Философский словарь: Капитал

- экономическая категория, означающая один из производительных ресурсов; включает в себя все те производительные ресурсы, которые созданы людьми: инструменты, машины, инфраструктуру, а также нематериальные вещи, например компьютерные программы [15]. Очевидно, что при подобном определении капиталом является также и квалификация работника. Некоторые экономисты (в основном буржуазные) делят капитал на "физический капитал" - материальные и нематериальные вещи, существующие независимо от человека, и "человеческий капитал"- людские трудовые ресурсы, включая накопленные знания, опыт, образование, то есть квалификацию. При капитализме капиталом являются также деньги, которые в общем случае капиталом не являются, но в просторечии (народном сознании) отождествляются с ним, так как является не капиталом в более широком смысле этого слова, но его разновидностью "финансовым капиталом". Заблуждение, по видимому, связано с фактическим господством как в капиталистических, так и в социалистических научных кругах представлений, предложенных, например, К.Марксом, который считал, что капитал - это стоимость, приносящая его собственнику доход путем эксплуатации наемных рабочих, а стоимость в обыденном сознании связана с цепочкой: "цена-деньги". Отметим, что анализ определения капитала достаточно интересен. Рассмотрим его подробнее: стоимость - приносящая доход. Первое слово, в соответствии с политэкономией марксизма, стоимость - это овеществленный труд товаропроизводителей, с одной стороны, и (или) общественные отношения - с другой [20]. Учитывая практику употребления данного слова, можем отметить, что с ним ассоциируются такие понятия, как ценность и нужность, так как любая вещь, в том числе и стоимость (в просторечии - цена), интересует человека лишь тогда, когда возникает дилемма - иметь или не иметь данную вещь (быть или не быть). Второе - приносящая, заставляет задуматься, "при каких условиях возможна реализация этого требования - приносить доход или не приносить доход?". Очевидно, что для того, чтобы "приносить доход", необходимы определенные предпосылки (условия): - общественный договор - право, то есть власть (определенная стабильность состояния общества), которая опирается обычно на силу, согласие, глупость и обман; - дееспособность, то есть действительно быть стоимостью, а точнее быть вещью, способной производить другие нужные вещи - блага (обычно говорят товары); - обязательное наличие всех составляющих, необходимых для реализации технологических циклов (дополнение или развитие предыдущего пункта): сырья, функционирующих средств производства и связей в условиях стабильности или развития общества. Отметим, что в условиях разрушения общества многие вещи, бывшие ранее капиталом, становятся мусором на свалках, в том числе и свалках истории. Третье слово доход - представляется достаточно очевидным, это то, что остается в распоряжении или собственности капиталиста (собственника капитала) после распределения созданных благ (вещей). Но здесь появляется мощный ассоциативный блок, связанный с понятием распределение. Таким образом, анализ показывает, что перечисленные выше вещи могут как быть капиталом, так и не быть им в зависимости от определенных условий, а именно права (общественного строя) и деятельности (факта работы), то есть понятие капитал является вторичным и в связи с этим неустойчивым. То, что общественное устройство (строй) может законодательно определить данные вещи не капиталом достаточно очевидно - опыт социализма, феодализма и т.п.. Каждый капиталист, предприниматель и просто думающий человек понимает, что одни и те же вещи, перечисленные выше как капитал будут приносить совершенно разную прибыль в зависимости от того, функционируют или нет и как именно функционируют (налажены) те производства, связи, люди и деньги, которые обычно называют капиталом, то есть они должны быть дополнены требованием "функционировать". Как отмечено в [20]: "... капитал - это не вещь, а экономические, производственные отношения между классом капиталистов и классом наемных рабочих". Особенностью данного определения, затрудняющей его понимание, является то, что капиталом называют вещи, являющиеся отношениями, а такие отношения между словами вещь и отношение не являются общепринятыми мыслительными формами и не воспринимаются простым человеком (не являющимся профессионалом в вопросах экономики или права). Таким образом: "ом являются функционирующие в среде определенных общественных отношений средства производства". Очевидно также, что капиталом является также функционирующая экономика ВСЕГО государства и мира в целом. В связи с этим можно отметить, что начиная с 1985 г. в СССР шел процесс уничтожения той части капитала, которая была связана с глобальной экономикой страны: функционирующих научных и производственных коллективов, производственных связей, системы управления и контроля и т.п., разграбления сырьевой и финансовых частей и перераспределения остатков капитала между коррумпированными или, как иногда говорят, мафиозными кланами чиновников и партийных функционеров. Наблюдающиеся успешные попытки сохранить работоспособность отдельных отраслей, предприятий или институтов носит защитный (борьба за существование и выживание коллективов), маскирующий (отвлекающий народ от осознания глубины разрушения общей экономики страны) и компрадорский характер. , в отличие от различных форм рабства, является одной из изобретенных (в последние сотни лет) человечеством неявных, скрытых форм эксплуатации и принуждения, таких, как: право, религия, торговля, мошенничество, воровство и тому подобные неявные механизмы перераспределения материальных благ, имеющиеся в распоряжении общества. Очевидно, что в случаях явной эксплуатации капитал не требуется. Для обеспечения производства товаров - тоже (достаточно феномена “технология”). Само понятие капитал и капитал как таковой являются интеллектуальной ценностью - изобретениями, позволившими изменить механизм реализации власти, которая является основной составляющей феномена - капитал. Власть, опирающаяся до того практически только на силу и деньги (власть денег), реализуется теперь с помощью права (буржуазного права) и обмана, и только обладание властью преобразует вышеуказанные вещи (заводы, финансы и т.п.) из категории простых средств производства в капитал. Разделение областей деятельности людей на политику и экономику, которые "де факто" существовали задолго до капитализма, феодализма и предшествующих формаций, является типичным методом интеллектуального мошенничества или, быть может, заблуждения. Очевидно, что политика - концентрированное выражение экономики, а точнее, один из ее механизмов, если под экономикой понимать создание и распределение благ. Но распределение благ - это процесс управления - властный процесс, а создание благ - технологический процесс, основные составляющие которого детерминированы (определены) не волей человека, но свойствами природы (говорят "законами природы"). В чистой модели товарного производства, основанного на частной собственности, экономические и общественные процессы регулируются законом стоимости, то есть "слепому", не поддающемуся общественному или, можно сказать по-другому, разумному контролю фактору. То есть со всех точек зрения власть человека заменяется властью стихии - негуманоидной системы. Ассоциативный блок. Особенностью "экономических процессов" является то, что они идут на фоне бытия, живущего по своим законам. То есть экономические законы являются в большой степени иллюзией, которой руководствуются люди, не отражающей адекватно реальных процессов в Мире, но создающей их. Объективность же бытия, которое удерживает систему в рамках рационального, исправляет и скрадывает до поры до времени несоответствие между реальными процессами и их экономической интерпретацией. Таким образом: изм - общественное устройство, при котором действиями информационных систем (людьми и общественными институтами) руководят капитал и экономика - негуманоидные и неразумные системы. Отличается от феодализма и предшествующих эпох тем, что процессы на планете во все большей степени начинает определять "технология принятия решений", но не разум или глупость, то есть качества человеческого интеллекта. В настоящее время это осознается все большим количеством людей. Поскольку человечество уже миновало эпоху "развивающегося общества" и вступило в эпоху "постиндустриального общества", то, вероятнее всего, капитализм уступит или уже уступил место волюнтаризму или, что то же самое, ноосферизму, судорожным попыткам спасти цивилизацию путем принятия волевых решений. Философский словарь

Значение «Капитал»: В следующем словареВо всех словарях

Слова близкие по значению