Восприятие

Что такое Восприятие? Значение слова в популярных словарях и энциклопедиях, а также:

  • История термина «Восприятие»;
  • Примеры употребления в повседневной жизни;
  • Синонимы и похожие слова.

Значение «Восприятие» в словарях

Восприятие Психологический словарь
(англ. perception).1. Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины "образ восприятия", "перцептивный образ").2. Сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа (употребляются также термины "перцепция", "перцептивный процесс"). Иногда термином В. обозначается система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения (см. Перцептивное действие).Как образ В. есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств, в его объективной целостности. Это отличает В. от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы.При рассмотрении гносеологических вопросов (в философии) значения терминов "В", и "ощущение" совпадают. Для психологии указанное их различие является принципиально важным. В некоторых направлениях психологии, напр. Гештальт-психологии, В. рассматривается как исходная форма чувственного познания (и познания вообще), а ощущение - как абстракция, как результат "препарирования" В. сознанием (см. Отражение чувственное). Однако большинство психологов рассматривают ощущение (напр., тепла, солености, боли) как исходную форму познания, а В. - как синтез ощущений, формирующийся в процессе активного отражения объективно существующего целостного предмета. В филогенезе переход от ощущения к В. был обусловлен переходом живых существ от жизни в гомогенной, вещно (предметно) неоформленной среде к жизни в среде, вещно оформленной (А. Н. Леонтьев).Поскольку любой предмет как раздражитель (см. Стимул, Дистальный стимул) является сложным, обладает рядом свойств, то в формировании его образа участвует обычно несколько анализаторов; т. о., В. формируется на основе ощущений разных модальностей.В зависимости от того, какой из анализаторов ведущий в данном акте В., различают зрительное В., слуховое (см. Слух), осязательное (см. Осязание), вкусовое (см. Вкус) и обонятельное В. (см. Обоняние). Важную роль во всех видах В. играют двигательные (кинестезические) ощущения, хотя последние и не всегда отчетливо осознаются человеком. Так, зрительное В., помимо собственно зрительных ощущений (цвета, света и т. д.), включает также кинестезические ощущения, возникающие при движениях глаз {аккомодация глаз, конвергенция и дивергенция глаз и т. д.). Особенно велика роль кинестезических ощущений в осязательном В. Большую роль во вкусовом В. играют движения языка, а в обонятельном - движения органов дыхания. В процессе слухового В. активное участие могут принимать слабые движения артикуляционного аппарата. Движения, включенные в акт восприятия, имеют значение в процессе анализа воздействующих раздражителей, уточнении ощущений, их синтезе в целостный образ предмета и его пространственно-временной локализации.У человека, владеющего речью, последняя опосредствует В., обеспечивая его осмысленность, осознанность, преднамеренность (произвольность). Участие речи в В. создает возможность абстракции и обобщения свойств предметов и явлений путем их словесного обозначения (называния) (см. Лингвистической относительности гипотеза).Основными свойствами В. являются предметность, целостность, константность, категориальность, избирательность.В. зависит от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий людей (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и т. д.). Под влиянием этих факторов создается характерная для каждого человека апперцепция, обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или же одним и тем же человеком в разное время.Формирование перцептивного образа представляет собой процесс, включающий ряд фаз (переходов): от нерасчленного В. ("что-то мелькнуло", "что-то коснулось кожной поверхности", "появился какой-то звук", "чем-то пахнет" и т. д.) к формированию дифференцированного целостного образа предмета (или явления), адекватного оригиналу (см. Микрогенез восприятия). Динамика формирования перцептивного образа определяется пространственно-временными условиями процесса В. Это отчетливо обнаруживается при изменении времени воздействия стимулов на анализатор, их дистанции и положения в сенсорном поле.В. м. б. преднамеренным и непреднамеренным. 1-е в отличие от 2-го связано с постановкой определенной перцептивной задачи; оно характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае В. выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение). Непреднамеренное В. выступает как компонент к.-л. др. деятельности, либо является неуправляемым и случайным процессом, целиком зависимым от колебаний непроизвольного внимания (ср. "пустой взор"). Преднамеренное В. более эффективно, чем непреднамеренное.В поведении и деятельности человека В. - необходимое условие ориентировки в окружающей среде. Перцептивный образ выполняет функцию регулятора действий. Вместе с тем деятельность - основное условие развития В. Что и как воспринимает человек, зависит от того, что и как он делает. В практической деятельности В. становится активным, целенаправленным процессом познания действительности. См. Орган чувств, Отражение чувственное, Сенсорная система. (В. П. Зинченко.)
