Исторический словарь: Израиль

— Исраэль. (евр. Божий герой). 1) Имя данное Богом Иакову после его борьбы с Ангелом в Пенуеле (Быт. 32:28-30); «Возмужав боролся с Богом. Он боролся с Ангелом — и превозмог (Ос 12:4). По возвращении Иакова из Месопотамии, в Вефиле Бог вторично дал ему имя (Быт. 35:10). Сам Иаков редко называет себя этим именем (Быт. 46:1,2,5; Исх. 6:14; 32: 13, «Вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих»; Ос. 12:12 и дал.; См. Быт. 33-20; 45:27,28; 48:2). 2) Гораздо чаще употребляется это слово, как общее наименование всего народа, происходящего от Иакова. Его обыкновенное название — сыны Израиля, народ Израиля или, просто, . Уже в Быт. 34:7 говорится, что Сихем сделал безчестие в Израиле (русс. Библия: «безчестие сделал он Израилю»). В Исх. 3:16 Господь повелевает: «Пойди, собери старейшин Израилевых». Дом Израилев называл хлеб, посылаемый ему Богом, «манною» (Исх. 16:31 и дал.). Также вся населенная израильтянами земля Ханаан называется «землею израильскою» (1 Цар. 13:9) и народ называется общим именем — «израильтяне» (ст. 20 сравни Мат. 2:20 и дал.). 3) После смерти Саула еврейский народ разделился: колено Иуды признало над собой царем Давида, а остальные колена признали сына Саула Иевосфея; эти одиннадцать колен присвоили себе право на название израильтян (2 Цар. 2:9 и дал.). Это название стало более подчеркиваться после смерти Соломона, когда 10 колен навсегда отпали и создали особое царство — «царство Израиля». «И отложился от дома Давидова до сего дня» (3Цар. 12:19). Встречаемое название «земля Израилева» имеет, следовательно, более ограниченное значение, как отличие от Иудеи, напр.,: Иез. 27:17. Но, с другой стороны, пророк Михей включает в это выражение «дом Израилев» также и царство Иуды (Мих. 3:1,9). 4) После переселения словом «» снова называется весь народ. Ездра и Неемия говорит о Боге Израилевом, о сынах Израилевых и о 12 колен Израилевых в первоначальном значении этого слова; см., напр., Езд. 6:16 и дал. Переселенцы принесли во всесожжение Богу Израилеву 12 тельцов за весь , 96 овнов (Езд. 8:35). Срав. Неем. 7:7,61,73; 12:47. Пророки также придерживаются старого имени «». Исайя говорит Господь называет Себя Отцом Израиля (Иер. 31:9). И в Новом Завете о двух домах Израилевых (Ис. 8:14), слова и израильтяне, как названия народа Божиего, имеют более глубокое значение, чем название иудей (Иоан. 1:47). Павел хвалился тем. что он был израильтянином (2 Кор. 11:22), но иудеями ему было дано 5 раз по сорока ударов без одного (ст. 24). Срав. Рим. 9:4; 11:2; Фил. 3:5 и смысл перемены имени Иакова на Израиля в Быт. 45:27 и дал.; 48:2. 5) В духовном значении все «ходящие по следам веры Авраама» (Рим. 4:12): и евреи и язычники, — те, которые в Гал. 6:16 называются «Израилем Божиим». Срав. Рим. 9:6 не все те израильтяне, которые от Израиля» и пророчество Исайи в Рим. 9:27; Ис. 10:22. Исторический словарь

Значение «Израиль»: В следующем словареВо всех словарях

Слова близкие по значению