Артемий

Что такое Артемий? Значение слова «Артемий» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Значение «Артемий» в словарях

Артемий

Словарь имен
В отличие от имени Артем, звучит несколько глуховато. Рассмотрим, какая разница между Артемом и Артемием. В детстве Артемии очень настойчивы, даже упрямы. Они больше любят находиться в кругу взрослых, чем среди своих сверстников. Родители воспитывают их в строгости, почти по-спартански. Такие мальчики очень ловки, подвижны и пластичны, из них выходят хорошие спортсмены. ""Зимние"" большие спорщики, любят переливать из пустого в порожнее. Им часто достается из-за того, что стремятся всегда и во всем одержать верх. Как правило, в первом браке им не везет, но ради детей они несут свой крест. Очень обязательны. Друзей у них немного, они не каждого назовут своим другом. Хорошо продумывают свои действия и настороженно относятся к партнерам если в отношении последних возникает какое-либо подозрение, дипломатично откажут им. ""Летние"" более спокойны и терпеливы к мнению других, хотя и увлекающиеся натуры. Они заботятся о слабых, любят животных. Не лишены поэтического дара. Обладают неплохой интуицией. Хорошо водят машину, любят ездить в командировки, путешествовать. У них все ладится в руках; начав дело, непременно доведут его до конца. Внешне похожи на отца, характером в мать. Характер же у них довольно независимый, приспосабливаться к кому-то не в их привычках. Некоторые Артемии, родившиеся в осенние месяцы, становятся священнослужителями.
Подробнее

Артемий

Исторический словарь
священномученик, празднуется 20 октября/2 ноября. По "Сказанию о святых", этому угоднику следует молиться от грыжной болезни. Обращая внимание на повествование об образе мучений св. Артемия, нетрудно понять, почему русские люди положили молиться св. Артемию от грыжной болезни. В Четьях-Минеях повествуется, что св. был осужден богоотступником Иулианом на тяжкие мучения, а именно он был сдавлен рассеченным надвое огромным камнем до того, что из него выступили внутренности. Несмотря, однако, на то что св. оставался в этой пытке несколько суток, как замечает о нем далее списатель его чудес, "св. паче естества обретеся жив и хождаше". В Прологе в числе чудес св. Артемия рассказывается об исцелении им отекших внутренностей. Подобного рода чудотворения соблазняли маловеров. Так, например, об одном "швеце-сапожнике" рассказывается, что он посмеялся над рассказом об одном из таких чудес, за что, между прочим, и поражен был неожиданно отеком лона. По этому поводу свидетели этого обстоятельства справедливо заметили наказанному: "Терпи, брате, да прочие тобою научени будут, еже не вменяти в хулу и подсмех чудеса, бывающие от Бога и святых Его угодников". И.П. Калинский
Подробнее

Артемий

Исторический словарь
(? - ум. после 1571), церковный деятель, писатель, один из идеологов нестяжательства. Последователь Нила Сорского. С 1551 игумен Троице-Сергиева монастыря. В 1554 обвинен в ереси и сослан в Соловецкий монастырь, в 1555 бежал в Литву.
Подробнее

Артемий

Философский словарь
(ок. 1500-1570) - религиозный публицист. Монах Псково-Печерского монастыря, затем Порфирьевой пустыни на Белоозере, в 1551 г. - игумен Троице-Сергиевого монастыря. В 1553 г. за потворство еретикам соборным судом был осужден и сослан в Соловецкий монастырь, откуда бежал в Литву, где вел полемику с лютеранством и кальвинизмом. Автор 14 посланий Ивану Грозному, Курбскому и др. адресатам. Взгляды А. сложились под влиянием святоотеческой литературы, исихазма, Нила Сорского, Максима Грека. Процесс познания А. считал бесконечным: "премудрости путешествию нет конца" и не признавал еретиками тех, кто "от неведения о чем усумнится или слово просто речет, хотя истину навыкнути". При этом ложное мудрствование стремящегося к самоутверждению ума он отделял от истинного знания бескорыстной души. Через "смиренную мудрость" она восходит к горней Премудрости, для чего необходимы сосредоточение духовных сил, оздоровление души и тела, нравственное самосовершенствование. Образец подлинного существования А. усматривал в уединенном скитском житии: "Инок премудрый спешит в селение безмолвно, в еже сотворит плод жизни". В человеке А. выделял три начала: плотское (преестество, человеческое), душевное (естество, праведное), духовное (вышеестество, преподобное). Совр. ему эпоху он описал как "время плача". Принципом социальной гармонии считал любовь, преодоление человеческой разобщенности и пороков видел в твердом соблюдении правил нравственного поведения. А. оказал заметное влияние на нестяжательские круги (см. Нестяжатели) в России.
Подробнее