евр. Мирьям. 1) Святая Дева в Назарете, обрученная с плотником Иосифом (Мат. 1 18; Лук. 1:27). Ее посетил посланный от Бога ангел Гавриил (Лук. 1:26 и дал), после чего она отправилась к своей родственнице Елизавете (39 и дал.) и прославила там Бога. (46 и дал.). Затем возвратилась к Иосифу и последовала с ним в Вифлеем, где и родила Иисуса (Мат. 1:24 и дал.; 2:1; Лук. 2:7). Им пришлось с Младенцем бежать в Египет (Мат. 2:13 и дал.), возвратившись оттуда они поселились в Назарете (2:23). После этих сообщений в Евангелии только изредка упоминается о Марии: во время посещения храма (Лук. 2:42 и дал.); на браке в Кане Галилейской (Иоан. 2:3 и дал ); когда она и братья Иисуса искали Его между народом (Мат. 12: 46 и дал ; Map 3.21 и дал.; Лук. 8:19 и дал ); когда распятый Иисус с креста поручил ее Иоанну (Иоан. 19:26) и, наконец, когда она была вместе с учениками в Иерусалиме по вознесении Иисуса (Деян. 1:14). Относительно ее, братьев Иисуса и Его сестер — срав «Братья Иисуса» Когда однажды женщина в восторге от дел и слов Иисуса воскликнула: «блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, Тебя питавшие», Иисус, ответил: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лук. 11: 27 и дал). Это же сделало Марию блаженною, когда она, выслушав слова ангела, сказала: «да будет мне по слову твоему» (Лук. 1:38). 2) Мать Иоанна Марка, которая имела дом в Иерусалиме, где собирались христиане. Когда Петр, освобожденный рукою ангела из темницы, пришел туда и стал стучать в дверь — «там были многие собраны и молились»; когда они отперли и увидели его, то изумились (Деян. 12:12, 16). Из Кол. 4:10 некоторые заключают, что эта была сестрой Варнавы, а из Деян. 12:12, что она подражала примеру своего брата, служа своим имением общине (Деян. 4:36 и дал.). 3) , жена Клеопы. У Иоан. 19:25 читаем, что при кресте Иисуса стояли «Матерь Его, и сестра Матери Его, Клеопова, и Магдалина». Та же группа женщин упоминается у Мат., состоящая из Марии Магдалины и Марии Матери Иакова и Иосии, и матери сыновей Зеведеевых (Мат. 27:56), и у Марка — Магдалина, и , мать Иакова меньшего и Иосии, и Соломия (Map. 15:40). Из этого вытекает, что Клеопова и , мать Иакова меньшего и Иосии — одно и то же лицо, и что она была сестрой Матери Иисуса. Эту Марию видим в первый раз при распятии, затем видим ее вечером того же дня, сидящую при гробе Иисуса, и рано утром в день воскресения она была вторично там с ароматами, которые приготовила в пятницу вечером. Она была одной из видевших явление ангелов, которые сказали, что Иисус жив (Лук. 24:10,23). Некоторые предполагают, что упомянутые у Мат. 13: 35 и дал. братья и сестры Иисуса были дети этой Марии. Срав. «Братья Иисуса». Другое предположение, что у Иоан. 19-25 возможны 4 лица, а именно: 1) Мать Иисуса, 2) Сестра Матери Его, 3) Клеопова и 4) Магдалина. 4) Сестра Лазаря в Вифании. Когда ее сестра Марфа начала хлопотать, чтобы угостить любимого ею Наставника, избрала для себя «благую часть»: села у ног Иисуса и стала слушать Его речи (Лук. 10:38 и дал.). Когда Лазарь умер, Марфа, услышав, что идет Иисус, поспешила к Нему навстречу; же оставалась дома, пока Наставник не призвал ее к Себе (Иоан. 11:20,28). На вечере в Вифании после воскресения Лазаря, где Марфа прислуживала, помазала ноги Иисуса драгоценным миром (Иоан. 12:1 и дал ). Нельзя смешивать это событие с тем, о котором говорится у Лук. 7:36 и дал., где в доме фарисея кающаяся грешница в доказательство любви, помазала ноги Иисуса миром. 5) Магдалина, т.е. из Магдалы. О ней в первый раз упоминается там, где говорится о женщинах, которые служили Христу Своим имением (Лук. 8-2), и потом в числе женщин, следовавших за Ним ко кресту и ко гробу (Мат. 27.56,61; 28:1; Map. 15:40,47; 16:1; Лук. 24:10; Иоан. 19 25). Иисус освободил ее от семи нечистых духов и за этот акт милосердия она была особенно преданна Ему (Лук. 8:2 и дал.). Рано утром по воскресении она была у Его гроба и, оставшись там когда ученики уже удалились, она была первою, которая бросилась к ногам Воскресшего и приняла Его приветствие и поручение (Иоан 20:1 и дал ; Map. 16:9 и дал.). 6) (Мариамь) — ревностная христианка в Риме, которая приветствуется Павлом (Рим. 16:6). Исторический словарь
Значение «Мария»: В следующем словареВо всех словарях