Незабитовский Василий Андреевич

Что такое Незабитовский Василий Андреевич? Значение слова «Незабитовский Василий Андреевич» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Значение «Незабитовский Василий Андреевич» в словарях

Незабитовский Василий Андреевич

Биографический словарь
- даровитый юрист (1824 - 1883). Окончил курс в Киевском университете святого Владимира. Заняв кафедру законов казенного управления в нежинском лицее князя Безбородко, написал магистерскую диссертацию: ""О податной системе в Московском государстве, со времени установления единодержавия до введения подушного оклада Петром Великим""; и актовую речь: ""Очерк системы казенных доходов в России со времени императора Петра Великого до кончины императрицы Екатерины II""; эти работы изданы лишь после его смерти. В 1853 г. Незабитовский перешел в Киевский университет на кафедру общенародного (т. е. международного) права. Усвоив себе учение Р. Моля и других о необходимости разграничения сфер общества и государства, интересов социальных и политических и сочетав его с правовыми воззрениями Канта, Незабитовский выработал собственное оригинальное учение о праве. Он старался провести его в докторской диссертации, но факультет не одобрил отступления от научных традиций, и Незабитовскому пришлось переделать свою работу в духе, более согласном с господствовавшими воззрениями. Так возникло ""Учение публицистов о межгосударственном владении"" (Киев, 1862). По своей логической стройности она может служить образцом научной работы в области теории права. Систематическое изложение своеобразного юридического мировоззрения Незабитовского дано в его статье, приложенной к факультетской рецензии на сочинения Ренненкампфа : ""Очерки юридической энциклопедии"". Центральное место в этом учении занимает личность человека. Незабитовский исходит из отрицания основной посылки всей новейшей юриспруденции, принимающей за аксиому, что право возникает в обществе; по его мнению, оно предшествует установлению общежития. Право вызывается к жизни сожительством (coexistentia), в которое люди поставлены самой природой. Основное условие общежития - неприкосновенность человека или мир; поэтому наука права есть наука человеческого мира. Общежитие имеет независимое от права значение; его цель - общее благо. Право сохраняет свою силу и в обществе, но здесь к нему присоединяется ряд новых факторов; совокупность их составляет предмет особой науки - обществоведения или социологии. Путем такого разграничения Неверовский имел в виду оградить права человека от произвола общества, которое, ради блага целого, требует иногда принесения в жертву отдельных лиц. Те же взгляды и с той же целью Незабитовский проводит и в международном праве, различая право общенародное от права межгосударственного. Право общенародное охраняет права человека независимо от принадлежности его к определенному государству; интересы самих государств защищаются правом межгосударственным. Новейшие публицисты исключительно занялись последним, позабыв о праве общенародном; между тем оно должно служить основой и границей права межгосударственного. Незабитовский был противником утилитарно-практического взгляда на университетское образование и стоял за исключительно научную постановку преподавания. Собрание сочинений Незабитовского издано, по постановлению совета Киевского университета, под редакцией профессора Романовича-Славатинского (Киев, 1884). Вл. Грабарь.
Подробнее