(род. 1828 - ум. 28 дек. 1903, Москва) - рус. религиозный мыслитель, философ, православный священник, объявленный в конце жизни еретиком. В соч. "Философия общего дела" (т. 1-2, 1906-1913), изданном после смерти Федорова его учениками и последователями, он предложил целую оригинальную неохрист, систему - neredko-russkij-kosmizm-4844.html">космизм, - подчиненную идее "патрофикации" (воскрешения предков - "отцов"), которая подразумевала воссоздание всех живших поколений, их преображение и возвращение к Богу. Их "воскрешение" усматривал в возможности регуляции слепых сил природы средствами развивающихся науки и техники, овладения их достижениями, в т. ч. в области переустройства человеческого организма, освоения космоса и управления космическими процессами, в распространении высшей нравственности, связанной с "долгом воскрешения", являющимся общим делом человечества. Это, по мысли Федорова, могло бы привести к всеобщему братству и родству ("объединию сынов для воскрешения отцов"), к преодолению всякой вражды, разрыва между мыслью и делом, "учеными" и "неучеными", городом и деревней, богатством и бедностью; кроме того, создавались бы предпосылки для прекращения всех войн и условий для милитаристских устремлений. Христ. идею личного спасения считал противоположной делу всеобщего спасения и потому безнравственной. Некоторые философские идеи Федорова вызывали интерес еще у Ф. Достоевского, Л. Толстого, В. Соловьева. Признание пришло к нему после его смерти, в нач. 20 в., в период повального увлечения мистицизмом. Космизмом увлекались даже некоторые большевики, как, напр., Луначарский; среди почитателей Федорова называли также "пролетарского" писателя М.Горького и поэта В. Маяковского. У учения много поклонников и в настоящее время. Это гл. о. философы-мистики, однако представители естественных наук относятся к космизму скептически. Философский словарь
Значение «Федоров Николай Федорович»: В следующем словареВо всех словарях