Абрамов, Яков Васильевич (псевдоним - Федосеевец), публицист. Родился в 1858 году в Ставрополе-Кавказском, в мещанской семье. Учился в медико-хирургической академии, которую в 1878 году принужден был покинуть; привлеченный к ""делу о распространении книг преступного содержания"", он был выслан из Петербурга. Вернувшись в Петербург, А. поместил в 1881 году в ""Слове"" два рассказа: ""Среди сектантов"" и ""Мещанский мыслитель"". В том же году А. вступает в число сотрудников ""Отечественных Записок"", в которых деятельно работает до их закрытия в 1884 году. Здесь помещены его рассказы (""Бабушка-генеральша"", ""Ищущий правды"", ""Как мелентьевцы искали воли""), статьи о сектантах (""Программа вопросов для собирания сведений о сектантах"", ""Духоборцы"") и статьи по вопросам общественно-экономическим (""Из фабрично-заводского мира"", ""Город и мещане"", ""Некоторые особенности наших поземельных отношений"", ""Крестьянский кредит"" и другие), а также множество критических отзывов в библиографическом отделе. В 1884 году А. вел некоторое время ""Внутреннее обозрение"" в ""Отечественных Записках"". В 1882 году он принимал близкое участие в ""Устоях"" С.А. Венгерова , где помещал рассказы, ""внутренние обозрения"" и рецензии. В 1882 - 84 годах А. сотрудничал в ""Деле"". После закрытия ""Отечественных Записок"" А. поступил в статистическое бюро санкт-петербургской земской управы и работал над статистическим описанием Шлиссельбургского и Петербургского уездов (3 т., 1884 - 86). С 1885 года А. становится деятельным сотрудником ""Северного Вестника"", ведет постоянный отдел - ""Из провинциальной печати"", помещает ряд статей и большую работу: ""Нужды, желания и стремления сословий в эпоху Екатерининской комиссии"" (1886). С середины 1880-х годов А. начинает деятельную работу в ""Неделе"" и становится одним из главных выразителей течения, которое по его имени часто называлось ""абрамовщиной"". Проповедь А. и его единомышленников в ""Неделе"" представляла характерное для своего времени явление. 80-е годы - эпоха самой мрачной реакции; общественные надежды, возбужденные 60-ми годами, были разбиты, общество потеряло веру в их осуществление; умы покоряла теория Толстого - ""непротивление злу"". ""Неделя"" еще в середине 1870-х годов выступила с проповедью чрезвычайно одностороннего народничества, говоря, что интеллигенция должна воспринять ""миросозерцание деревни"", усвоить ""правду мужика"", который выше интеллигенции в нравственном отношении, что она не имеет права навязывать народу свои идеи, свои общественные формы. Эти мысли особенно энергично проводил Юзов-Каблиц . Отойдя от радикального народничества ""Отечественных Записок"" и примкнув к ""Неделе"", А. начинает доказывать, что обществу нужно оставить всякое стремление к ""большим делам"", к пересозданию общественного строя; оно должно сосредоточить все свое внимание и энергию на ""малых делах"", на ""тихой культурной работе"" - идти в учителя, земские врачи, бороться с кулачеством и т.п. Это учение, совпадая с настроением общества, разочарованного, потерявшего веру в возможность совершения ""больших дел"", стало пользоваться успехом. Радикальные элементы повели горячую борьбу с ""Неделей"", особенно усердно воевал Н.В. Шелгунов на страницах ""Русской Мысли"". Кроме указанных уже изданий, А. сотрудничал в 80-х годах в ""Наблюдателе"", ""Детском Чтении"", ""Русском Курьере"", ""Московском Телеграфе"", ""Тереке"", ""Тифлисском Вестнике"" и ""Новом Обозрении"". В 1887 году А. выпустил ""Сельский Календарь"", а в 1889 году - ""Что сделало земство, и что оно делает"". С переменой общественного настроения в 90-е годы, когда общество снова сознало необходимость пересоздания общественного строя, А. теряет значение, писательская энергия его ослабевает, постепенно он уходит от публицистики, сосредоточивается на вопросах народного образования (""Частная женская воскресная школа в Харькове и воскресные школы вообще"", СПб., 1897; ""Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее"", СПб., 1900), составляет популярные книги (""Новейшие успехи знания"", СПб., 1890; ""Популярная юридическая библиотека"", 10 вып., 1896 - 98; ""Два великих француза: Луи Пастер и Жан Масэ"", СПб., 1897; ""Певец тоски. Гюи де Мопассан"", СПб., 1897; ""Памяти Белинского"", СПб., 1898; ""Микроскопические друзья и враги человечества"", СПб., 1898; ряд биографий - В.Н. Каразина , Колумба, Стэнли, Франклина, Фарадея, Песталоцци, Стефенсона и Фультона - в ""Биографической Библиотеке"" Павленкова ). В последние годы жизни А. сотрудничал в ""Русской Школе"" и других изданиях. Умер в 1906 году совершенно забытым. - См. автобиографию А. в ""Критико-биографическом Словаре"" С.А. Венгерова (т. I, 1889); Шелгунов, ""Очерки русской жизни"" (СПб., 1895). А. Фомин. Исторический словарь
Значение «Абрамов Яков Васильевич»: В следующем словареВо всех словарях