Наседка Иван Васильевич

Что такое Наседка Иван Васильевич? Значение слова «Наседка Иван Васильевич» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Значение «Наседка Иван Васильевич» в словарях

Наседка Иван Васильевич

Биографический словарь
Наседка, иначе Шевель, Иван Васильевич - московский книжник XVII в., священник. Первое его литературное произведение относится к Смутному времени: ""О российстей святей велицей церкви, юже Иван Богослов виде""; оно истолковывает видение жены, гонимой змием в пустыню (Апокалипсис, глава XII), в смысле преследования русской православной церкви католиками. В 1615 г. Наседка, вместе с архимандритом Дионисием Троицким и Арсением Глухим , приставлен был к исправлению книг, закончившемуся осуждением в 1618 г. всех справщиков; но при этом Наседка - ""лукавая лисица"", по отзыву Арсения - избежал заточения. Назначенный ключарем Успенского собора, он становится близким к правительству. К этому же времени относятся два полемических его сочинения против монаха Антония Подольского , защищавшего прибавку: ""и огнем"". В 1642 г. Наседка составил ""Изложение на лютеры"" - обширный компилятивный сборник, частью заимствованный из сочинений Захария Копыстенского . В 1644 г. Наседка был главным деятелем в богословских прениях, вызванных обручением датского принца Вольдемара с царевной Ириной Михайловной (""Речь ключаря Ивана Наседкина ко немчину Матвею о крещении христианской веры""). При патриархе Иосифе Наседка, состоя в монашестве (с именем Иосифа), был одним из главных деятелей по печатанию книг; впоследствии он примкнул к противникам Никона. Ко времени патриарха Иосифа относятся следующие сочинения Наседки: ""Сын церковный"" или ""Сказание нужнейших обычаев на учение православной христианской веры, новопросветившемуся зело потребно"", и ""Зерцало духовное"", составленное в 1645 г. и представляющее собой сборник наставлений, преимущественно нравственных, заимствованных из отеческих сочинений и положенных в азбучном порядке. Сборник этот, за исключением немногих статей, очень сходен по содержанию с книгой ""Альфа и омега"", напечатаной в Супрасле в 1788 г. Наседке принадлежит еще записка о жизни преподобного Дионисия (входит в состав ""Жития Дионисия"", М., 1824; здесь между прочим, яркими красками обрисованы ужасы московского разорения). - См. А. Голубцов ""Прения о вере, вызванные делом королевича Вольдемара и царевны Ирины Михайловны"" (М., 1891); его же ""Памятники прений о вере..."" (М., 1892; здесь напечатаны ""Списание"", ""Ответы"" и ""Речь""); Цветаев ""Протестанты и протестантство в России""; Скворцов ""Дионисий Зобниновский, архимандрит Троице-Сергиева монастыря"" (Тверь, 1890).
Подробнее