Подробнее
Восприятие Психологическая энциклопедия
- процесс формирования при помощи активных действий - субъективного образа - целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы - . В отличии от 73300
Подробнее
Восприятие Философский словарь
Суммарное, общее, частное или единичное психическое схватывание, фактуально-холисти-ческое, лишенное теоретического препарирования. Вос-приятие естественно, а разделение восприятия по чувственным каналам и средам не зависит от теоретических позиций субъекта-наблюдателя. И н т е г р а л ь н о е восприятие (не интегративное!) - психическая данность здесь-теперь-так, сознание в локусе субъективного времени. М и к р о в о с п р и я т и е - ощущение флуктуационных элементов на пределе разрешимости возможности временного уловления, не фиксируемого памятью во всех деталях. Между интегральным восприятием и микровосприятием - широкий диапазон восприятийных пропозиций. При холистическом подходе подразделения на сознания, восприятия, ощущения не существует. Так, раздельных ощущений формы и цвета в зрительном поле практически нет. И то и другое дается в единстве, даже если иметь в виду наличную видимость одной пылинки. При тождественности в книге слов "восприятие", "сознание", "осознание", "ощущение" существует их лингвистическая разница и преимущественная область применения. Замена одного слова другим диктуется только принципами уместности. Психическое схватывание может быть неполным, мимолетным, эфемерным, но это не говорит о его бессознательности. Подпороговые регистрации головного мозга составляют особый предмет, не относящейся к восприятиям. Экстравосприятия - это обычные неканонические восприятия различных типов: от ощущения очень слабой наводки переменного тока до ненормально отчетливой кажимости прагматически-действительно происходящего со-бытия вне сенсорной досягаемости наблюдателя. Возможны восприятия-интенции, восприятия-импульсы и т. п. по всей шкале целостно данных, лишенных искусственного разреза ощущений.
Подробнее
Восприятие Большой Энциклопедический Словарь
сложный процесс приема и преобразования информации,обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку вокружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включаетобнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте,выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия,формирование чувственного образа.
Подробнее
Восприятие Психологический словарь
- психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого.
Подробнее
Восприятие Психологический словарь
- целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования - посредством активных действий - субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. Детерминировано предметностью мира явлений. Возникает при непосредственном воздействии раздражителей физических на рецепторные поверхности (-> рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку во внешнем мире. Будучи необходимым этапом познания, всегда в некоей мере связано с мышлением, памятью, вниманием. Направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску (-> эмоция). В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет - в совокупности его инвариантных свойств. На уровне человека чувственно-воспринимающая деятельность весьма сложна и совершенна. Высокая избирательность и подвижность восприятия дают возможность активно отбирать элементы познавательной информации, адекватные стоящей задаче. В целом ранние теории восприятия соответствовали положениям традиционной психологии ассоцианистской. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма при трактовке восприятия был сделан благодаря развитию И. М. Сеченовым рефлекторной концепции психики, а также благодаря работам представителей гештальт-психологии, показавших обусловленность самых важных феноменов восприятия - таких, как константность - неизменными отношениями между компонентами образа перцептивного. Изучение рефлекторного строения восприятия привело к созданию теоретических моделей восприятия, где важная роль отводится эфферентным (центробежным), в том числе двигательным процессам, подстраивающим работу системы перцептивной к характеристикам объекта. