Философский словарь: Грамматология

Термин Г. был введен Жаком Деррида для обозначения собственной исследовательской позиции в конце 60-х (см. "De la grammatologie", 1967). Под Г. в этот период понимается особая познавательная дисциплина, призванная изучать роль письма в культуре. Предмет Г. - исследование письма в обобщенном смысле, т.е. как совокупности условий возможности всякого означивания. Главная пара понятий, вокруг которых строятся деконструктивные операции в книге "О грамматологии", - письмо и речь. В истории культуры письмо считалось подвластным устной речи, как тело - душе, отпечатки и копии - логосу, полноте смысла, чернила - дыханию и звуку. Эти общие метафизические установки Деррида показывает на примере двух главных персонажей - Ф. де Соссюра и Ж.-Ж. Руссо. В их текстах обнаруживается несовпадение между намерениями и фактическим высказыванием. Эти противоречия в текстах известных мыслителей указывают на то, что слово - это уже в некотором смысле письмо, что "первоначальный язык" никогда не существовал в чистом виде, не затронутом письменностью, что артикуляция (насечки, нарезки, рисунки, буквы) - письмо в обобщенном смысле, или "архи-письмо", - предшествует письму и речи в обыденном смысле. Те следы, траектории, которые прочерчиваются самостирающимися понятиями Деррида (самостираемость нужна им для того, чтобы не окоченеть и не превратиться в абсолюты), снимают противопоставление синхронии и диахронии, так мучившее структуралистов. След как становление не-знака знаком сочленяет пространство и время, графические и фонические цепи означающих. Такое соединение графики и фоники, пространства и времени, света и звука, чернил и дыхания должно помочь оторваться от схем теологического мышления, лежащего в основе всякой метафизики (Бог может обойтись без различия (difference) и различания (differAnce), и помыслить полноту вечно-настоящего, а человек на это не способен). Г. изучает такое соучастие первопричин, которое развертывается далее в тех или иных конкретных дисциплинах, в те или иные исторические эпохи письма (пиктографического, идеографического, фонетического), свидетельствуя о том, что проблема письма лежит в корне всех наук. Впоследствии Деррида стал предпочитать термину Г. термин деконструкция.
Философский словарь