(26.05(12.06).1829, с. Ключи Тамбовской губ. -15(28). 12.1903, Москва) - религиозный мыслитель, создатель утопической системы, родоначальник рус. neredko-russkij-kosmizm-4844.html">космизма. С 1854 г. преподавал историю, географию в различных училищах и школах. В 1864 г. встретился с Петерсоном, другом и учеником на долгие годы. С ноября 1874 г. - библиотекарь при читальном зале Румянцевского музея, в этот период получил большую известность среди научной, философской, литературно-художественной интеллигенции Москвы. Круг общения Ф. включал Толстого, В. С. Соловьева, Циолковского, Достоевского. Однако широкому кругу интеллигенции имя Ф. и его идеи не были знакомы, т. к. при его жизни не получили системного изложения, распространялись фрагментарно, преимущественно в рукописях и устно, в беседах. Только с сер. 1901 г. они становятся предметом более пристального обсуждения, встречают критику и резкое неприятие у одних, понимание и высокую оценку - у других. В целом Ф. ощущал почти полное духовное одиночество. Скончался в больнице для бедных. Философская система Ф. была изложена и отредактирована Кожевниковым и Петерсоном, издана в 2-х т. (Т. 1. Верный, 1906; Т. 2. М., 1913) после смерти мыслителя под названием "Философия общего дела". В силу религиозной направленности трудов Ф. и содержащейся в них критики социализма он на долгие десятилетия был исключен из поля зрения советских философов. Издание соч. Ф. (серия "Философское наследие". М., 1982) стало первым знакомством широкого круга читателей с идеями философа, но по существовавшим цензурным нормам в нем был опущен ряд важных аспектов его концепции. Взгляды Ф. представляют собой оригинальный подход к решению традиционных проблем рус. философии, основанный на идее поиска глубинных причин зла и разработки проекта его преодоления. Анализируя об-во и его историческое прошлое, Ф. характеризовал его как непрерывную цепь истребления одного народа другим, вытеснение младшим поколением старшего, как совокупность отношений, проникнутых духом взаимной вражды, "неродственности". Это явилось в свою очередь следствием зависимости жизни человечества от природы, подчиненной законам конечности и смерти. В таких условиях каждый отдельный человек вынужден решать прежде всего проблемы самосохранения, что неизбежно приводит его к самоизолированности. Общественный строй, основанный на подобном эгоизме, является "зооморфической", "отживающей формой вселенной", "несовершеннолетием" людей. Чтобы человечество смогло преодолеть нынешнее безнравственное состояние, оно должно прежде всего осознать своего главного врага в лице слепых природных сил и объединиться для борьбы с ними. Основу для этого Ф. видит в нравственном долге "сынов и дочерей человеческих" по отношению к "отцам", предкам, всем умершим, к-рый заключается в "воскрешении", возвращении жизни, отнятой у них людьми или природой в процессе борьбы, войн, голода, природных стихий и т. д. Требование для такого объединения заключается и в необходимости предотвращения экологической катастрофы, нависшей над Землей, и внесения целесообразности в природу, т. е. в регуляции природных процессов. Смерть - явление временное, обусловленное "невежеством" и "несовершеннолетием" человеческого рода, потерявшего свое единство я разделенного на сословия - ученые и неученые, богатые и бедные, верующие и неверующие, а главная причина этого состоит в отделении мысли от дела, разума от воли, знания от нравственности, разума практического от разума теоретического. Поэтому и прогресс не носит положительного смысла в учении Ф., т. к. он не искореняет зло - природный способ существования, а лишь вносит поправки, незначительное улучшение и в то же время сам является злом, "адом", поскольку отрицает необходимость и возможность объединения "сынов" для воскрешения отцов", отсюда он должен быть заменен общим делом. "Неродственность" - это "гражданственность", "цивилизация", заменившие братство, это "государственность", противопоставившая себя "отечественное". В деле воскрешения