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность коего, согласно А. Н. Леонтьеву, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. Нужно различать восприятие, адекватное реальности, и иллюзии. В процессе восприятия отображаются также импульсы, восходящие из внутреннего телесного мира человека. Они обусловливают появление ощущения и восприятие самого себя - осознание собственного Я. Чувство своего Я сопровождает ощущение и восприятие внешних явлений и способствует познавательному различению всего того, что происходит вне тела, внутри тела и внутри сознания. В обыденной жизни восприятия кажутся простыми и понятными; между тем они весьма сложны и трудно доступны исследованию. Сложность механизмов их появления наглядно обнаруживается в патологии - в симптоматике расстройств сенсорных. Современные исследования раннего онтогенеза восприятия подтверждают существование ряда его форм, жестко обусловленных особенностями постоянных сочетаний стимулов. Но развитые процессы восприятия находятся под контролем стоящих перед личностью целей. Интенциональный (-> интенция), направленный характер этих процессов позволяет рассматривать их как перцептивные действия, позволяющие выделить информативное содержание ситуации, по коему можно сличать воспринимаемые объекты с хранимыми в памяти отображениями и описаниями, и опознавать эти объекты - относить их к некоему семантическому классу (категории). Динамика процесса опознания в большинстве случаев адекватно описывается законом перцепции: первоначально выделяется лишь общее и диффузное представление о предмете, кое затем сменяется более определенным и детальным восприятием. Происходящее на основе выделения обобщенных, иногда социально фиксированных систем признаков, опознание реализуется за много более короткое время (порядка долей секунды), чем процессы первоначального перцептивного научения, на кои могут уходить месяцы и годы (например, формирование навыков чтения). Производимая при опознании (благодаря взаимодействию восприятия и памяти) категоризация предметов, событий и ситуаций близка, а иногда идентична категоризации понятийной. С процессами мышления восприятие сближает и возможность трансформации образа для приведения его к виду, пригодному для принятия решения. Подобные преобразования, часто неосознаваемые, могут способствовать решению стоящих перед субъектом задач. В психологии социальной содержание понятия восприятия не всеми авторами раскрывается одинаково. Иногда этот термин означает лишь отражение партнером внешнего облика и видимой картины поведения другого человека. Иногда восприятие и понимание друг друга рассматриваются как два неразрывно связанных процесса. В других случаях под восприятием понимается совокупность внешнего облика партнера и его поведения и в зримой, и во внутренней - психологической части: в акт восприятия включается интерпретация воспринятого на уровне мышления. - познание качества целого, а не его отдельных свойств; не пассивное копирование мгновенного воздействия, но живой, творческий процесс познания. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете, ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, - от чего зависит, от какого анализатора информация будет признана приоритетной. По модальности, позволяющей предметно отразить мир, выделяются восприятия зрительные, слуховые и осязательные. Если объектом внимания становится отдельное качество объекта, можно говорить о восприятиях вкусовом, обонятельном, болевом и пр. Специализованными по объему являются восприятия пространства, времени, изображений, спектаклей и кинофильмов, восприятие человека человеком (-> человековосприятие): они выделяются в силу содержания самой деятельности предметной. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия играют ощущения двигательные, или кинестетические, кои регулируют по принципу связи обратной реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в восприятии зрительном вместе с собственно зрительными ощущениями интегрируются и ощущения кинестетические, сопровождающие движения глаз (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение). Так же и в процессе восприятия слухового активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов. Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция. В числе важных свойств восприятия следует отметить: соотношение фигуры и фона (-> фигура | фон), предметность, целостность и константность. Свойства восприятия, существующие на уровне сознания - это осмысленность, категориальность, избирательность и апперцепция. Микрогенез образа восприятия содержит ряд фаз, связанных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия - к формированию целостного образа предмета, на базе коего можно строить адекватную деятельность. Изучение восприятия интенсивно ведется представителями психологии, физиологии, кибернетики и других научных дисциплин. В этих исследованиях широко применяются наблюдение и эксперимент, сочетаются методы эмпирического анализа и моделирования. Данные о функции, развитии и структуре восприятия имеют общенаучное и прикладное значение. Они применяются при создании систем отображения информации, в технической эстетике и художественном конструировании, в педагогике, спорте и пр.
