Перов Василий Григорьевич

Что такое Перов Василий Григорьевич? Значение слова «Перов Василий Григорьевич» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Значение «Перов Василий Григорьевич» в словарях

Перов Василий Григорьевич

Биографический словарь
Перов (Василий Григорьевич) - один из лучших русских живописцев новейшего времени, родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. Окончил курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А.В. Ступина в Арзамасе. Находясь в ней, кроме копирования оригиналов, стал впервые пробовать свои силы в композиции и в живописи с натуры и написал, между прочим, картину ""Распятие"" (находится в церкви села Никольского Арзамасского уезда). В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где имел наставниками М. Скотти , А. Мокрицкого и С. Зарянка . В 1856 году, за представленный в Императорской Академии Художеств этюд головы мальчика, получил малую серебряную медаль. За этой наградой следовали другие, присужденные ему академией: в 1858 году - большую серебряную медаль за картину ""Приезд станового на следствие"", в 1860 году - малую золотую медаль за картины ""Сцена на могиле"" и ""Сын дьячка, произведенный в первый чин"", в 1861 году - большую золотую медаль за ""Проповедь в селе"". Означенные четыре произведения П. и написанные им вскоре после того ""Проповедь в селе"" (находится у К. Солдатенкова в Москве), ""Сцена на могиле"" (в Третьяковской галерее в М.) и ""Чаепитие в Мытинцах"" (там же), будучи выставлены в Москве и Петербурге, произвели огромное впечатление на публику и выказали художника остроумным жанристом-сатириком, прямым наследником П. Федотова , не менее его наделенным тонкой наблюдательностью, глубоко вникающим в русскую жизнь, умеющим особенно ярко выставлять на вид ее темные стороны, но несравненно более искусным в рисунке и технике, чем автор ""Сватовства майора"". Получив, вместе с большой золотой медалью, право на поездку в чужие края на казенный счет, П. отправился туда в 1862 году, посетил главные художественные центры Германии и провел около полутора лет в Париже. Здесь он делал этюды с натуры и написал несколько картин, изображающих местные типы и сцены уличной жизни (""Продавец статуэток"", ""Савояр"", ""Шарманщик"", ""Нищие на бульваре"", ""Музыканты и зеваки"", ""Тряпичники"" и пр.), но вскоре убедился, что воспроизведение незнакомых, чужеземных нравов не дается ему столь же успешно, как изображение родного, русского быта, и возвратился в Россию до окончания срока своего пенсионерства. Поселившись снова в Москве, П. принялся работать в том же направлении, на которое выступил в начале своей артистической карьеры, и в период времени с 1865 по 1871 год создал ряд произведений, поставивших его не только во главе всех бывших доселе русских жанристов, но и между первоклассными живописцами подобного рода в Европе. В этот период из-под его кисти вышли такие бесподобные картины, как ""Очередная у фонтана"", ""Монастырская трапеза"", ""Проводы покойника"" (находится у К. Солдатенкова), ""Тройка"" (в Третьяковской галерее), ""Чистый понедельник"" (там же), ""Приезд гувернантки в купеческий дом"" (там же), ""Учитель рисования"" (у наследника Д. Боткина), ""Сцена у железной дороги"" (в Третьяковской галерее), ""Последний кабак у заставы"" (там же), ""Птицелов"" (там же), ""Рыболов"" (там же), ""Охотники на привале"" (там же) и некоторые другие. Четвертая и шестая из этих картин доставили художнику, в 1866 году, степень академика; за ""Птицелова"", в 1870 году, он получил звание профессора. Однако рядом с такими замечательными произведениями, порой являются у П. картины, странно задуманные и неудачно исполненные, например ""Божия Матерь с Христом у житейского моря"" и ""Выгрузка извести на Днепре"". Кроме того, он пристращается к портретной живописи, для успеха в которой хотя и обладал необходимой наблюдательностью и способностью схватывать человеческие характеры, но не имел вполне жизненной палитры, и которая, во всяком случае, не составляла его главного призвания. Среди написанных им портретов, многие замечательны в отношении лепки, экспрессивности, передачи индивидуальных черт в изображенных лицах, но лишь некоторые отличаются свежестью и естественностью колорита. Лучшие в их числе - портреты А.А. Борисовского, В.В. Бессонова, А.Ф. Писемского , А. Г. и Н.Г. Рубинштейнов , М.П. Погодина , Ф.М. Достоевского и купца Камынина . Получив в 1871 году место профессора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и примкнув около того же времени, к товариществу передвижных художественных выставок, П. в первые, следовавшие затем годы, продолжал писать портреты и жанровые картины в прежнем роде, которые надо признать вообще уступающими его предшествовавшим работам; чем далее, тем все сильнее и сильнее увлекался он более возвышенными, по его мнению, задачами - пытался быть живописцем религиозных и аллегорических сюжетов (""Христос в Гефсиманском саду"", ""Снятие со креста"", ""Распятие"", ""Весна"" и другие) и, наконец, пристрастился к темам из отечественной истории (""Плач Ярославны"", ""Первые русские христиане"", ""Поволжские хищники"", ""Пугачевцы"", ""Никита Пустосвят""). В этих последних произведениях П. еще просвечивает его талант, но уже не так ярко, как в былое время; за ними нельзя не признать некоторых достоинств, но вообще они слишком изысканы по композиции, мелодраматичны и свидетельствуют, что в создании их участвовал больше ум, чем художественное чувство их автора. Под конец своей жизни П. пустился в литературу и напечатал в газете ""Пчела"" за 1875 год и в ""Художественном Журнале"" Н. Александрова за 1881 - 1882 гг. несколько, не лишенных занимательности, рассказов из быта художников и свои воспоминания. Он умер от чахотки в с. Кузминках, неподалеку от Москвы, 29 мая 1882 года. - Ср. Д. Ровинского и Н. Собко ""Василий Григорьевич П., его жизнь и произведения"" (Санкт-Петербург, 1892). А. С-в.
Подробнее