Анимизм

Что такое Анимизм? Значение слова «Анимизм» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Значение «Анимизм» в словарях

Анимизм

Психологическая энциклопедия
- мировоззренческие представления, в котором признаком одушевленности наделяются практически все объекты, находящиеся в какой - либо связи с человеческой деятельностью - .
Подробнее

Анимизм

Религиозный словарь
Вера в существование душ и духов. Обязательный элемент большинства религий. В научном мире распространено мнение, что анимизму предшествовала вера во всеобщую одушевленность природы.
Подробнее

Анимизм

Социологический словарь
(от лат. anima - душа, дух) - англ. animism; нем. Animis-mus. 1. Вера  в существование душ и духов. 2. Характерная для первобытных народов вера в то, что все явления внешнего мира имеют собственную душу; первоначальная форма  религиозности, по Э. Тайлору. 3. По Ж. Пиаже - особенность психики ребенка раннего возраста  считать окружающие предметы  живыми, "оживлять" неодушевленное.
Подробнее

Анимизм

Исторический словарь
вера в души и духов, одна из первичных форм религии.
Подробнее

Анимизм

Психологический словарь
- представление о том, что все предметы являются одушевленными.
Подробнее

Анимизм

Психологический словарь
- термин Ж. Пиаже. А. - особенность детского мышления, приписывание неодушевленным предметам моральных чувств, переживаний, сознания.
Подробнее

Анимизм

Психологический словарь
(animism) А. - это приписывание характеристик чел. неодушевленным объектам или растениям и животным, не проявляющим таких характеристик (напр., приписывание враждебности дереву или доброжелательного отношения рыбе). Чаще всего объектом А. становится предмет, созданный руками чел., напр. фигурка, высеченная из камня или вырезанная из дерева. Каким бы ни был объект, анимист верит в его способность думать и чувствовать по-человечески. Подобно чел., такой объект имеет "душу". Термин "А." происходит от латинского слова animus, или "дух". Сначала он использовался для характеристики пантеистической концепции "одушевленности мира", однако вскоре прижился в антропологии для описания религиозных представлений древних людей, к-рые были склонны наделять предметы магической силой. Чтобы объяснить происхождение этой силы, было принято считать, что предметы, как и люди, имеют "душу", причем душа эта существует независимо от своего вместилища и покидает его в момент смерти ее обладателя. Считалось, что эти души обладали какими-то исключительными способностями, кроме того, их часто наделяли сверхъестественными способностями (напр., повлиять на исход охоты). См. также Религия и психология, Суеверие У. Э. Грегори
Подробнее

Анимизм

Психологический словарь
Словообразование. Происходит от лат. anima - душа. Категория. Система мировоззренческих представлений. Специфика. Основан на идее, с соответствии с которой признаком наличия индивидуальной души наделяются практически все объекты, находящиеся в какой-либо связи с человеческой деятельностью.
Подробнее

Анимизм

Психологический словарь
- Мировоззренческие представления, при коем одушевленными полагаются практически все объекты, находящиеся в некоей связи с человеческой деятельностью.
Подробнее

Анимизм

Психологический словарь
(от лат. anima - душа) - картина мира, в которой не только живые, но и неживые (с т. зр. современной науки) объекты рассматриваются как живые и одушевленные. Специфическим для А., в отличие от аниматизма, компонентом является представление о существовании отделимых от тела духов (душ), которые представлялись антропоморфно или зооморфно. Выдвинувший концепцию А. англ, антрополог Э. Б. Тайлор (см. Англ, антропологическая школа) полагал, что А. - это простейшая и первичная форма религиозного сознания, появившаяся в первобытную эпоху; одним из доказательств простоты и первичности А. служит, по мнению Тайлора, тот факт, что А. характерен и для детей (см. детский). (Б. М.)
Подробнее

Анимизм

Психологический словарь
Вера в то, что неодушевленные объекты являются живыми и обладают такими качествами, как чувства и намерения. Ребенок может рассердиться и ударить свой велосипед за то, что тот «сделал ему больно». как характеристика проявляется у детей, которые находятся на второй стадии интеллектуального развития, или дооперационной стадии по шкале Пиаже. Пиаже считал, что анимизм является характеристикой детского эгоцентрического мышления: если ребенок имеет чувства и намерения, то и все остальные вещи должны обладать ими.
Подробнее

