Философский словарь: Страх

(греч.: phobos - ужас, боязнь, тревога) - аффективное состояние человеческой души, которое переживается как страдание и выражается в ощущении неудовольствия. Испытывать чувство С. - значит подвергаться воздействию факторов, вызывающих напряженное ожидание, преодоление которого связано со временем, как угроза изменения. В этом смысле С. выступает одним из основных определений человека, как "существа страшащегося". В качестве достояния сознания, С. становится предметом опыта, т. е. осмысления уже пережитого, поэтому понятие С. с самого начала приобрело статус психической характеристики, и в этом качестве интерес к нему существовал на протяжении всей истории философской мысли. Помещение феномена С. в сферу действия собственно философии, в свою очередь, приводит к тому, что С., представляющий собой одну из фундаментальных категорий философского знания, становится особой формой описания сущего, которая обусловлена различными способами его истолкования в конкретных философских системах. Философская категория С. может быть определена как суждение о сущем, посредством которого оно как нечто существующее (т. е. реальность мысли, чувства, желания, переживания, поступка, состояния и фантазии) является предметом философского познания. 1. В систематической философии Г. В. Ф. Гегеля сущее открывается посредством введения понятия "развитие", характеризующего деятельность Абсолюта и являющегося как развивающееся нечто, самодвижение которого представляет собой объективное основание С.; поэтому С. есть имманентное свойство любого нечто, выступающее как аспект его развития. С. потери нечто своей самостоятельности, например, выявляет изначальные предпосылки феноменологии С.: любовь (предпочтение в развитии через положенность), нарциссизм; надежда (стремление к восстановлению утраченного или приобретению нового состояния); свобода (бесконечная экстраполяция собственного нечто за пределы его самости). Свобода, раскрывающая истину, противоположна С. Однако, хотя С. всегда и закрывает истину, сама истина открывается лишь тогда, когда опыт пережитого С. доводит до ее определения. В С. конечность человека (его смертность) становится очевидной. Посредством переживания С. сущее, выступающее в качестве человеческого субъекта, осознает свою отрицательность (несамостоятельность) и вновь обретает положительное содержание в абсолютной вере в Единого, в отношении которого С., выраженный в чувстве зависимости, снимается через растворение негативного (зависимого) в его отношении к сущему (Абсолюту). В пространстве самого Единого С. перед ним есть начало мудрости. Мудрый С., составляющий существенный момент свободы, заключается в освобождении от всякого случайного интереса и полагании особенного С. как чего-то ничтожного, т. е. в его преодолении (Гегель). 2. В экзистенциальной философии М. Хайдеггера условием раскрытия сущего как такового выступает Ничто, которое имеется в наличии, давая о себе знать в настроении Ужаса. В этом смысле С. (Angst) приобретает статус фундаментальной категории философского знания, выражающей специфическое отношение, которое возникает между сущим и человеческим существом. "В светлой ночи ужасающего Ничто впервые происходит простейшее раскрытие сущего как такового: открывается, что оно есть сущее, а не Ничто" (Хайдеггер). С., проявляемый как сущностный Ужас, ставящий перед бездной Ничто, представляет собой единственную настроенность в человеческом бытии, которая способна приблизить его к Ничто и допустить человеческое стояние посреди сущего в целом, в пространстве которого открывается почти нехоженый простор, где конечные существа могут сделать совокупность сущего доступной одновременно как в ее всеобщности, так и для них. Когда сущее в целом ускользает и надвигается прямое Ничто, перед его лицом умолкает всякое говорение с его "есть". Однако именно безъязыкость Ничто "взывает" нарушить гнетущую тишину, претворив энергию Ужаса в речь. И первое суждение о сущем возникает в напряженном пространстве С., где Ужас нужно просто пережить, проникнуться его силой и испытать в полной мере. Так, известный догмат о сотворении мира из ничего на самом деле не уводит в область богословия, но возвращает к исходному (допсихологическому) опыту "присутствия". 3. В философском осмыслении религии, понятой как человеческое стремление к сохранению непосредственной связи с безусловным средоточием всего существующего, сущее полагается в Абсолюте, который мыслится как единая основа и первоначало существующего. Соответственно С. выступает: а) в своих эмоциональных истоках - как самая распространенная форма чувственной зависимости человека от "иного" и выражается в священном трепете (Pavor) перед всемогуществом Абсолюта (Фейербах); б) в своих религиозных истоках С. видится как традиция, которая обуславливает человеческое существование и придает ему статус подлинного бытия (Шеллинг). Религиозное понятие С., т. о., отражает ужас, живущий перед утратой всякого человеческого сознания, и, одновременно, преклонение перед абсолютным знанием, заключенным во всеобщем единстве как "подателе жизни", который является гарантом всего существующего. 