— медицинское и социально-политическое движение, возникшее в 1960-х гг. в Великобритании в результате деятельности группы психиатров, развернувших критику психиатрической теории и практики клинической психиатрии. Термин был предложен Д. Купером; идеи А. нашли наибольшее развитие в трудах Р.Д. Лэйнга. Начиная с Международного конгресса по диалектике освобождения (1971) А. превратилась в “контркультурное” политическое движение, примыкающее к “новым левым”. Наряду с политическими лозунгами (“борьба с империализмом”, “перманентная революция”, “дезинтеграция буржуазной культуры”) А. выдвинула требования “революции в психиатрии” и “революции безумия”. В США близкие А. идеи выдвигались в 1950—1960-е гг. Т. Шашем, во Франции — М. Фуко. Исследования “шизофрено-генных семей”, ситуаций “двойной связи”, проводившиеся в амер. “социальной психиатрии” (Г. Бейтсон и др.), социологические работы Э. Гоффмана, идеи фрейдо-марксизма (Г. Маркузе, Э. Фромм) оказали прямое влияние на британскую А. Основными источниками для теоретиков А. были феноменологическая психиатрия, “экзистенциальный анализ” Л. Бинсван-гера и “экзистенциальный психоанализ” Ж.П. Сартра. Согласно Лэйнгу, теоретические конструкции естественных наук, бихевиоризма и опирающейся на них психиатрии ничего не говорят нам о личности пациента, дают искаженное представление о его внутреннем мире. Единственной возможной формой постижения личностного “бытия-в-мире” является, по Лэйнгу, экзистенциальная феноменология; герменевтическое “постижение”, эмпатия противопоставляются им “психиатрическому жаргону”. “Безумие” признается той характеристикой межличностных отношений, которая находится в зависимости от понятности или непонятности суждений и действий др. человека. Гипотетические конструкции психологии и психиатрии могут быть применены только после соответствующей оценки индивида. Мир психотика является, согласно А., столь же осмысленным, как и мир психиатра, феноменологическое описание и экзистенциальный анализ выявляют особенности конституирования мира “онтологически небезопасными личностями”, шизоидами. Результаты исследования “шизофрено-генных семей” в дальнейшем были перенесены на широкие социальные группы. Согласно А., при выходе индивида за пределы групповой “системы фантазии” на него навешивается ярлык “психотик”. Т.о., психиатрия оказывается той социальной инстанцией, которая берет на себя карательные функции. Вместо карательных ин-тов (клиник), согласно А., должны существовать терапевтические общины, где люди, познавшие подлинное бытие и совершившие “путешествие по внутреннему пространству”, могли бы помочь начинающим “психотикам”. На практику психиатрии влияние А. было незначительным, она не была принята медицинским сообществом. Значительным было воздействие идей А. на ряд гуманитарных наук, на общественное мнение, поскольку представители А. поднимали важные вопросы легитимации власти врача над пациентом, связи психиатрии с различными социальными ин-тами, с технической цивилизацией в целом. Философский словарь
Значение «Антипсихиатрия»: В следующем словареВо всех словарях