. На основании изысканий митрополита Макария и Погодина , монаху XI века Иакову Черноризцу приписываются: ""Сказание о святых страстотерпцах Борисе и Глебе""; ""Житие блаженного кн. Владимира""; ""Память и похвала русскому кн. Владимиру, како крестися Владимир и дети своя крести и всю землю Русскую от конца и до конца, и како крестися бабка Владимира Ольга, преже Владимира"" и ""Послание к Божию слузе Дмитрию"" (великому князю Изяславу ). Этому же Иакову Черноризцу некоторые исследователи приписывают славянский перевод написанного к Черноризцу Иакову ""Правила монаха Иоанна"". Наиболее ранним сочинением Иакова Черноризца, по-видимому, было ""Сказание о Борисе и Глебе""; ""Житие Владимира"" написано позднее, а еще позже - ""Память и похвала великому князю Владимиру"". ""Сказание о Борисе и Глебе"", обнаруживающее в авторе очень близкого современника, полно морально-лирических отступлений; этому оно, вероятно, и обязано своей большей распространенностью, сравнительно с подобным же произведением Нестора . Автор как бы старается противопоставить идеал христианской добродетели мучеников-князей пороку и преступности Святополка . Впрочем, автор винит не столько злую волю последнего, сколько исконного врага рода человеческого, дьявола. В уста мучеников автор влагает частые и длинные речи, обращения, сетования. Труд Иакова Черноризца в значительной доле послужил источником для Нестора. ""Житие Владимира"", рассказывающее о совещаниях Владимира касательно перемены веры, о походе на Корсунь, о крещении князя и бракосочетании, о крещении киевлян, о нравственной перемене, совершившейся в князе, наконец о его кончине, - своим содержанием и порядком изложения почти сходно с летописным рассказом и видимо послужило источником для последнего. На древность памятника указывает язык ""Жития"", равно как и то, что Владимир святой представляется здесь еще не прославленным, а русский народ называется ""новым"" по отношению к вере. В большинстве списков ""Жития"" к нему присоединяется третье сочинение Иакова Черноризца - ""Память и похвала князю русскому Владимиру"", столь же древнее по языку. Оно написано, по-видимому, на основании устных, еще свежих, преданий и рассказов о равноапостольном князе Владимире и св. Ольге. Как и на ""Житии"", на ""Похвале"" еще не заметно влияния каких-либо письменных памятников XI века. Помимо стороны литературной, произведения Иакова Черноризца имеют весьма важное значение и как памятники исторические; они нередко дополняют летописи новыми указаниями и представляют некоторые новые данные для начальной истории нашей церкви. Так, автор сообщает, что Владимир ходил на Корсунь не перед крещением и не для него, а спустя четыре года после крещения; ни словом не упоминается о приходе к Владимиру послов с предложением вер и т. д. Дошедшие до нас списки ""Жития"" и ""Похвалы"" - довольно поздние (с XVI века) и представляют между собой значительные отличия. ""Послание к великому князю Изяславу"" написано в ответ на послание князя, до нас не дошедшее; оно любопытно по высоте взгляда на христианские обязанности. Только любовью к ближним можно исполнить заповедь Христа... ""Если хочешь, - пишет Черноризец князю, - и чудеса творить, по примеру апостолов, - и это возможно: они врачевали хромых, исцеляли сухоруких, - ты научи хромых в вере, ноги текущих на игрища обрати к церкви, руки иссохшие от скупости сделай простертыми на подаяние нищим"". Отличительная черта послания - преобладание афоризмов и изречений из св. Писания. Есть в послании и бытовые черты. ""Церковное правило"" монаха Иоанна, обращенное к Иакову Черноризцу, вместе с ""Уставом"" князя Владимира было первым опытом у нас местного церковного законодательства. Язык славянского перевода ""Правила"" весьма неясен. Сохранился и греческий его подлинник. Биографических известий о Иакове Черноризце почти не сохранилось. Преподобный Феодосий Печерский , перед смертью (умер в 1074 г.), предлагал своей братии на место себя в игумены пресвитера Иакова, который не был постриженником Печерского монастыря, а пришел туда с р. Альты (вероятно, из Переяславского монастыря, построенного во имя Бориса и Глеба, на месте их убиения). Предполагают, что этот пресвитер Иаков - одно лицо с Иаковом-писателем. - Ср. Калайдович , в I ч. ""Русских достопамятностей"" (М., 1815); Востоков , в ""Описании Румянцевского музея""; Макарий, в ""Христианском Чтении"" (1849, кн. 2); Погодин, в ""Известиях II отделения Академии Наук"" (I, Санкт-Петербург, 1852); Бутков ""Разбор трех древних памятников духовной литературы"" (""Современник"", 1852, ч. II); А.Ф. Тюрин ""Мнение о Иакове мнихе академика П.Г. Буткова"" (в ""Известиях II отделения Академии Наук"", II, 1853); Неволин ""О м-те Иакове II, как сочинителе послания к архиепископу римскому Клименту"" (там же, II); Срезневский ""Древние жизнеописания русских князей X - XI веков"" (там же, II); Макарий ""Еще об Иакове мнихе"" (там же, II); позднее в ""Истории русской церкви"", II, 1868, стр. 141 - 158); Шевырев ""История русской словесности"" (II, 1860); И.П. Хрущов ""О древнерусских исторических повестях и сказаниях"". В приложениях к ""Истории русской церкви"" Макария переизданы (по списку XVI века) ""Житие Владимира"" и ""Память и Похвала"", и напечатано, по списку XVI века: ""Послание к Изяславу"". ""Сказание о св. Борисе и Глебе"", по древнейшему списку (Сильвестровскому сборнику XIV века), изд. Срезневским, в Санкт-Петербурге, в 1860 г., вместе с подобным же сочинением преподобного Нестора. Лучшее издание ""Правила монаха Иоанна"" принадлежит профессору Павлову (""Русская историческая библиотека"", VI, Санкт-Петербург, 1880). А. Архангельский. Биографический словарь
Значение «Иаков Черноризец»: В следующем словареВо всех словарях