Ф. отводит важную роль науке и ученым как "сословию", обладающему необходимым знанием, способностью и возможностью восстановления родства. Ученые из замкнутого сословия превратятся во "временные комиссии", наряду с ними исследователями станут все члены об-ва, предметом их познавательной деятельности будет весь мир, вся Вселенная и сам человек, а целью - достижение полноты знания. Идеальное знание - "сельское", т. к. составляет с жизнью единое целое. Идеальное общественное устройство - психократия, в ее основе лежит принцип всеобщей родственности, Оратства. Это - первая ступень для объединения высшего порядка. Конечная цель, к-рая может быть достигнута на этой ступени, - познание и самопознание во имя преодоления разобщения и достижения всеобщего воскрешения. Данные взаимо- и самопознания послужат средством для мысленного восстановления образа предков, к-рое является одним из необходимых условий действительного воскрешения. Долг воскрешения, или "супраморализм", - это не только высшая и безусловная нравственность, но и само христианство, превращение его догматов в заповеди. Свое понимание сути и задач человечества Ф. обосновывает, исходя из активно понятого и критически переработанного им христианства. Христианство - единственная религия, способная вести человечество по пути ко всеобщему спасению, но до сих пор она не справляется с этой задачей по причине неправильного понимания "Благой вести", обратившейся без дела в мертвый догмат, и веры, понятой как способ индивидуального, а не всеобщего, единственно возможного и достойного человечества спасения. С этим связано несколько важных, нетрадиционно трактуемых Ф. положений, в т. ч. - понимание Бога всеблагого и любящего как "Бога отцов не мертвых, а живых", к-рый желает восстановления мира в бессмертное состояние, возвращения всех без исключения в рай, построенный усилиями самих людей, осознавших необходимость сделаться орудиями его воли. В качестве аргументов для доказательства активно-преобразующей сущности человека, имеющего образец во Христе, Ф. использовал осн. догматы христианства - о Триедином Боге и двух природах Христа. Образцом для человеческого об-ва, представляющего собой общность по типу организма, должна стать Божественная Троица как нераздельная и неслиянная общность, объединенная совершенной любовью между Божественными Личностями - Богом-Отцом, Богом-Сыном и Богом-Духом Святым (для Ф. последний - Дочь). Именно недостатком любви объясняется причина смертности людей, поэтому будущее должно стать эпохой Божественной Троицы. В оригинальной трактовке Ф. библейское предсказание о конце мира и Страшном суде носит не безусловный, а предупредительный характер. Оно осуществится только в случае пассивного поведения человеческого рода, не пришедшего к осознанию Божественной воли. Эсхатологические взгляды Ф. проникнуты идеей всеобщего апокатастасиса (спасения). Исторический процесс Ф. рассматривает сквозь призму общего дела, с этих же позиций дается критика капитализма и социализма. Воскрешение предков, "патрофикация", предполагает возвращение к жизни "отцов" в новом хотя и телесном, но преображенном виде, обладающем возможностью самосозидания своего тела из неорганических веществ. Человечество в перспективе должно научиться управлять не только движением Земли, ее атмосферными явлениями, но и Солнечной системой, Вселенной. Российскому государству Ф. отводит важную роль в осуществлении общего дела, т. к. оно имеет необходимые для этого задатки - родовой, земледельческий быт, наличие общины, географическое положение, сознание "виновности" и т. д. Реакция на учение Ф. была и остается неоднозначной. Среди интерпретации идей Ф. можно выделить два осн. направления: естественно-научное (Н. А. Умов, Циолковский, В. И. Вернадский, Чижевский и др.) и религиозно-богословское (В. С. Соловьев, Бердяев, Зеньковский, Флоровский, В. Н. Ильин, Федотов, Франк, Булгаков, Горский, Сетницкий и др.). Философский словарь
Значение «Федоров Николай Федорович»: В следующем словареВо всех словарях