Подробнее
Восприятие Психологический словарь
— отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на систему рецепторов человека.
Подробнее
Восприятие Психологический словарь
- процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.
Подробнее
Восприятие Психологический словарь
Процесс, с помощью которого информация об окружающем мире преобразуется в чувственный опыт о событиях, звуках, объектах и т. д. представляет собой сочетание физиологических процессов, связанных с деятельностью органов чувств, и процессов осознания, интегрирующих и интерпретирующих сенсорные данные, поступающие от этих органов. Два главных объяснения феномена восприятия признают приоритетную роль одного из вышеуказанных процессов. Теория прямого восприятия подчеркивает важность признаков стимула в работе восприятия. К примеру, при зрительном восприятии считается, что визуальная информация, поступающая на сетчатку глаза, содержит достаточно недвусмысленных сведений о предмете, чтобы эффективное восприятие могло иметь место практически без дальнейшей обработки. Например, если вы стоите посреди автострады или на железнодорожном полотне (пожалуйста, не делайте этого!), то замечаете, что параллельные линии как будто сходятся в отдалении. И плотность деталей увеличивается. Эта текстурная плотность является ключевой информацией для мозга, интерпретирующего сходящиеся линии, или уплотнение текстуры объекта, как его удаленность от наблюдателя. Альтернативная теория обратной обработки рассматривает конечный продукт нашего восприятия как «сконструированный», т. е. выстроенный из сочетания информации, которая содержится в самом стимуле, а также наших ожиданий и гипотез (догадок). Перцептуальный процесс включает осмысливание различных единиц информации, поступающих от органов чувств. Ключевым аспектом этой теории восприятия является предпосылка, что из-за существенной роли гипотез и ожиданий восприятие часто бывает подвержено ошибкам (см. Иллюзии). Теория прямого восприятия часто подвергается критике из-за неспособности объяснить различные инциденты, когда восприятие оказывается ошибочным. Однако тот факт, что восприятие обычно бывает верным, представляет проблему для теории, подчеркивающей важность гипотез и ожиданий в перцептуальном процессе. Компромиссная позиция, предложенная Нейссером в 1976 г., заключается в том, что сравнительная важность процессов прямой и обратной обработки определяется обстоятельствами, при которых имеет место восприятие. В большинстве случаев восприятие является совокупным продуктом обоих процессов.
Подробнее
Восприятие Психологический словарь
Категория. Форма ориентировки организма. Специфика. Процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н.Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. Свойства. Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция. Важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение). Также в процессе слухового восприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов. Микрогенез. Построение образа восприятия включает в себя ряд фаз, связанных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия к формированию целостного образа предмета, на основании которого можно строить адекватную деятельность. Виды. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной. В соответствии с этим различают восприятие: - зрительное, - слуховое, - осязательное, - вкусовое, - обонятельное.
Подробнее
Восприятие Психологический словарь
Психический процесс, одна из стадий познавательной деятельности, приводящая к созданию образа объекта на основе анализа и синтеза отдельных его качеств, выделения при этом существенных признаков предмета или явления и отвлечений от несущественных и неактуальных. К расстройствам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.
Подробнее
Восприятие Психологический словарь
- процесс сбора информации о мире с помощью наших чувств.
Подробнее
Восприятие Психологический словарь
- процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н.Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной. В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение). Также в процессе слухового восприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов. Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность , константность, категориальность, апперцепция. Микрогенез образа восприятия включает в себя ряд фаз, связанных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия к формированию целостного образа предмета, на основании которого можно строить адекватную деятельность.
