- организация казачества за Днепровскими порогами. Казаки колонизовали степные пространства к югу от Днепровских порогов, создавая здесь “городки” (укрепления) или “сечи” (засеки) еще с ХIV века. В 1540-х годах они объединились в Запорожскую Сечь. Название центрального укрепления — — перешло на всю организацию запорожского казачества. Окончательно как своеобразная организация казачества сложилась во второй половине ХVI века. После соединения Польши и Литвы в единое государство – Речь Посполитую (по Люблинской унии 1569 г.) усилилось распространение шляхетского землевладения, крепостного права и католичества на украинских (расположены на окраине - "украйне" государства) землях. Население, стремясь избавиться от грозившей ему неволи, стало массами бежать в низовья Днепра, находя здесь средства к существованию в промыслах и в войнах с крымскими татарами и турками, которые стали неизбежными, так как польское правительство не имело достаточных сил для охраны украинских земель от татарских набегов. Усиление казачества вызвало у поляков желание подчинить себе эту силу, причинявшую им немало хлопот несанкционированными набегами на соседей, с которыми Польша имела мирные соглашения, и противодействием внутреннему политическому, социальному и экономическому устройству, вводившемуся на этих территориях. Польский король Стефан Баторий, желая укрепить южные границы государства от татар, около 1576 г. даровал казакам полное войсковое устройство, а их атаману - гетманские регалии. Эта реформа выделяла из украинского населения 6 тысяч семей в свободное казачье сословие, которых записало в специальные списки – реестр. Реестровым казакам польское правительство установило жалование за службу по охране границ. Но наряду с реестровыми казаками существовали и так называемые нереестровые или голутвенные казаки. Их число постоянно росло из-за бегства за Днепровские пороги крестьян от шляхетского угнетения. К концу XVI века выглядела уже вполне сложившимся организмом. Характерными чертами социальной организации Запорожской Сечи было отсутствие крепостничества и признание формального равенства за всеми казаками в праве на пользование землей и другими угодьями, а также на участие в радах (собраниях), где решались все общественные дела и выбиралась старшина. Социальная организация казачества была одновременно и военной: каждый казак был обязан за свой счет отправлять военную службу. Как политическая организация представляла собой образование государственного типа — своеобразную казацкую республику. Верховным органом была войсковая рада, решавшая все важнейшие вопросы. Главой Запорожской Сечи был кошевой атаман. Основой хозяйства казачества были скотоводство и промыслы (главным образом рыболовство). Как социальный орган никогда не была обществом равных. Наоборот, даже в ранний период в Запорожской Сечи существовали острые социальные противоречия. Богатые казаки — владельцы хуторов, стад крупного и мелкого рогатого скота, табунов, рыбных промыслов, использовали в своем хозяйстве труд неимущих казаков и беглых крепостных. Казачьи верхи захватили в свои руки и все управление в войске, установив для себя разные привилегии и совершая всевозможные злоупотребления. Распри между Польшей и казаками начались уже в конце ХVI в. Нападения казаков на Крым и Турцию вызывали ответные набеги татар на Украину и содействовали постоянной угрозе развязывания турками войны с Польшей. Опасаясь этого польский сейм начал принимать меры против запорожцев. Уже в 1607 г. он предписал препятствовать уходу крестьян и казаков в Запорожье; подобные предписания повторялись много раз и иногда подкреплялись силой оружия. По мере того как польское правительство пыталось затруднить запорожцам выход в море, казацкая вольница выпускала пар, поддерживая украинское население в его выступлениях против польского владычества. Усиливавшееся на Украине крепостное право и настойчивое введение поляками yнии католической и православной церквей вызывали массовое бегство населения в низовья Днепра, где оно пополняло ряды запорожского войска и делало его заклятым врагом Речи Посполитой. Недосягаемая по своей отдалённости и недоступности для польского войск Сечь служила идейным центром и надёжной опорой казачества в его борьбе против шляхетско-польских порядков. Со второй четверти XVII в. в Запорожье планируются и организуются восстания; отсюда выступают первые отряды восставших казаков и выходят их предводители; сюда спасаются оставшиеся в живых после поражений. Период борьбы Запорожья с Польшей за собственное существование и свободу завершился в ХVII веке освободительной борьбой украинского народа во главе с Б. Хмельницким, следствием чего стало присоединение Левобережной Украины к России. После этого за Запорожской Сечью были признаны те же права, которыми пользовались в России другие казачьи области. Важнейшими из них были права на самоуправление и на прием (хотя и неофициальный) беглых крестьян. С конца XVII в., с усиления России на южных рубежах, отношения к ней Запорожской Сечи ухудшились. При Петре I за измену при гетмане Мазепе Сечь была разрушена. Петр объявил ее уничтоженной. Запорожцы приютились в так называемой Новой Сечи, которая была ликвидирована в 1775 году Екатериной II после подавления восстания Пугачёва. Исторический словарь
Значение «Запорожская Сечь»: В следующем словареВо всех словарях