Алтарь

Что такое Алтарь? Значение слова «Алтарь» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Значение «Алтарь» в словарях

Алтарь

Религиозный словарь
Рис.Е.Макаровой (лат. Altus - высокий, Alta ara - возвышенное место) - восточная, главная часть христианского храма, где духовенство совершает священнодействия. В алтаре находятся престол, жертвенник и кафедра. возвышается над полом храм
Подробнее

Алтарь

Словарь символов
Символ присутствия бога. Олицетворяет воссоединение с божеством, посредством жертвоприношения, и благодарность Господу. располагается в восточной части храма и указывает место богослужения, где молящиеся люди обращают свои взоры по направлению к солнцу и к месту расположения рая. , имеющий форму гробницы, символизирует переход от смерти к жизни и от времени к вечности. Шаги, совершаемые при подходе к алтарю, являются ритуальным восхождением. Каменные алтари, или бетели (см. Камень), подчеркивают нерушимость и вечность божества и часто дополняются образом Древа в качестве дополнительного аспекта изменения и обновления. У ацтеков цилиндрический солярный камень использовался как для жертвоприношения, так и для астрономических целей. У буддистов центром богослужения является скорее ковчег, чем алтарь, хотя последний может быть приспособлен для хранения изображений Будды, книг и других ритуальных предметов, а также приношений Будде (но, конечно, не жертвоприношений, которые в буддизме не практикуются). В христианской церкви алтарь представляет собой как гробницу, так и возрождение; смерть, трансформированную в жизнь, Христову жертву в Евхаристии и самого Христа как солнце правды. Дерево олицетворяет крест, а камень - Голгофу. Возвышение алтаря символизирует одновременно и восхождение Христа, и его страдание на кресте. Ограждения служат для выделения Святая Святых, где может находиться лишь Верховный Жрец. Три или, соответственно, семь ступеней, ведущих к алтарю, означают Троицу либо семь даров Святого Духа; льняное полотно на алтаре - это саван, а парчовая ткань символизирует славу царского трона. У евреев Благовонный олицетворяет собой действие благодати на стихии (Филон). У индусов ведический Огня является символом мирового центра. Он есть образ мира и создание мира - самый конец земли (Ригведа). Глина, из которой он создан, - это земля; вода для замеса - это изначальные воды; боковые стены - это либо атмосфера, либо окружающий океан. стоит на трех круглых каменных основаниях, которые символизируют три накладывающихся друг на друга мира, олицетворяющих богов Агни, Вайю и Адити, как светочей этого мира. Самый нижний камень - это ведический огонь Агни; средний камень - это промежуточный мир, а наивысший камень - это глаз, направленный к небесам; сплошное пространство в центре служит одновременно проходом для восходящего огня и дорогой к высшему миру, проходящей от смерти к бессмертию, из тьмы к свету. огня является также и материализованным годом, и материализованным временем вообще. В частности, 360 камней в алтаре - это дни года. Принесение жертвы на алтаре восстанавливает первоначальное единство. А так как он соориентирован на Восток, где восходит Солнце, то символизирует еще и вечное обновление.
Подробнее

