(араб «илах» – божество): у древних арабов – верховное Божество, Демиург. – создатель мира и людей, глава и отец богов. Слово "", по-видимому, является заменой запретного имени божества и образовано из нарицательного имени "илах" ("Бог") с определенным артиклем, что означает "известный Бог", "этот Бог", "Бог по преимуществу". В мусульманской традиции – Единый Бог, который считается идентичным Богу иудеев и христиан. Имя Бога в исламе. Согласно исламу, един: у него нет ни родственников, ни соратников. Он всемогущ, сотворил мир и предопределил все в сотворенном мире, мудр. Он – воплощение абсолютного разума; милостив и милосерден. И все суры (главы) в священной книге мусульман Коране, кроме 9-й, начинаются словами: «Во имя а милостивого, милосердного». требует от своих приверженцев покорности, которая рассматривается как высшее проявление благочестия. Проблемы связи между ом и людьми постоянно находятся в центре внимания теологии и мистической философии ислама. По существу, вся мусульманская теология началась с одного простого вопроса: если все человеческие поступки совершаются по воле а, то за что же наказывает грешников? Ответы на этот вопрос были чрезвычайно разнообразными: от признания за человеком некоторой самостоятельности в поступках (школа мутазилитов) до сложной мистической концепции «предустановления и предопределению» (школа джабритов), в которой является единственным свободным действователем, а человек лишь «присваивает» его действия, руководствуясь при этом своей свободной волей. Считается, что не имеет ни облика, ни каких-либо зримых признаков; все его атрибуты, упомянутые в Коране (руки, глаза и т.п.) признаны метафорами поэтического языка. Тем не менее, Коран не отрицает, что верующий может познать а и соединиться с ом. Приемы такого познания и соединения составляют основу мистических учений суфиев. В религиозной философии ислама представляется как высший разум (он же высшая Любовь), который творит мир, последовательно воплощаясь в нем через иерархию эманаций (ср. Сефирот). Смысл веры в а заключается для каждого мусульманина в том, что он убежден в существовании Всевышнего а, Единого и Единственного, Вечного, Живого и Бессмертного. Он не родил и не был рожден, и по своей сути, качествам и действиям Он выступает против всех случайностей и превратностей. Ему нет предела и нет образа, Он – всемогущий вершитель добра и зла, но не благосклонный ко злу и не любящий его. Ничто в мире не может совершиться без Его воли и Его знания, ибо – единственный подлинный Царь и Судья для всех людей, Милостивый, Милосердный и Всепрощающий. Священный Коран, ниспосланный Мухаммаду и являющийся главной книгой для всех мусульман, предписывает называть а 99 именами-эпитетами, так как основным проявлением благочестия считается как можно частое упоминание а и его Имен. Их числу соответствует количество бусин на стандартных мусульманских четках. Философский словарь
Значение «Аллах»: В следующем словареВо всех словарях