Династия эмиров Марокко, правившая в 1056-1147 гг. Первоначальной ячейкой альморавидской империи послужило могущественное санхаджийское племя лемтуна, центр которого располагался в Адраре, на территории современной Мавритании. Кочевья этого племени простирались от южных марокканских оазисов до страны негров. Пишут, что лемтуны, быть может, для защиты от "дурного глаза", носили так называемые лисам - покрывала, скрывающие нижнюю часть лица. Поэтому их называли "носящими лисам" (аль-мулассимун). Географ ал-Бекри утверждает, что лемтуны не умели ни пахать землю, ни сеять и не имели других богатств, кроме своих стад. "Многие из них, - пишет он, - за всю свою жизнь так и не поели бы хлеба, если бы купцы из мусульманских стран или страны черных не угощали их или не давали им муку в качестве подарка". Скотоводство обеспечивало лемтунов средствами к существованию, а также позволяло заниматься караванной торговлей, получившей с конца IX века в Западной Сахаре большое развитие. Эти суровые кочевники были обращены в ислам в IX веке и со всем пылом еще очень невежественных неофитов вели священные войны против язычников-негров. Сначала они воевали под командованием одного общего вождя, затем свыше ста лет были разобщены, пока энергичный эмир Абу Абдаллах Мухаммад ибн Тифавт вновь не соединил их под своей властью. В середине XI века вождем лемтуна и их соседей годала стал преемник Абу Абдаллаха, Йахйа ибн Ибрахим ал-Годали. Вместе с группой именитых граждан он в 1036 г. отправился в Мекку. На обратном пути, проезжая через Сус, эмир познакомился с неким Абдаллахом ибн Йасином, которого пригласил проповедовать ислам кочевникам Сахары. Ибн Йасин согласился, но проповедь его поначалу не имела успеха. Тогда он поселился на одном из островов реки Сенегал (или Нигер) и основал здесь военный монастырь - рибат. Монахи (они получили прозвание альмурабитун, что значит люди рибата, или альморавидов) должны были вести жизнь в соответствии с требованиями абсолютного маликизма. Члены общины питались фруктами, плодами охоты и рыбной ловли, ели сушеное мясо, размельченное и политое топленым жиром, а пили они одно молоко. Ал-Бекри пишет, что при вступлении в секту следовало пройти суровые испытания и смыть прежние грехи. Пьяница или лжец получал при этом 80 ударов кнутом, развратник - 100. Любое нарушение религиозных обязанностей влекло за собой строго определенное правилами наказание: 5 ударов за опоздание на общую молитву, 20 - за пропуск ритуальных поклонов и т.п. Вскоре молва о святости альморавидов привела под их знамена множество кочевников, которые неустанно готовили себя к священной войне и были полны решимости силой оружия направить на путь истинный как неверных, так и не слишком ревностных мусульман. Эти вооруженные монахи быстро привели к покорности соседние санхаджийские племена. Их успех дал альморавидам 30 тыс. приверженцев - огромную силу в этой пустынной стране. Ибн Йасин, который оставался религиозным главой общины, но был слишком умен, чтобы стремиться к личной власти, поручил командование войсками одному из первых своих последователей Йахйе ибн Умару, вождю лемтуна. Тот совершил ряд успешных набегов на север, в долину уэда Дра, и на юг, в Судан. В 1054 г. альморавиды проникли в негритянское государство Гана и захватили крупный город Аудагост. Затем они овладели Сиджилмасой, где Ибн Йасин уничтожил все увеселительные места и музыкальные инструменты. В 1056 г., по смерти Йахйи, Ибн Йасин поставил во главе войск его брата Абу Бакра ибн Умара, распространившего завоевания далее на север. Первой целью Абу Бакра стал Сус, столицу которого, Тарудант, он занял в том же 1056 г. Затем проник в Атлас, беспрепятственно прошел до Агмата, где женился на вдове царя, прекрасной и своевольной Зейнаб, прозванной "волшебницей". Спустя два года началась война с племенами бергвата, кочевавшими южнее Феса до самого моря. В 1059 г. альморавиды потерпели от них тяжелое поражение. В бою пал Ибн Йасин. Собрав силы, Абу Бакр вновь напал на бергвата и на этот раз одержал победу. В 1061 г. он отправился на юг, в глубь Сахары, а во главе армии оставил своего двоюродного племянника Йусуфа ибн Ташуфина (за которого незадолго до этого выдал свою жену Зейнаб). О дальнейшей судьбе Абу Бакра источники сообщают лишь отрывочные сведения. Пишут, что он совершил далекий поход в земли негров, проникнув в их владения на 90 дней пути. Однако эта успешная экспедиция совершенно потерялась на фоне грандиозных завоевательных походов Йусуфа, сделавшегося с этого времени подлинным предводителем альморавидов. Из основанного им Марракеша Йусуф прежде всего развернул наступление на Западный и Центральный Магриб. В 1069 г. он взял Фес, положив конец вековому владычеству берберского племени зената, потом проник в Риф, прошел долину Мулун и покорил племена бану снассен и уджда. Сделавшись господином всего Марокко, он в следующие годы овладел Ораном, Тенесом и Уароенисом. В 1077 г. после отчаянной битвы пал Танжер. Наконец в 1082 г. альморавидам покорился Тлемсен. В разгар этих войн, около 1070 г., Абу Бакр, по окончании похода в Судан, возвратился с частью войска, чтобы снова взять в свои руки верховную власть. Но Зейнаб сумела так настроить Йусуфа, что он отважился гордо заявить своему повелителю о независимости. Когда Абу Бакр приблизился со своим отрядом, Йусуф вышел к нему навстречу во главе значительного войска, сопровождаемый большим караваном верблюдов, нагруженных множеством одежд, палаток, съестных припасов и т.