- с этим словом в философской, мистической и отчасти художественной литературе ассоциируется тема существования глубинной твердыни нашей души, своеобразной потайной комнаты нашего сердца, в которой мы можем встретиться или соединиться с Богом. С ней иногда ассоциируют также образ Божий в человеке. Сама по себе она безымянна и непостижима, т.к. на последнем пределе сам Бог превыше всех имен и всяких знаний о Нем. Но путь в цитадель открывается в мистическом опыте. У Мейстера Экхарта (XIII - XIV в.) это подано с риском пантеистического истолкования, сокращающего до нуля дистанцию между тварью и Творцом: "Когда душа приходит в безымянную обитель, там отдыхает она, где все вещи - Бог в Боге, там покоится она. Обитель души, которая есть Бог, безымянна". Сравн. у св. Серафима Саровского: "Ум внимательного человека есть как бы поставленный страж или неусыпный охранитель внутреннего Иерусалима". (См. также: Я ВНУТРЕННЕЕ). Философский словарь
Значение «Цитадель»: В следующем словареВо всех словарях