Арианство

Что такое Арианство? Значение слова «Арианство» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Значение «Арианство» в словарях

Арианство

Религиозный словарь
Раннехристианская ересь, возникшая в начале IV века и названная по имени основателя - александрийского пресвитера Ария. В своем учении Арий заострил древнюю христианскую традицию субординационизма. Согласно Арию, второе лицо Троицы - Христос - хотя и совершеннейшее творение божье, но все-таки тварь, и как таковой, он ни в чем не подобен Отцу, он Сын божий не по существу, а по благодати. Арий был осужден I Никейским вселенским собором и умер в изгнании. распалось на несколько направлений, которые начали активно сопротивляться христианской ортодоксии. Благодаря политике императора Феодосия I, арианство было окончательно осуждено на II Константинопольском вселенском соборе. Несмотря на свое поражение, арианство до VI - VII века было популярно среди ""варварских народов"": готов, вандалов, лангобардов.
Подробнее

Арианство

Исторический словарь
течение в христианстве IV-VI вв. Основатель священник Арий из Александрии (умер в 336 г.). Осуждено как ересь церковными соборами в IV в.
Подробнее

Арианство

Исторический словарь
- первая массовая ересь антитринитарного характера, рационально обоснованная александрийским пресвитером Арием (256 - 336), который учил, что Сын Божий не совечен Отцу, а является Его высшим творением, т.е. Богом только по имени. а не по сущности. I Всел. Собор (325) осудил это учение, утвердив единосущие Сына с Отцом. Но императоры Констанций (337 - 361 ) и Валент (364 - 378) поддержали последователей Ария и подчинили им почти всю Церковь. Борьбу с этим модернизированным арианством до самого конца века вели свт. Афанасий Великий и т.н. Великие Каппадокийцы.
Подробнее

Арианство

Философский словарь
- течение в христианстве в 4—6 вв., основанное священником Арием. А. было попыткой преодолеть противоречие между библ. монотеизмом и учением о Христе как божестве, не принимало один из осн. догматов офиц. христ. церкви о единосущное-то бога-отца и бога-сына (Христа), считая его признанием двоебожия. Арий утверждал, что только один бог предвечен и неизречен, тогда как сын божий сотворен, но не из божеств, сущности, а из ничего. Его отличие от человека только в том, что он наделен более высокими достоинствами. Благодаря соучастию бога-отца и собств. стремлению к благу сын божий сам становится богом. Этим снималась центральная для христианства идея богочеловека. В 325 А. было осуждено как ересь на Никейском вселенском соборе. После смерти Ария его учение развивали Аэций и Евномий (позднейшее название ариан — евномиане). В преобразованном виде А. возродилось в Польше в 16 в., его проповедовал Социн.
Подробнее