Анимизм

Психологический словарь
1. Вообще - убеждение, что все предметы одушевленные или неодушевленные, живые или неживые, обладают душой или другой формой духовной сущности, отделимой от физической формы. Термин используется в нескольких более специфических значениях в различных областях, как, например: 2. В антропологии часто утверждается что анимизм возник из более примитивных убеждений – аниматизма, предстаяющего собой самую раннюю форму религии. Как религиозная система верований анимизм фактически предполагает наличие сложной системы духов, каждый из которых наделен определенной властью и играет определенную роль в природе вещей и людей. 3. В психологии развития термин используется для обозначения ранних моделей мышления и речи маленьких детей, в которых чувства, желания и убеждения ребенка приписываются животным и неживым объектам. См. антропоморфизм. 4. В различных философских и психологических направлениях также обнаруживается нечто родственное этим понятиям. Для обозначения этих идей создан ряд эвфемизмов, так как вышеупомянутые значения придают негативный оттенок этому термину, что приводит к тому, что многие явно избегают его употреблять для представления того, что хотелось бы, чтобы было серьезно воспринято. См. панпсихизм, телеология (особенно значение 1) и витализм.
Подробнее

Анимизм

Социологический словарь
(animism) — вера  в то, что явления природы, например, горы или растения, обладают духом или жизненными силами и что происходящее в мире есть результат их воздействия. Ср. Тотемизм. 
Подробнее

Анимизм

Философский словарь
(лат.-душа): вера в существование у всех окружающих объектов в природе сверхъестественных двойников: духов и души у человека. Это одна из первоначальных форм науки воздействия человека на внешние предметы и управления собой с помощю души. Впоследствии анимизм стал составной частью тех религий, которые выделяют в человеке душу и тело. Анимистические представления характерны для современных мировых религий.
Подробнее

Анимизм

Философский словарь
(от лат. anima - душа) - у примитивных народов вера в существование душ и духов как причину явлений природы, вера в одушевленность всей природы, вера, на которой покоится естественная религия; в метафизическом смысле - мировоззрение, согласно которому душа возводится в принцип жизни. Г.Э.Шталь ("Theoria medica", 1737), а также Парацельс и Кар дано, которые сводят жизнь к душеобразному динамическому "духу" ("Spiritus"), подобно Аристотелю, считали душу ваятельницей тела. Анимальный - животный, свойственный животным; в переносном смысле - связанный с инстинктом кормления и половым инстинктом ("анимальные потребности").
Подробнее

Анимизм

Философский словарь
(лат. anima—дух, душа) — верование в душу и духов и их влияние на жизнь людей, животных, на предметы и явления окружающего мира. Анимистические представления возникли в первобытном об-ве. Осн. причиной возникновения А. был крайне низкий уровень развития производительных сил, незначительный запас знаний и вследствие этого неспособность человека противостоять стихийным силам природы, к-рые представлялись чуждыми, таинственными. Олицетворение этих сил на определенной ступени развития об-ва служило формой их освоения. Анимистические представления легли в основу позднейших религиозных верований; в принципе А. присущ всякой религии.
Подробнее

Анимизм

Философский словарь
вера в духи и души. Антрополог Э. Тайлор предложил рассматривать анимизм как минимум определения религии. Возникший в глубокой древности анимизм остается важнейшим компонентом всех современных религий.Антиномизм принцип и метод религиозно-философского познания и (или) изложения полученных выводов, основанный на широком использовании парадоксов, противоречий между одинаково доказуемыми суждениями.
Подробнее

Анимизм

Философский словарь
(от лат. anima - душа) - вера в то, что все предметы и явления окружающего нас мира управляются душами, духовными существами и что эти отделимые от предметов духовные сущности незримо способствуют или мешают людям добиваться своих целей. Души и духовные существа присутствуют везде и во всем - в людях, животных, растениях, минералах; они проникают в любую материальную плоть, задерживаются в ней и покидают ее. Э. Б. Тайлор (1832 - 1917), английский этнограф и исследователь истории культуры, первым ввел термин "А." в этнографию и систематически описал это верование. Определив А. как "веру в духовные существа", он попытался увидеть в А. "минимум религии". По его мнению, все религии, в прошлом и настоящем, сопряжены с А., содержат в себе его признаки, поэтому А. логично рассматривать как суть всякой религии и как первоначальную стадию в истории развития религии. В большинстве племенных культов прослеживаются в большей или меньшей степени признаки анимистических верований, что позволяет исследовать эту древнейшую основу всякой религии не только абстрактнотеоретически, но также опираясь на этнографическую эмпирию. Тайлор считал, что корни религии лежат в психической жизни людей, а сама религия вырастает из "доктрины о душе". Размышляя о смерти, сновидениях, обмороках, галлюцинациях, люди постепенно пришли к идее души, а потом развили эту идею в "доктрину духов", демонов и богов. Так постепенно, по мнению Тайлора, человечество перешло с дорелигиозной стадии своей эволюции на стадию политеизма: представление о душе породило веру в переселение душ и загробный мир, в мир духов и богов; возник культ предков-духов с сопутствующей ему сложной системой обрядов и ритуалов. Завершилось это развитие идеи души, как полагал Тайлор, верой в единого Бога, монотеизмом. Теория Тайлора подверглась основательной критике как со стороны теистов, так и со стороны атеистов, предлагавших иные критерии "минимума религии". Д. В. Пивоваров
Подробнее

