Исторический словарь: Священник

евр. коген, т. е. священнодействующий (Евр. 8:2) от корня коган - совершать священное служение, т е. приносить жертвы и курение в храме. При богослужении времен патриархов мы не видим никакого следа священства, переходящего по наследству, а также существования касты священников. До времени Авраама относительно богослужения слово «коган» встречается только один раз в Библии, а именно, о Мелхиседеке сказано, что он был священник Бога Всевышнего (Быт. 14:18). В богослужении патриархов мы находим, что отец семейства или родоначальник исполняли обязанности священника. Это служение соединялось с правом первородства. Каин и Авель, Нои, Авраам, Иов, Исаак и Иаков сами приносили жертвы. Израильский народ в Втор. 7:6 называется «собственным Его народом», а в Исх. 19: 6 «царством священников». Но все-таки понадобились особые люди, состоящие в этой должности, чтобы служить посредниками между народом и Богом (Исх. 20:18 и дал.). Таким посредником при заключении торжественного союза между Богом и народом был Моисей и в этот раз для исполнения обязанностей священников были избраны юноши (Исх. 24:5). После того, как Господь, в воздаяние за пощаду в Египте еврейских первенцев, избрал и назначил колено Левиино для совершения богослужения, звание священников перешло к роду Аарона, и все его сыновья стали священниками. Из Исх. 19:22 и дал. и 4: 14 можно заключить, что левиты уже в Египте, по-видимому, исполняли обязанности священников. Хотя левиты и были избраны Богом в священники, но все-таки из многих мест Св. Писания видно, что в течение долгого времени после издания этого закона угодные Богу жертвоприношения совершались также и другими лицами и даже вне святилища, например, Гедеоном (Суд. 6:18 и дал.), Маноем (Суд. 13:19 и мал.); Самуилом (1 Цар. 7:9 и дал.; 9:12 и дал.); Илиею (3Цар. 18:30 и дал.); Елисеем (3Цар. 19:21); Давидом (2 Цар. 6:17; 24:18 и дал.) и другими. Однако, царь Осия был поражен Господом за то, что вошел в храм, чтобы воскурить на алтаре кадильном 2 Пар. 26:16 и дал.). Срав. жертвоприношение Саула (1 Цар. 13:9 и дал.) и Иеровоама в Вефиле (3Цар. 12:33; 13.1) и также рассказ о богослужении в доме Михи и о его радости, когда он нанял левита священником (Суд. 17; Срав. 18:30). Никто из имевших телесный недостаток не был допускаем к исполнению священнических обязанностей: ни слепой, ни хромой, ни уродливый, ни с переломленной ногой или рукой, ни горбатый, ни с бельмом на глазу, ни страдающий паршою и т.д. (Лев. 21: 18-21). Левиты посвящались на служение особым обрядом (Исх. 29; Лев. 8). Одежда, которую они носили во время совершения богослужения, состояла из льняного платья — от чресл до голеней и ефода, т е. узкой, длинной рубашки с длинными рукавами, целиком вытканной (без швов) из самой лучшей шерсти или хлопчатой бумаги; ефод стягивался вышитым красными, нелепыми и пурпурными нитями поясом, который можно было несколько раз обвернуть вокруг туловища; по сведениям раввинов, этот пояс был 32 локтя в длину. Затем следовал головной убор — тюрбан, состоявший из длинного льняного полотнища, которое обвертывалось вокруг головы. ам воспрещалось снимать головной убор, потому что это являлось знаком печали или горя, и не соответствовало тому значению, которое имело их более блестящее одеяние По всей вероятности, они совершали богослужение босыми. До вступления в святилище они должны были омыть руки и ноги (Исх. 30:19 и дал.; 40:30 и дал.) В то время, когда они находились при исполнении священных обязанностей, они не могли пить вина или крепких напитков (Лев. 10:9; Иез. 44:21). Внешнее выражение горя по умершим разрешалось только по отношению к ближайшим родственникам (Лев. 21:1 и дал.; Иез. 44:25) Им не разрешалось стричь головы (Лев. 19:27; 21:5) Они должны были совершать богослужение в святом спокойствии, а не с дикими выходками и безумствами жрецов Ваала, которые кололи себя ножами и кричали громким голосом (Лев. 19:28; 3Цар. 18:28). Им запрещалось жениться на блуднице или разведенной (Лев. 21:7); первосвященнику даже запрещалось жениться на вдове (Лев. 21:14; Иез. 44:22); у Иез. 44:22) священники могли жениться или на девице из дома Израиля, или же на вдове священника. Обязанности священников были различны; они должны были поддерживать огонь на жертвеннике всесожжения днем и ночью (Лев. 6:12; 2 Пар. 13:11), подливать масло в лампады светильника (Исх. 27:20 и дал.; Лев. 24:2), приносить утреннюю и вечернюю жертву, хлебное приношение и возлияние (Исх. 29:38 и дал.). Их обязанностью было также учить израильтян всем уставам Господа (Лев. 10: И; Втор. 33:10; Срав. 2 Пар. 15:3), разрешать спорные вопросы (Иез. 44: 23 и дал ), исследовать различные виды