. Поппер вместе с тем считал, что она пригодна для классического капитализма сер. 19 в. Он полагал, что нельзя сводить любую проблему к подспудному классовому конфликту богатых и бедных. Действительно, такие современные общественные движения, как экологическое, феминистское, борьба за социальные свободы, за ядерное разоружение и т.п., трудно характеризовать только с т.зр. тех или иных классовых интересов, сводить всецело к классовому антагонизму собственников и несобственников средств производства. Однако, соглашаясь с Поппе-ром и др. критиками К.б. в том, что ее значение в истории нельзя никоим образом абсолютизировать, было бы ошибочным вообще исключать ее из арсенала современного социального анализа. Процессы социальной дифференциации в обществе не приостанавливаются, имеет место безработица и маргинализация отдельных групп людей и, следовательно, не исчезают различные объективные интересы разных классовых групп общества, а значит, не могут исчезнуть и конфликты между ними. Вместе с тем современные условия общественной жизни, при которых существуют развитые демократические ин-ты: многопартийность, избирательная, правовая, парламентская, независимая судебная системы, изменяют природу этих конфликтов, обеспечивая их разрешение без революций. О Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Соч. Т. 4; Маркс К. во Франции // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7; Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19; Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2; Dahrendorf R. Class and Class Conflict in Industrial Society. London, 1959. B.C. Грехнев
Подробнее

Классовая Борьба

Философский словарь
— борьба между классами с несовместимыми или противоречащими друг другу интересами. Теория К. б. разработана марксизмом-ленинизмом. К. б., ее формы и методы на совр. этапе должны быть органически взаимоувязаны с защитой общечеловеческих ценностей и положений — предотвращение ядерной катастрофы, защита природы и окружающей среды и др.
Подробнее