Анимизм

Философский словарь
(от лат. anima - "душа") - вера в населенность природы бестелесными существами ("душами", "демонами" или "духами"). Собственно религиозной эта вера не является, но нередко ее ошибочно считают вслед за Э.Тайлором древнейшей основой возникновения религии. П.Флоренский воспроизводил ее содержание так: "Вся природа одушевлена, вся жива - в целом и в частях. Все связано тайными узами между собою, все дышит вместе друг с другом. Враждебные и благотворные воздействия идут со всех сторон. Ничто не бездейственно; но, однако, все действия и взаимодействия вещей-существ-душ имеют в основе род телепатии, изнутри действующее симпатическое сродство". Есть две точки зрения на "духов стихий": 1) это бесы, противящиеся Богу и опасные для человека; 2) это бесплотные существа, личностная развитость которых уступает человеку; "гении мест", как говорили в античности, "стихиали", как их нередко называют теперь, которые не во всех случаях духовно полностью затемнены. П.Флоренский, имея в виду тех, что связаны со среднерусской природой, писал: "И молитвы "они" не боятся: ведь они - не то, что черти, не злая сила. Молитва им нипочем. Боятся они лишь скверных черных ругательств - чертыхания да матерного слова". Некоторые из них, если полагаться на Д.Андреева, "активно добры", но другие - "капризны, импульсивны, мстительны. Доверять им можно не всегда". Есть стихиали явно демонические - буйные и страшные, враждебные человеку. (См. также: НАТУРАЛИЗМ И РЕЛИГИЯ).
Подробнее

Анимизм

Философский словарь
- вера в существование души; одна из форм религиозных верований, возникших на ранней стадии развития человечества (каменный век). Первобытные люди считали, что душа есть и у человека, и у растения, и у животного. После смерти душа способна вселиться в новорожденного и тем самым обеспечить продолжение рода. Вера в существование души - обязательный элемент всякой религии.
Подробнее

Анимизм

Философский словарь
(лат. anima, animus — душа, дух) — система представлений о якобы реально существующих особых духовных, невидимых существах (чаще всего двойниках), которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы. При этом душа обычно связывается с конкретным отдельным ее носителем: человеком, животным, предметом, растением, а дух представляется самостоятельным, оторванным от конкретного носителя существом, способным влиять на различные предметы. Сам термин А. впервые ввел немецкий ученый Г. Шталь (1708), назвав А. свое учение о безличном жизненном начале — душе, которая, по его мнению, является основой всех жизненных процессов, "ваятельницей тела". В 1871 термин А. был использован в этнографической науке Тайлором, который трактовал его не только как веру в души и духов, но и как теорию происхождения религии, считая веру в отделимых от тела духов основой, "минимумом" религии, созданной размышляющим "дикарем-философом" над причинами сновидений, смерти и т. п. Другие ученые (Р. Маретт, Фрезер, Л. Штернберг) считали, что предшественниками А. были представления о материальной "телесной душе", магической силе человека, о животворении всей природы (аниматизм). Первоначально в сознании первобытного человека духи и души были связаны с материальными вещами и даже разделяли с ними свою судьбу. Есть все доказательства того, что до заселения дикарем мира душами и духами, он наделил сверхъестественными свойствами сами предметы и явления, двойниками которых и стали позже эти души и духи. В наши дни, будучи одной из форм ранних верований и пройдя сложный путь эволюции, А. в той или иной форме сохраняется во всех современных религиях, а также проповедуется представителями теософии, оккультизма, спиритизма и т. д. А.А. Круглов
Подробнее

Анимизм

Философский словарь
(от лат. anima, animus - душа, дух) - вера в души и духов. В науч. оборот термин введен англ. этнологом Э. Таилором для обозначения первонач. стадии в истории развития религии. Тайлор считал А. «минимумом религии». Хотя мн. ученые вслед за Таилором рассматривают А. как нач. стадию религий, более правильно мнение Г. В. Плеханова и др., что А. - необходимый элемент всякой религии. Анимистич. образы - это духи умерших предков, души живых людей, олицетворение сил природы; особенно разнообразен и многочислен сонм духов природы. Духи стихий могли быть доброжелательными, могли и угрожать благополучию людей. Поэтому им в нужных случаях делались небольшие жертвоприношения. Характерна вера в множественность душ и в «телесные» души. С развитием веры в духов и души появляются обобщенные понятия для обозначения сверхъестеств. свойств вещей (или людей) типа «мана», «оренда», позднее — «благодать» (в христианстве). Элементы А. сохраняются и в совр. мир. религиях.
Подробнее