Исторический словарь: Иерусалим

(основание мира или безопасное жилище)-главный город образовавшегося при Давиде Израильского царства и духовный центр всей земли: «Ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне-из а» (Ис 2.3). Величайший из царей Давид, расширяя свое царство, взял крепость Сион (2Ц 5.7), располагавшуюся на одноименной горе и бывшую частью Иевуса (см.), населенного иевусеями, и тем положил основание у. Еще раньше, по смерти И.Навина, израильтяне взяли , сожгли его, но иевусеи продолжали там жить и после этого (Нав 1.8,21). Сын Давида Соломон построил в е храм Господу, в который был перенесен ковчег и в который приходили на поклонение живому, истинному Богу люди со всех концов земли. имеет множество и других названий:- Ариил (Ис 29.1,2,7),- башня стада (Мих 4.8),- город великий (см.),- город великого Царя (Пс 47.3; Мф 5.35),- город Господа (Ис 60.14),- город Давидов (см. город Давидов,а)- город Иудин (2Пар 25.28; Лк 1.39),- город истины (Зах 8.3),- город кровей (см.),- город правды (Ис 1.26),- град Божий (Пс 45.5; 86.3),- долина видения (Ис 22.1,5),- жительница долины (Иер 21.13),- престол Господа (Иер 3.17),- радость всей земли (Плач 2.15),- Салим (Быт 14.18; Пс 75.3; Евр 7.1,2),- святая гора (см.),- святой город (см.),- святыня (Иол 3.17),- Сион (см.),- скала равнины (Иер 21.13),- совершенство красоты (Плач 2.15),- столица верная (Ис 1.21,26). достался колену Вениаминову, но был расположен на границе с уделом Иудиным и сделался столицей Иудейского царства, объединившего эти два колена, когда остальные десять колен после смерти Соломона отделились. расположен вокруг и севернее гор Сион (собственно город Давидов) и Мориа, расположенной на северо-восток от Сиона. Эти две горы в древности были соединены мостом и обнесены стенами. В дальнейшем город распространялся еще дальше на север и его стены несколько раз перестраивались. , расположенный на горах, особенно крутых с южной стороны, считался всегда очень надежной крепостью, но в своей истории подвергался многим нашествиям и разграблениям:- египетским царем Сусакимом около 928 г. до РХ (3Ц 14.25-26),- филистимлянами и арабами около 845 г. до РХ (2Пар 21.16-17),- сирийцами около 803 г. до РХ (2Пар 24.22-23),- израильским царем Иоасом около 790 г. до РХ (4Ц 14.13-14),- снова египетским царем Нехао около 608 г. до РХ (2Пар 36.3-4) и, наконец,- халдеями под предводительством Навуходоносора (см.) в 606 г. и 586 г. до РХ (2Пар 36.6-7,10,13-20).В этот последний раз и его храм были разрушены до основания, но через 70 лет-в 536 г. до РХ часть иудеев по повелению персидского царя Кира вернулась с Зоровавелем в и в период с 520 г. до 516 г. до РХ храм и частично город были восстановлены. В 332 г. до РХ был взят (но на этот раз не разрушен) Александром Великим, а после его смерти захвачен около 301 г. до РХ одним из его преемников-Птолемеем, царем египетским. В 198 г. до РХ захватил Антиох Великий из династии селевкидов, а в 178 г. до РХ Антиох Епифан подверг разрушению и осквернил храм, поставив в нем чуждые алтари и начав приносить в жертву свиное мясо (подражая некоторым греческим культам). В 165 г. до РХ вновь обрел независимость и в течение 100 лет управлялся потомками братьев Маккавеев. В 63 г. до РХ город был взят римлянами под предводительством Помпея. Вступивший с их дозволения на престол в е в 37 г. до РХ Ирод Великий приложил много стараний к восстановлению города и храма. Около 20 г. до РХ он начал основательную перестройку храма (Ин 2.20), обильно украшая его драгоценными камнями и золотом, но в 70 г. по РХ, как и было предсказано Господом, город и храм (в ходе так называемой Иудейской войны) были до основания, более жестоко, чем когда-нибудь ранее, разрушены римлянами под водительством будущего императора Тита. Уцелели лишь три башни и часть западной стены, известная ныне как «стена плача», в которой по народному преданию есть несколько камней из храма Зоровавеля, а может быть и первого. В 135 г. некто Баркохба, выдавая себя за Мессию, поднял мятеж иудеев против римлян и те в отместку вновь разрушили , убили более 580 тыс. человек, а место, где был храм, вспахали плугом. По приказу императора Адриана место было названо Элия Капитолина и появление в этом городе иудеям было запрещено под страхом смерти. Для дополнительного осквернения бывшего места храма там был заложен храм Юпитеру. В 326 г. при императоре Константине вновь получил свое прежнее название, но, когда в 363 г. при Юлиане Отступнике была предпринята попытка восстановления храма на прежнем месте, основание его было, по свидетельству многих очевидцев, разрушено землетрясением и огнем, вышедшим из земли. В 637 г. был захвачен магометанами под предводительством калифа Омара и с тех пор остается под их владычеством. Современные стены а были построены в 1542 г., на месте храма высятся теперь две мечети. Но значение а для всякого верующего человека в другом. Он символ града Бога живого, небесного а (Евр 12.22; От 3.12), нового, сходящего с неба (От 21.2) города будущей жизни. (См. Зилот, храм) Исторический словарь

Значение «Иерусалим»: В следующем словареВо всех словарях

Слова близкие по значению