Философский словарь: Позитивизм

(от лат. positivus - положительный) - течение в западной философии XIX - XX вв., теснее прочих связанное с культом науки, широко распространенным в Западной Европе в эти два столетия. Основателем П. считается О Конт, выдвинувший знаменитую теорию трех ступеней развития человеческого духа, согласно которой человеческое сознание в своем развитии проходит три стадии 1) теологическую, характеризующуюся переходом от фетишизма через политеизм к монотеизму, уважением божественного права королей и милитаризмом, 2) метафизическую, отличительными особенностями которой являются критика старого режима и переход к новому порядку; 3) позитивную, в рамках которой осуществляется переход к точному, применимому и органичному знанию, обеспечивающему индустриализацию и мир, общественный порядок и прогресс. Начало XIX в. Конт считал периодом перехода от второй стадии к третьей, а все неурядицы, характерные Для Франции того времени, объяснял смешением всех трех состояний человеческого духа. Конт стремился произвести интеграцию знания на основании распространения законов физики в области позитивизм других наук, в т. ч. даже и социологии (социальной физики), родоначальником которой он был. Теория науки Конта была тесно связана с его теорией трех стадий развития человеческого духа, которая, в свою очередь, представляла собой истолкование учения А. де Сен-Симона и была призвана объяснить политическую жизнь Франции первой половины XIX в. Основоположники английского П. Дж. Ст. Милль и Г. Спенсер исходили из иной ситуации. Так, Милль критиковал классификацию наук Конта за редукционизм, но при всех отличиях английского П., воспитанного утилитаризмом И. Бентама и английской классической политэкономией, он отличался той же нерассуждающей верой во всемогущество науки и одной из важнейших задач своих считал интеграцию научного знания. Т. н. "второй позитивизм", или эмпириокритицизм, был создан австрийским физиком Э. Махом и швейцарским психологом Р. Авенариусом Проблема интеграции научного знания рассматривалась в рамках "второго позитивизма" как проблема интеграции психологических и физических наук, и ее решение надеялись отыскать, разрабатывая философию чистого опыта. В отличие от П. первой половины XIX в., "второй позитивизм" практически не уделял внимания теории развития и был ориентирован, в первую очередь, на естественные науки. Развитием и продолжением "второго позитивизма" стала деятельность Венского кружка и некоторых других представителей аналитической философии (А. Дж. Айер, "ранний" Л. Витгенштейн и др.) в 20 - 30-е годы XX в.; иногда этих авторов объединяют названием "неопозитивизм", или "третья форма позитивизма". В теории общества для П. характерно рассмотрение условий, в которых действуют люди, как некоей данности, как квазиприродной обстановки, объективной среды, задающей возможности социализации и самореализации индивидов. Социальная система в такой трактовке оказывается совокупностью функций, определяющих характер и содержание человеческих взаимодействий. Социальность для П. - это прежде всего структура связей, в которую человеческие индивиды "включаются", которой они вынуждены подчиниться. Такая трактовка социальности, описывающая ее как отчужденную от человеческих принципов форму, характерна не только для П. в чистом виде, но и для ряда других направлений - догматического марксизма, экзистенциализма, неофрейдизма. Хотя они по-разному оценивают состояние отчужденности социальных связей от индивидов, они по сути дела позитивистски, т. е. отказываясь от исследования взаимосвязи социальности и индивидов и их бытия, описывают эту ситуацию. П. с 60 - 70 гг. сменяется постпозитивизмом, исследующим влияние философии, искусства, политики и т. п. вненаучных факторов на развитие научных теорий. С. А. Никитин Философский словарь

Значение «Позитивизм»: В следующем словареВо всех словарях

Слова близкие по значению