4. В религиозном экзистенциализме С. Кьеркегора С. (Angst) понимается как нечто принципиально беспредметное, т. е. объектом С. является Ничто, посредством которого и выступает сущее, поэтому С. обладает тем же значением, что и тоска, С. представляет эту тоску в ее полной страха (Angstfulde) симпатии и эгоизме. Посредством Ничто С. присутствует в состоянии невинности, как неведение, которое представляет собой принципиальную возможность нечто узнать. И поскольку в самой невинности человек не определен, - он предопределен тем, что в людях грезит дух - "свое иное" каждого человека. С. есть существенное определение грезящего духа как Ничто, страшащая возможность мочь, поэтому С. позволяет определиться любому сущему. "Слабо различие, установленное между мною самим и моим иным, оно как бы подвешено в полусонном состоянии, в грезах оно едва обозначено как ничто, которое может только страшиться"; "Какое воздействие имеет Ничто? Оно порождает . Такова глубокая таинственность невинности: она одновременно является и страхом" (Кьеркегор). Невинность состояния неведения снимается посредством греха, природу которого объясняет психологический С.: он делает индивида бессильным, а первый грех всегда происходит в слабости (Кьеркегор). Обусловленное запретом, грехопадение возбуждает не только желание, но и С. Диалектическая двусмысленность древнего С. (Antiquus) выражается в том, что он есть желание того, чего страшатся, симпатическая антипатия и, одновременно, боязнь того, чего желают, антипатическая симпатия. 5. В сферу философской психологии, - изначально существовавшей как наука о душе, предметом исследования которой является реальность психических процессов, - в качестве сущего попадают эмоционально-волевые акты, и психологическое понятие С. концентрирует в себе эмоциональное состояние, сила которого может вылиться в аффект, в результате чего происходит отток психической энергии, а явление С. отражает энергетические всплески всех возможных аффектов человеческой психики (Аристотель). Выражая изначальную страсть человеческой души, существующую как ее особенная стихия, категория С. сближается с состоянием, формой которого является желание, конкретизирующееся в аффектах удовольствия и неудовольствия (Спиноза). Духовная жизнь человека, представленная в виде системы ассоциаций идей и впечатлений, предопределяет эту ситуацию диалектического противостояния аффектов, что приводит к ощущению недостоверности, возникающему вместе с чувством С. (Юм). Переживание С. порождает настроение удивления, которое, в свою очередь, служит импульсом к познавательной активности индивида (Декарт). Сам же С. при этом выступает специфической способностью (силой), направленной на преодоление сопротивления познаваемого (Кант). 6. В психоанализе 3. Фрейда, как методе исследования психики, направленном на выявление глубинных механизмов психической активности, - сущее предстает посредством изучения трех зависимостей Я: от внешнего мира, от Оно и от "Сверх-Я", которые согласуются с тремя видами С.: реальный С., невротический С. и С. совести. В общем значении понятие С. отражает "склонность к страху вообще" (Angstlich), т. е. "боязливость, тревожность" (Agnossie). Конкретизируя это понятие, можно выделить: "страх-боязнь" (Furcht), указывающий на объект; "страх-испуг" (Schrek), подчеркивающий действие опасности, когда еще не было "готовности к страху" (Angstbereitshaft); и, собственно, "страх-тоску" (Angst). Название "Angst" произошло от "теснота, теснина" (Angustiae), обозначающего осадок впечатления, полученного от акта рождения, когда прекращение обновления крови (т. е. внутреннего дыхания) послужило причиной токсического перевозбуждения и стало прообразом смертельной опасности. В динамическом смысле сущностью С. является аффективное переживание, которое объединяет моторные иннервации (разрядки напряжения или оттоки энергии), связанные с энергетическим бюджетом либидо (Libido) и ощущениями ряда "удовольствие - неудовольствие". В психическом смысле настоящей причиной С. является фрустрированное возбуждение, возникающее, когда либидозный позыв совершается, но не удовлетворяется; аффективный заряд этого, не нашедшего себе применения, либидо и превращается в С., становясь, в свою очередь, сигналом к последующему вытеснению; представление, подвергшееся вытеснению, искажается до неузнаваемости, и в процессе трансформации получает образное выражение в феномене жуткого. Жуткое (Unheimlich) есть одно из проявлений скрытой природы аффекта, по сути своей противоречивое, ибо его источником являются и желание, и С.; жуткое есть та разновидность пугающего, которая имеет начало в давно известном, издревле привычном (Heimlich), однако запретном и поэтому превращенном в "сокрытое", "потаенное", за счет отрицательной приставки "не" (un), знаменующей клеймо вытеснения. "Жутким называют все то, что должно было оставаться тайным, сокрытым, и вышло наружу" (Шеллинг). А. В. Севастеенко Философский словарь

Значение «Страх»: В следующем словареВо всех словарях

Слова близкие по значению