(греч. eugenes—породистый) — учение о целях, средствах, путях и условиях достижения высшего качества наследственности человека. Ее задачи и принципы впервые были разработаны англ. биологом Ф. Гальтоном в книге “Наследственность таланта, его законы и последствия” (1869). Сам термин “Е.” был предложен им в 1883. Независимо от Гальтона осн. идеи Е. были высказаны в систематической форме рус. медиком В. М. Флоринским в книге “Усовершенствование и вырождение человеческого рода” (1886). Е. как учение о наследственном здоровье человека функционально делится на негативную Е., к-рая ставит цель бороться с наследственными болезнями, и позитивную Е., направленную на улучшение наследственных свойств " человека. Структурно в Е. различают естественнонаучную основу (законы генетики) и идеологическую надстройку (философско-социологическую концепцию человека). Через последнюю в Е. реализуются либо гуманные цели прогрессивных ученых, либо зачастую различные реакционные взгляды в форме расизма, фашизма, геноцида. Дифференциация и расчленение целостного, комплексного подхода Е. на отдельные задачи привели к образованию таких наук, как генетика человека, медицинская генетика, генетическая инженерия и др. Что же касается задач позитивной Е., то они, вероятно, могут быть решены лишь в далекой перспективе на основе концепции реального гуманизма, при наличии высокой социально-нравственной ответственности ученых. Философский словарь
Значение «Евгеника»: В следующем словареВо всех словарях