Подробнее
Восприятие Психологический словарь
1. Собирательно – те процессы, которые дают связность и единство сенсорному входу. Это наиболее общее значение термина, охватывающее всю последовательность событий – от представления физического стимула до феноменологического его переживания. Сюда входят физические, физиологические, неврологические, сенсорные, когнитивные и эмоциональные компоненты. Поэтому этот способ употребления термина должен рассматриваться как включающий многие более специализированные и ограниченные значения, которые приводятся ниже. 2. Осознание органического процесса. Это значение разработано для того, чтобы обратить внимание на восприятие как сознательное событие; фактическое переживание цепи (органических) процессов, задействованной некоторым внешним или внутренним стимулом 3. Синтез или слияние элементов ощущения. Это использование встречается в структуралистском (1) подходе. 4. Промежуточная переменная, гипотетическое внутреннее событие, которое возникает непосредственно в результате стимуляции сенсорных рецепторов и на которое оказывают влияние уровень влечения и привычки. Это значение, конечно, принадлежит бихевиоризму. 5. Осознание истинности чего-либо. Этот смысл в значительной степени неспециальный и означает своего рода неявное, интуитивное осознание. 6. Обозначение области психологии, которая исследует все процессы, обозначенные в вышеупомянутых значениях. Не удивительно, что полный диапазон коннотаций этого термина охватывает почти каждый аспект психологии, и существующие теории восприятия являются действительно перспективными. В сущности, изучение восприятия всегда начинается с осознания того факта, что то, что воспринимается, не определяется однозначно физической стимуляцией, но, скорее, организованным комплексом, зависящим от множества других факторов. В то время как нет сомнений, что входящий стимул является существенным элементом того, что, в конечном счете, воспринимается, старый структуралистский аргумент, что восприятие строится совершенно независимо от ощущений, сейчас фактически ни кем не признается. Ниже приводится беглый обзор факторов, определяющих то, что воспринимается; более важные термины подробнее рассматриваются в других статьях этого словаря. (а) Внимание. Для того чтобы событие было воспринято, на нем должно быть сосредоточено внимание или оно должно быть замечено. Кроме того, само внимание избирательно, так что обращение внимания на один стимул имеет тенденцию тормозить или подавлять обработку других. См. внимание, феномен вечеринки, обработка информации. (б) Константность. Перцептивный мир имеет тенденцию остаться таким же, несмотря на значительные изменения входящей сенсорной информации, Книга, на которую смотрят под каким-то углом, все же воспринимается как прямоугольная, хотя сетчаточное изображение отчетливо трапециевидно. См константность, бессознательный вывод. (в) Мотивация. На то, что воспринимается, оказывает влияние мотиваонное состояние; голодные люди видят в неоднозначных стимулах пище; продукты, которых не видят там сытые люди. См. Новый взгляд, перцептивная защита, перцептивная вигильность. (г) Организация. – не простое соединение сенсорных элементов, оно особым образом организовано в связное целое. См. гештальт и связанные с ним статьи. (д) Установка. Когнитивная и/или эмоциональная позиция, имеющаяся по отношению к массиву стимула, сильно воздействует на то, что будет воспринято. См. здесь отношение, установка (2). (е) Научение. Здесь имеются две проблемы. Одна связана с вопросом о том, что в восприятии является врожденным, а что приобретенным через опыт; см. дискуссия о наследственности – среда и нативизм. Другая связана: вопросом о том, каким образом научение изменяет восприятие; см. перцептивное научение. (ж) Искажение и галлюцинация. Сильные эмоциональные чувства могут значительно искажать восприятие, и галлюцинации могут быть вызваны рядом причин, включая наркотики, недосыпание, сенсорную депривацию, эмоциональный стресс, психоз и т.д. Эти "неправильные восприятия" представляют собой очень интригующую проблему, потому что восприятие, в основном, кажется, исходит скорее "из головы", чем из окружающей среды. См. галлюцинация. (з) Иллюзия. Имеется много обстоятельств, при которых то, что воспринимается, не может быть легко предсказано в результате анализа массива физического стимула. См. иллюзия. Имеются, конечно, и другие элементы, входящие в изучение восприятия и оказывающие влияние на перцептивные исследования в других областях психологии. Многие из них обсуждаются в следующих статьях. Другие можно найти по алфавитному порядку определяющего термина.
