(от лат. sublimo - возвышаю) - переключение энергии с социально и культурно неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально и культурно приемлемые (высшие, возвышенные). Идея С. нашла отражение в произведениях писателей XVIII в. Г. Штиллинга и Новалиса, а также в работах А. Шопенгауэра и Ницше. В начале XX в. понятие С. стало широко использоваться в психоанализе. Согласно Фрейду, С. - это процесс переориентации влечения {либидо) на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, и преобразования энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность. Сквозь призму С. Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и, наконец, саморазвитие человечества. В западной психиатрической генетике и философской антропологии неоднократно предпринимались попытки модификации и модернизации психоаналитического толкования С. П. Сцонди различает три ступени С., относя к ним "социализацию", т.е. перевод желаний в сферу профессиональной деятельности, "собственно С", связанную с индивидуальной жизнедеятельностью человека, и "гуманизацию" - высшую форму С, способствующую развитию человечества. У Шелера способностью к С. наделены все формы организации природного мира. Он вводит термин "сверхсублимация", понимая под ним "чрезмерную интеллектуализацию", свойственную современной культуре и вызывающую у человека деструктивные, разрушительные наклонности. В настоящее время идеи С. находят отклик в работах ряда философов, психологов и искусствоведов, стремящихся объяснить отношения между биологическим и социальным, взаимосвязи между индивидом и обществом, этапы социализации личности, особенности протекания культурно-исторических процессов, природу и специфику художественного творчества. Философский словарь
Значение «Сублимация»: В следующем словареВо всех словарях