- одно из важнейших понятий современной социологии. Наряду с понятием аномического самоубийства в свое время введено в научный оборот французским социологом-позитивистом Эмилем Дюркгеймом. А. означает утрату исторически сформировавшегося облика, закономерно-устойчивой системы социально значимых черт человека, социальной позиции, общественного веса индивида, превращение его в простую статистическую единицу, в элемент масс. Приобретающие широкий характер деструктивные изменения, что происходят с личностью, есть чаще всего результат стагнационных, деградационных процессов в экономике, наступающих при внезапном обвальном ее кризисе, смене сложившегося уклада, исторически сформировавшегося способа общественного производства и соответствующего ему распределения производительных сил. Все это инициирует изменения в структуре живого труда, в распределении материальных и духовных благ и сопровождается ростом социальной депрессии, когда человек с любой сколько-нибудь значимой позиции может внезапно скатиться до уровня люмпена, обезличенного существа "без имени, роду и племени". А. как массовое социальное явление получает простор для развития в периоды кризисных периодов и сопутствующих им трансформаций в обществе, когда рушатся прежние ценности и социальные роли и человек не находит в себе достаточного объема адаптивных способностей, чтобы противостоять деструктивным явлениям, захватывающим также и личность. Наибольший ущерб достается матрице ценностей, когда рвутся временные связи, во множестве возникают и начинают действовать дезориентационные факторы, в которых становится очень большим удельный вес стихийной сотавляющей. Во многом утрачивается обычно свойственное человеку, коренящееся в глубинах подсознания, чувство меры, и это говорит о том, что А. - затрагивающая глубочайшие слои координации социального бытия патология, социальная болезнь, "коды" которой находящиеся в подкорковой области мозга, на уровне бессознательно-иррационального. Проявлением этого служит возрастание в обществе удельного веса депрессий, которые обычно сопровождаются повышенными склонностями и побуждениями к суицидам. Неуклонный рост депрессий, вызываемых аномией, носящей во многом торпидный, скрытый, латентный характер, а также другими стрессогенными причинами, высокой напряженностью жизни, безжалостностью общества к отчуждаемому от производственных отношений, от мира вещей, собственно человеческому (духовному) фактору, - такова одна из типичных особенностей жизни современного западного общества. Ее постоянный спутник - падение чувства социальной справедливости, социальных гарантий, социальной поддержки со стороны общества, что и влияет на понижение барьера жизнеспособности индивида, утрачивающего свое социально-ролевое кредо. Массовый характер принимает рост равнодушия людей ко всему, безразличное или даже отрицательное отношение к правовым, нравственным, эстетическим нормам и законам, к социальным, семейным обязанностям и гражданской ответственности. "А здесь все требует такого напряжения, даже любовь", - это говорит Моника Витти устами своей героини в фильме Микеланжело Антониони "Затмение" (1962). Не случайно на Западе, как массово преподносится в произведенных там фильмах, люди не любят друг друга (это было бы воистину по-человечески), а "занимаются любовью". Необходимо, однако, заметить, что не во всяком возрасте человек с одной и той же силой способен испытывать на себе аномизирующие влияния социального окружения, что (это обусловлено физиологической природой человека как антропоида) существуют точки возрастной шкалы человека, когда он в минимальной степени подвержен подобным деструктивным влияниям и расстройствам либо же, напротив, в максимальной степени способен им противостоять. Наиболее устойчив человек по отношению к деструктивным социальным воздействиям в возрастных точках 6 -- 7, 12 -- 13 лет, 22 -- 23 года, 37 лет и 59 -- 60 лет. Напротив, наиболее уязвим человек в 9 -- 10 лет (так называемый детский суицид), 16 -- 17 лет (феномены Ромео и Джульетты, "бедной Лизы"), 28 -- 29 лет (пик кризиса жизненных устремлений), 46 -- 47 лет (пик кризиса всей "напрасно прожитой" жизни, ревизии ее смыслов). Философский словарь
Значение «Аномия»: В следующем словареВо всех словарях