п. Сдержанно приветствуя своего дядю, он не слез с лошади, как того требовал от подчиненного обычай. На вопрос Абу Бакра: "На что тебе это войско?" он решительно отвечал: "Оно мне нужно против тех, кто желает не того, чего я желаю", а на вопрос о назначении верблюдов, он ответил: "Я тебе принес все, что у меня было: деньги, съестные припасы и прочее, чтобы ты не терпел нужды в своей Сахаре". Смысл этих слов был достаточно ясен. Самоотверженный (или достаточно умный, чтобы понять намек, содержащийся в этих вежливых, но решительных словах), во всяком случае крайне довольный успехами Йусуфа, Абу Бакр возвратился в пустыню. Там он продолжал действовать в качестве главы южных альморавидов вплоть до своей смерти, последовавшей в 1087 г. Незадолго до этого, в 1086 г., Йусуф предпринял большой поход в Испанию и разгромил в битве на Азагальских полях леонского короля Альфонса VI. В 1090 г. он во второй раз переправился в Испанию, однако на этот раз обратил свое оружие против мусульманских эмиров. К 1102 г. все они были покорены альморавидами. В 1106 г. Йусуф умер, завещав престол своему 23-летнему сыну Али. Новый эмир был также благочестив, как его отец; но это было такое благочестие, которое граничило с ханжеством и делало Али послушным орудием факихов. Кроме того, он не прошел суровой школы пустыни, так как большую часть своей юности провел в Испании и воспитывался как горожанин. Ал-Марракуши пишет о нем: "Его поступки были хорошими, а мысли возвышенными; поборник воздержания и враг несправедливости, он должен был находиться скорее в обществе аскетов и отшельников, чем среди придворных и воинов? Удовлетворяясь осуществлением номинальной власти и получением поступлений от налогов, он помышлял лишь о духовных занятиях и религиозных обрядах, проводя ночи в молитвах, а дни в посте? при этом он полностью игнорировал интересы своих подданных? поэтому не удивительно, что во время его царствования сановники государства, а также женщины поступали так, как им нравилось, не заботясь об общих интересах?" Али все делал лишь по внушению своих духовных советников, которые на деле правили государством. Большое влияние на государственные дела имела также одна из его жен, открыто торговавшая должностями. При нем начался быстрый упадок могущества альморавидов. Грубые берберы быстро освоились в испанских городах, забыли былую простоту нравов, изнежились и стали предаваться излишествам. Вследствие этого они скоро утратили свою воинственность. Изменилось отношение к ним и со стороны испанского населения, поначалу очень благожелательное. Сразу после завоевания альморавиды значительно облегчили подати, но потом стали собирать налоги в еще большем размере, чем прежние эмиры. При этом они оказались не способны исполнять то, из-за чего были призваны в страну, - давать энергичный отпор христианам. Правда, брат Али, Темим, в 1108 г. разбил кастильцев при Уэклэси, а в 1110 г. овладел Сарагосой - последним, еще сохранившим независимость мусульманским эмиратом, но поход на Толедо, предпринятый в том же году, не удался. Силы альморавидов были уже настолько ослаблены, что они не смогли извлечь никаких выгод из смуты, которая началась в Кастилии и Леоне в 1109 г. после смерти Альфонса VI. А вскоре им пришлось думать не о завоеваниях, а о защите собственных владений. Причиной тому стал бессмысленный фанатизм невежественных факихов, из-за чего заметно ухудшилось положение христиан, живших под мусульманским владычеством. От прежней терпимости не осталось и следа - все ограничения и притеснения, которые требовались или только допускались по строгому смыслу мусульманского законодательства, были пущены в ход. Когда терпению христиан пришел конец, они призвали на помощь арагонского короля Альфонса I. В 1118 г. Альфонс I захватил Сарагосу, а в 1119 г. разбил мусульман при Кутанде. Арагонцы вторглись за Эбро и к 1126 г. вышли к Средиземному морю у Салобреньи (к югу от Гранады). Отсюда Альфонс перенес свои действия на север, но потерпел поражение у Фраги и Лериды. В то же время к 1139 г. значительная часть земель на юго-западе полуострова до областей Лиссабона и Альгарва перешла в руки португальцев. В 1142 г. Али наследовал его сын Ташуфин. В том же году против альморавидов подняли восстание испанские мусульмане. Сначала освободилась Алгарви, потом Валенсия, Мурсия, Кордова и Альмерия. К 1145 г. страна окончательно распалась на множество мелких эмиратов. Ташуфин не мог воспрепятствовать отпадению испанских владений, так как все его силы были связаны в Африке борьбой с марокканскими Альмохадами, которые подняли восстание еще в 1121 г. Эта война окончательно подорвала могущество альморавидов. Они терпели одно поражение за другим. После гибели в 1145 г. христианского полководца Ревертера организованное сопротивление фактически прекратилось. В 1146 г. Ташуфин потерпел последнее поражение у Тлемсена. Во время беспорядочного ночного отступления он сорвался со скалы в пропасть и разбился вместе с конем. Власть перешла к его сыну Ибрахиму, едва достигшему юношеского возраста. Между тем альмохадский халиф Абд ал-Мумин взял Фес и подступил к Марракешу. Здесь в то время правил дядя Ибрахима, Исхак, тоже очень юный возрастом. Он был бессилен что-либо сделать. В 1147 г. Марракеш, взятый приступом, был отдан на разграбление. Исхак попал в плен и кончил жизнь от рук палача. С ним угасла альморавидская династия. Исторический словарь
Значение «Альморавиды»: В следующем словареВо всех словарях