проказы (Лев. гл. 13-14). Далее, они должны были в известных случаях трубить в серебряные трубы (Чис. 10: 2 и дал.) и на войне ободрять народ (Втор. 20:2 и дал.) Одним словом, священник должен был хранить в чистоте учение, «ибо закона ищут от уст его», потому что он «вестник» (евр. ангел) Господа Саваофа» (Мал. 2:7). Все эти обязанности лишали священника возможности трудиться для своего пропитания, — и потому относительно этого существовали различные постановления. Так как Бог не дал колену Левиину удела в Палестине, как остальным коленам, то израилыяне должны были давать левитам десятину на пропитание. Из этой десятины левиты, в свою очередь, должны были отдавать десятую часть священникам, так что священники получали: 1) 1% со всего дохода от земли (Чис. 18:26 и дал.). 2) Выкупные деньги за все первородное от людей и скота (Чис. 18:15 и дал.). 3) Выкупные деньги за людей и животных, которые были посвящены Господу или были «закляты» (отлучены) (Лев. 27; Чис. 18:14). 4) Хлебы предложения и мясо жертв всесожжении, мирных и повинности (Лев. 6:26,29; 7:6 и дал.; Чис. 18:8 и дал.); в частности, грудь потрясания и плечо возношения (Лев. 10:12 и дал.). 5) Начатки плодов земли: хлеба, вина, оливкового масла и шерсти овец (Исх. 23:19; Лев. 2:14; 23:10; Втор. 18:4; 26:1 и дал.). 6) Кроме того, для священников было назначено 13 городов с их пастбищами (И. Нав. 21:13 и дал.). 7) Рассказывается также, что в одном случае, священники даже получали часть от захваченной на войне добычи (Чис. 31: 25 и дал.). Несмотря на все эти доходы, служба священника не была выгодной в материальном отношении, судя по замечанию в 1 Цар. 2:36. Самые ранние следы разделения священников на «чреды» находим во времена Давида. и разделялись тогда на 24 чреды или очереди (1 Пар. 24:1 и дал.; Срав. 2 Пар. 23:8; Лук. 1:5), которые должны были чередоваться в исполнении служебных обязанностей: одна неделя назначалась для каждой чреды. Различные же служебные обязанности в течение недели распределялись между священниками каждой чреды посредством жребия (Лук. 1:9). По-видимому, каждая чреда вступала в исполнение своих обязанностей в субботу, причем, оканчивающие недельное служение священники совершали утреннее богослужение, а вечернее уже исполняла новая чреда (2 Пар. 23:8). При таком делении оба священнические рода все же не занимали одинакового положения; например, дом Ифамара имел меньше представителей, чем дом Елеазара, и из первого выбрали 8 очередей, тогда как из дома Елеазара их было 16(1 Пар. 24:4). После возвращения из плена осталось только 4 чреды из 24-х по 1000 человек в каждой (Езд. 2:33 и дал.); но в последующие времена Иосиф Флавий опять упоминает о 24 чредах, которые, очевидно, носили те же названия, что и прежние, и существовали до окончательного разрушения Иерусалима. В некоторых местах Ветхого Завета слово «священники» (коганим) встречается в значении министров при царе, или его ближайших советников (2 Цар. 20:26; 3Цар. 4:5). Наверное, и священники из дома Ахава (4 Цар. 10:11) были таковыми. Когда Христос, истинный Первосвященник и Посредник, пришел в мир, был отвергнут и предан на смерть высшими представителями еврейского священства и принес Себя Богу за грех мира (Мат. 27:1 и дал.; Map. 15: 1 и дал.; Лук. 22:66, 23:1; Иоан. 19: 6), тогда, по пророчеству Осии (3:4), прекратилось еврейское священство. «Сыны Израиля долгое время будут оставаться без жертвы и без жертвенника». И в христианской церкви не существует священников в ветхозаветном значении этого слова — как особого сословия. Послание к евреям особенно подчеркивает, что Христос — единственный и Первосвященник (Евр. 2:17; 3:1; 4: 14; 5:5 и дал.; 9:11), через Которого мы приближаемся к Богу (Евр. 7: 19). Словом священник», в значении приносящего жертву (греч. — иереос) в Новом Завете никогда не называют пастырей и руководителей христианской церкви. Везде, где употребляется это слово (иереос) в Новом Завете, оно обозначает или еврейских священников (Маг. 8:4; Лук. 20:1 и дал.; Иоан. 1:10; Деян. 4:1; 6: 7) или Иисуса Христа, как указано выше в послании к Евреям, или учеников Его в целом (святое и царственное священство) (1 Пет. 2:5 и дал.; Отк. 1:6; 5:10; 20:6). В одном месте это слово обозначает языческого жреца (Деян. 14:13). В русском переводе для обозначения пастыря церкви употребляется греческое слово пресвитер, т.е. старший (Деян. 14.23; 15:2; 20:17; 1 Пет. 5:1). (Русск. — пастырь, греч. — пресвитер) (1 Тим. 5:17; 2 Иоан. 1:1; 3 Иоан. 1:1) русск. перев. в этих посланиях Иоанна — старец, греч. пресвитер. Срав. «Старейшины», «Пресвитер». Исторический словарь

Значение «Священник»: В следующем словареВо всех словарях

Слова близкие по значению