Плавильщиков Петр Алексеевич

Что такое Плавильщиков Петр Алексеевич? Значение слова «Плавильщиков Петр Алексеевич» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Значение «Плавильщиков Петр Алексеевич» в словарях

Плавильщиков Петр Алексеевич

Биографический словарь
Плавильщиков (Петр Алексеевич) - известный актер и писатель (1760 - 1812), родился в Москве в купеческой семье; учился в гимназии при Московском университете, в 1776 г. ""произведен в студенты"". По окончании курса вместе с П.И. Страховым (см.), Плавильщиков устроил при университете театр, на котором в первый раз сыграли ""Дмитрия Самозванца"" Сумарокова . В год окончания курса в университете (1779) Плавильщиков был принят на службу дирекции императорских театров на ""первые роли и характеры"". Плавильщиков прослужил 32 года, до 1793 г. в Санкт-Петербурге, затем, до кончины, в Москве. Плавильщиков преподавал также в Академии Художеств и первом кадетском корпусе русскую словесность ""по собственному своему начертанию"", в горном корпусе - риторику ""своего собственного сочинения"", в Москве учил декламации в благородном пансионе при Московском университете, заведовал частными театрами тогдашних вельмож: П.М. Волконского и А.Н. Дурасова (в его имении Люблине). Более всего Плавильщикову удавались цари трагедии и, вообще, лица, исполненные достоинства и нравственного величия, к чему подходила и его высокая фигура, благородное выразительное лицо и великолепные голосовые средства. Свои досуги Плавильщиков посвящал литературе. В 1816 г. изданы в Санкт-Петербурге ""Сочинения Плавильщикова"". Избранный в члены, вновь учрежденного (1811) общества любителей российской словесности, Плавильщиков один из первых ответил на предложенную обществом тему: ""Почему трагедии древних греков основаны не на любовной страсти и лучше ли они французских"". В своих статьях Плавильщиков ратует за русскую народность, хотя и не отрицает значения и важности для нас западной образованности; он убеждает лишь не класть в основу русской образованности чужие начала. Русская жизнь, по мнению Плавильщикова - неисчерпаемый источник для произведений искусства; он пропагандирует самобытное искусство, народную музыку и, вообще, самостоятельное развитие России. Плавильщиков смотрит на театр, как на ""забаву, исправляющую нравы"" (""Театр""). Из драматических произведений Плавильщикова были поставлены на сцене: трагедия ""Рюрик"", ""Ермак покоритель Сибири"" (М., 1806), ""Тахмас Кулыан"". Большим успехом пользовались его комедии ""Бобыль"" (Санкт-Петербург, 1815) и ""Мельник и Сбитенщик - соперники"" (Санкт-Петербург, 1793; 2-е изд., 1815). Другие драматические произведения Плавильщикова: трагедия ""Дружество"" (Санкт-Петербург, 1783), драмы ""Барский проступок"", ""Граф Вальтрон, или Воинская подчиненность"" (Санкт-Петербург, 1816), ""Ленса, или Дикие в Америке"", комедии ""Братья Своеладовы"" (Санкт-Петербург, 1816), ""Чистосердечие"", ""Парик"", ""Сговор Кутейника"" (Санкт-Петербург, 1779; 2-е изд., 1821). Более всего выдаются ""Бобыль"" и ""Сиделец"" (Санкт-Петербург, 1807) как попытки самобытной драмы. ""Бобыль"" еще в 1850-х годах шел на московской сцене. Ср. Ильин ""О. П."" (""Вестник Европы"", 1815, № 10); П.В. Победоносцев ""Воспоминания о Плавильщикове"" (М., 1818); А. Сиротинин ""Плавильщиков - актер и писатель прошлого века"" (""Исторический Вестник"", 1891, август); И.Ф. Горбунов ""Плавильщиков А. П."" (""Русский Вестник"", 1892, март); ""Архив дирекции Императорских театров"" (отд. III, Санкт-Петербург, 1892); М.Н. Макаров ""П. А. И."" (""Репертуар"", 1841, кн. XI); Ф. Кони в ""Репертуаре и Пантеоне"" (1850, II); в ст. ""Я.Е. Шушерин"" (""Семейная Хроника"" С.Т. Аксакова ); ""Записки"" С.Н. Глинки (Санкт-Петербург, 1895) и С.П. Жихарева (М., 1891); ""Вчера и Сегодня"", сборник гр. Соллогуба (в ст. Г.П. Каменева , Санкт-Петербург, 1845); ""Русская Талия"", альманах на 1825 г. Ф. Булгарина ; А. Ярцев, в биографии Волкова (в ""Биографической Библиотеке"" Ф. Павленкова ). Ум.
Подробнее