Алтарь

Исторический словарь
(Пс 50.21)-см. жертвенник.
Подробнее

Алтарь

Исторический словарь
(евр. мизбеах) обыкновенно означает жертвенник (по латыни altare означает возвышение), чем выше от земли, тем ближе к Богу; поэтому и искали возвышенных мест, чтобы приблизиться к божеству. На алтаре приносили в жертву то, что могло умилостивить богов: животных, растения и даже собственных детей. Патриархи строили жертвенники Господу частью для принесения жертв, частью в воспоминание о каком-либо событии и частью для общественных богослужений. Первый алтарь, о котором упоминает Библия, построил Ной после потопа В Исх. 20:24 и далее Иегова приказывает построить жертвенник: «Сделай Мне жертвенник из земли и принеси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где я положу память имени Моего, Я приду к тебе, и благословлю тебя». Если жертвенник строился из камней, то эти камни не должны были отесываться, и лестницу к нему приставлять запрещалось. Срав. Втор. 27:5-7. В скинии и храме находились 2 жертвенника: жертвенник для всесожжении и жертвенник курения. Жертвенник всесожжения представлял из себя ящик из дерева ситтим, обитый медью, 71/2 ф. (2,5 м) в длину и ширину и 41/2 ф. (1,5 м) в высоту. На 4 его углах находились возвышения-»роги»; чтобы переносить его, на четырех углах были прикреплены медные кольца, в которые вдевались шесты. Он ставился на внешнем дворе перед скинией, к востоку. Все принадлежности для жертвоприношения были сделаны из меди и состояли из угольницы, в которую выгребали пепел, который падал через решетку, лопаток и чаши, в которой сохраняли кровь для кропления жертвенника. На жертвеннике горел постоянными огонь (Лев 6:12,13), чудесно зажженный (Лев. 9:24), который заботливо поддерживался. Здесь ежедневно утром и вечером сжигались в жертву агнцы, и другие животные, приносимые по закону и добровольно: жертвы заклания, хлебные и возлияния. К алтарю убегал тот, кто искал убежища (Исх. 21:14; 3Цар. 1:50; 2:28,30). Жертвенник в храме Соломона был больше, именно 30 ф. (10 м) в длину и ширину и 15 ф. (5 м) в высот (2 Пар. 4:1). Говорят, что он был обложен толстыми медными листами и наполнен камнями; помост к нему был сделан с восточной стороны. Он часто называется медным жертвенником. Жертвеник курения представлял собою маленький стол, сделанный из дерева ситтим и обложенный золотом, 11/2 фута в длину и ширину и 3 фута в высоту (Исх. 30; 37:25 и дал.). Четыре рога, которые возвышались на 4-х углах и золотой венец вдоль верхнего края украшали этот жертвенник. На углах были сделаны золотые кольца, в которые вдевали шесты, чтобы переносить его. Он ставился в святом, перед входом в святое святых между золотым светильником и столом для хлебов предложения. Священники возжигали на нем фимиам утром и вечером (Лук. 1:9,11). Кроме этих двух жертвенников, в Библии упоминаются несколько других. Так, по повелению Моисея, Иисус Навин построил жертвенник из неотесанных камней на горе Гевал для принесения жертв благодарения и всесожжения после покорения Иерихона и Гая; кроме того, он поставил каменные памятники, на которых написал список с закона Господня (И. Нав. 8:30-32). Большой по виду жертвенник соорудили колено Рувимово, Гадово и полуколено Манассиино близ Иордана, не для жертвоприношений, но во свидетельство для них и потомства, что они принадлежат Господу и его народу (И. Нав. 22:10-34). Гедеон построил жертвенник, который назвал Иегова Шалом (Господь мир — Суд. 6:24). Далее говорится о жертвенниках, построенных Иегове Самуилом (1 Цар. 7:17), Саулом (1 Цар. 14:35), Давидом (2 Цар. 24:18-25), о жертвеннике на Кармиле, который Илия построил из 12-ти камней (3Цар. 18:30-32). Жертвенники (алтари) «постыдным идолам» (Иер. 11:13) ставились часто в рощах, в садах, на высотах под деревьями и т.д. (3Цар. 12:32; 14:23; 4 Цар. 16:4; 17:10; 23:12; Суд. 6:25; 2 Пар. 28:2; Иер. 7:31). Один жертвенник в Афинах имел такую надпись: «неведомому Богу» (Деян. 17:23). Из слов ап. Павла и по свидетельству греческих писателей известно, что жители в Афинах ставили жертвенники неведомым богам. Это они делали особенно тогда, когда грозили бедствия, чтобы не навлечь на себя немилости неведомых богов.
Подробнее

Алтарь

Исторический словарь
(греч. bomos, berna, лат. altaria, от altus - высокий) - возвышение, место жертвоприношений богам, героям, а также умершим, устраивавшееся в "священных местах". Жертвенный дар ставился, высыпался, выливался или сжигался на них. Античные алтари имели самые разные размеры, от крошечных, до монументальных построек; существовали в храмах, общественных зданиях, частных домах, могли устраиваться вне храма. В христианском храме алтарем (по-гречески - вимой) являлось место, возвышавшееся над полом храма на высоту одной - трех ступеней, где происходили главные богослужебные церемонии. Здесь в алтарном пространстве, отделенном священной (алтарной) преградой, помещались престол и жертвенник. Мирянам вход в алтарное пространство ограничен и полностью оно доступно только клиру. представлялся византийцу троном Господа, огни алтаря - звездами, фимиам - дуновением и благоуханием Св. Духа.
Подробнее

Алтарь

Исторический словарь
(лат. - высокий) - у древних народов место в виде возвышения для жертвоприношений. Позже - восточная часть христианского храма, место, где находится престол. В православной церкви алтарь отделен от остальной части храма иконостасом.
Подробнее

Алтарь

Философский словарь
(лат.-высокораслоложенный, возвышение): один из сохранившихся до наших дней древних вещественных символов; культовое сооружение, находящееся в передней части любого храма (церкви, костела, мечети, языческого капища и т. д.) в виде высокого, узкого параллелепипеда или столика. Символизирует во всех религиях жертвенник. Ведет происхождение от жертвенных холмов, на которых представители различных культов разводили жертвенные костры, и от жертвенных камней (огромных валунов с уплощенным верхом), на которых производились заклания жертв и которые также располагались на высоких местах. Позднее, утратив фактические функции жертвенника, А. превратился, особенно в христианстве, в вещественный символ возвышения и жертвенности, на котором устанавливались священные культовые предметы – свечи, крест, распятие и др. и клали богослужебные книги.
Подробнее

Алтарь

Философский словарь
- центральное место масонского храма; прямоугольное или трапециобразное возвышение, на котором находится Библия, Конституция Великой Ложи, масонские документы и символические предметы.
Подробнее

Алтарь

Философский словарь
- место жертвоприношения; в католических храмах - престол; в православных храмах - восточная часть помещения, отделенная алтарной преградой или иконостасом.
Подробнее

Алтарь

Философский словарь
(лат. altaria, от altus - высокий) - у древних так назывался жертвенник, сооружавшийся в «св. местах» в виде очага. У ранних христиан — стол, на к-ром приготовлялось и распределялось причастие. В христ. церкви — часть храма, в к-рой священнодействует духовенство и где находится престол. У православных алтарь ориентирован на восток и отделен иконостасом.
Подробнее