— евр. мида. . А. — мера длины. Небольшими мерами длины у евреев, как и у других народов, служили палец человека, локоть и т.д. Они были следующие, считая от самых малых: 1) Перст в ширину (евр. «эцба» (Мер. 52:21). 2) Ладонь (евр. тофах) (Исх. 25:25), равна длине 4 перстов (ширину). 3) Пядень или пядь (евр. серет) (Исх. 28:16) — расстояние от начала большого пальца до конца мизинца, как наша четверть, равное 3 ладоням (1 Цар. 17:4; Иез. 43:13; Ис. 40:12). 4) Локоть (евр. амма) (Быт. 6:16) — расстояние от локтя до конца среднего вытянутого пальца у мужчины (Втор. 3:11), равное 2-м пяденям, или б ладоням, или 24 перстам. 5) Сажень упоминается в Деян. 27:28. 6) Трость (евр. кане) (Иез. 40:5 и дал.; 42:16 и дал.), равнялась 6-ти локтям (Иез. 41:8). Согласно Талмуду, ширина пальца равнялась ширине шести сложенных семян, а локоть равнялся ширине 144-х таким же образом сложенных семян. По этим и другим сведениям длину древнего еврейского локтя, равняющуюся шести сложенным ладоням, считали равной 483,9 миллиметрам; это предположение подтверждается древне-египетским локтем, образец которого найден в Египте и который вообще имеет в длину 484,2 миллиметра. Следовательно, пядень (3) равнялся 241,95 миллиметрам, ладонь (2) — 80,65 миллиметрам, перст (1) — 20,1625 миллиметров, трость (6) — 2 метра и 903,4 миллиметра. От старинного Моисеева локтя (4) (Втор. 3:11; 2 Пар. 3:3), который, круглым числом, составлял немного более 11/2 фута, отличался египетский — так называемый, царский локоть, про который Иезекииль говорит, что он имеет длину большую Моисеева локтя на одну ладонь (Иез. 40:5; 43:13) и который считался равным 523,5 миллиметрам; вавилонский локоть равняется, приблизительно, 525 миллиметрам. Более неопределенны были меры пути: 1) Шаг (2Цар. 6:13). 2) Расстояние Быт. 35:16; 48:7; 4 Цар. 5:19). 3) Дневной путь (Быт. 30: 36; Лук. 2:44), приблизительно, восьмичасовой путь. 4) Субботний путь (Деян. 1:12) — длина пути, которую, по раввинскому толкованию некоторых мест Библии, было разрешено совершать в субботу. Срав. слова Иисуса к ученикам (Мат. 24:20) относительно субботы. Место в Исх. 16:29, где запрещается оставлять свой дом в субботу, раввины объяснили таким образом, что никому нельзя оставлять своего дома или его окрестностей, которые считали равными 2000 локтям или 1 км по всем направлениям от дома. Отходить на такое расстояние они допускали, основываясь на двух местах Священного Писания: И. Нав. 3:4, где говорится, что от лагеря до скинии было 2000 локтей, и Чис. 35:4, где сказано, что поля около левитских городов должны простираться на 2000 локтей во все стороны. Впрочем знали и другой способ, как обойти закон: отъезжали на 2000 локтей от дома, клали на землю свою пищу, часть которой съедали, часть закапывали и, таким образом, создавали себе «дом»; после чего считали для себя возможным отъехать еще на 2000 локтей и т.д. Кроме этих мер, в Новом Завете встречаются следующие чужеземные меры: 5) Стадия — самая большая единица меры длины у греков (Лук. 24:13; Иоан. 6:19; 11:18; Отк. 14:20; 21:16), первоначально это была длина Олимпийского ристалища (место атлетических состязаний греков), составляющая около 200 метров (625 римских футов). Восемь таких стадий составляли римскую милю. Все-же величина стадий изменилась, так что в более позднее время римскую милю считали равной 71/2 стадиям; такая стадия соответствовала талмудской мере (рус) или 400 локтям. 6) Поприще (Мат. 5:41) (мили), римская единица меры пути, равная 2000 шагов или 5000 римских футов, 8 греческих стадий или 1478,7 метра). Для измерения площадей евреи довольствовались обозначением длины участка и его ширины, выраженной в локтях или тростях (Чис. 35:4 и дал.; Иез. 40-7; 42:20; 45:2; 48:20; Отк. 21: 16). Б. Меры жидких тел у евреев были следующие: 1) Лог — (Лев. 14:10), самая малая мера. 2) Гин — (Исх. 29:40; Иез. 4:11), согласно указаниям раввинов, равен 12 логам 3) Бат — самая крупная мера жидких тел (3 Цар. 7:26), равная 6 гинам (Иез. 45:11); она составляла 1/10 хомера и, следовательно, равнялась ефе; у Лук. 16:6 единица этой меры названа словом «мера», т.е. бат или ефа. Меры сыпучих тел были следующие: 1) Каб — (4 Цар. 6:25), самый малый объем. 2) Гомер — или иссарон (Исх. 16:16; Лев. 14:10; Чис. 15:4), равняется 1/10 ефе (Исх. 16:36) или 1/20 каба. 3) Сата — (Быт. 18:6), равнялась 1/3 ефы или 6 кабам. В Новом Завете и в 4 Цар. 7:1.16 она названа «мера» (греч. сатон) (Мат. 13:33; Лук. 13:21). 4) Ефа — равная бату (Иез. 45: 11), часто встречающаяся мера (Исх. 16:36; Лев. 5:11; 6:20; Суд. 6:19; 1 Цар. 17:17; Иез. 46:5), равна 3 сатам или 10 гомерам. 5) Полхомер (евр. летек) (Ос. 3:2) — половина хомера. 6) X омер — (Исх. 27:16; Чис. 11:32; Ис. 5:10) или кор (3 Цар. 4:22; 5:11; Иез. 45:14); у Лук. 16:7 переведено словом «мера (греч. корус). Эта самая крупная мера сыпучих тел. По Иез. 45:11 эта мера является общею для сыпучих и жидких тел. Таким образом хомер равнялся 10 ефам или батам; «мера их (ефы и бата) должна определяться по хомеру». О действительной величине этих мер раввины говорят, что 1 каб по объему равняется 24 яйцам; 1 сата равна 144 яйцам и ефа одинакова по объему, с 432 яйцами. По этим данным вычислили различные меры емкости и нашли, что один бат равен 40 литрам. Кроме этих упоминаются некоторые меры неопределенной величины, как, напр., горсть (евр. шалиш) (Ис. 40:12), большая мера (евр. шалиш) (Пс. 79:6), может быть, 1/3 ефы; далее кадка (евр. кад; 3 Цар. 17:12,14,16); ведро (евр. кад; 3Цар. 18:34). У Агг. 2:16 упоминается также неизвестная мера (евр. пурах). Наконец в Новом Завете мы встречаем некоторые греческие меры: Xиникс (Отк. 6:6) — мера зерна для хлеба, которым мог прокормиться один человек в течение дня; мера — (греч. метретес; Иоан. 2: 6), около одного бата; Кружка (греч. ксестес; Map. 7:4) — 1/72 меры; сосуд (греч. модиос; Мат. :15; Map. 4:21; Лук. 11:33) — почти 7 литров. Исторический словарь
Значение «Мера»: В следующем словареВо всех словарях