Подробнее
Восприятие Психологический словарь
- запоминание и оценка рекламы и PR-мероприятий представителями целевой аудитории, различные реакции на поступающую в человеческое сознание и подсознание информацию.Различают индивидуальное и коллективное В. и выделяют ряд факторов, связанных с процессом В., напр., такие:- для того, чтобы В. новой информации проходило успешно, эта информация не должна противоречить устоявшимся взглядам и мнениям человека или группы людей (см. АППЕРЦЕПЦИЯ);- большая часть воспринимаемой информации (ок. 90%) является визуальной, зрительной, поэтому в рекламировании ведущую роль играет образ, цветовые решения, графика, дизайн, а текстовая информация часто имеет вспомогательное значение;- возможности человеческого В. ограничены психофизическими свойствами: сознание людей пропускает только 16 бит информации в секунду;- В. действует выборочно, всего 10% рекламных обращений усваиваются, т. е. в чем-то убеждают потребителя, запоминается еще меньше обращений - 5%;- воспринятая рекламная информация обычно забывается людьми за 1-1,5 месяца;- всего 3% рекламных посланий мотивируют потребителя, заставляют его что-то покупать или задумываться о покупке.Непосредственно на В. влияет цветность рекламных средств: многоцветная реклама всегда лучше запоминается, чем черно-белая. Для рекламы в прессе значение имеет формат рекламных объявлений: чем он больше, тем лучше для В. аудитории. Еще для В. прессовой рекламы значимы такие приемы усиления эффективности воздействия на читателей, как вынос рекламы на обложку издания, удачный шрифт, расположение объявления в правом верхнем углу газетной или журнальной полосы, наличие иллюстраций (одна большая лучше, чем 2-3 маленьких).Для текстов рекламы и PR важно, чтобы их целевое содержание располагалось в начале и конце материала, удачный заголовок. См. еще [в I части издания] АТТРАКТИВНОСТЬ, НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА, РЕКЛАМА НА РАДИО, РЕКЛАМА НА ТВ.
Подробнее
Восприятие Социологический словарь
(perception) — получение и интерпретация  стимулов. Предполагает сенсорные механизмы и когнитивную оценку, подвержено влиянию прежде усвоенного опыта, эмоционального состояния и текущих ожиданий. Значение  термина для социологов состоит в подтверждении индивидуальной интерпретации событий, на которые оказывают воздействие общество  и культура.  Таким образом, отношение,  расизм,  предубеждение,  стереотип  имеют восприятия. См. также Gestalt (прим.).
Подробнее
Восприятие Социологический словарь
- процесс  и результат целостного отражения человеком и животными явлений и вещей окружающей действительности, а также предметных ситуаций, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные зоны органов чувств. В. - неразрывно связанное с памятью  и мышлением человека  - складывается в процессе практической деятельности людей на основе получаемых ими ощущений. В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное, кинестезическое и пр. В. Различают также В., адекватные окружающей реальности, и иллюзии. Основными свойствами В. являются предметность, целостность, константность, структурированность, осмысленность и категориальность. Важным условием конституирования В. является его "вплавленность" в повседневную практическую деятельность  людей, результирующуюся, в частности, в перманентном сопоставлении образов В. с предметами и явлениями окружающей действительности. О.В. Шапошникова
Подробнее
Восприятие Социологический словарь
- процесс  отражения человеком и животными предметов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств. В. вместе с ощущением составляет основу когнитивных (познавательных) процессов. В соответствии с концепцией системного подхода  в психологии В. рассматривается как одна из сторон когнитивной субсистемы психики, неразрывно связанная с др. сторонами (памятью,  мышлением), а также с предшествующим опытом и процессами антиципации. Физиологич. основу В. образуют иерархически организованные нервные процессы, протекающие на разных уровнях сенсорных систем - от рецептивных нервных окончаний до коры больших полушарий головного мозга. Постоянное взаимодействие  между разными сенсорными системами обеспечивает полноту и многогранность В. В зависимости от доминирования той или иной сенсорной модальности В. классифицируется на зрительные, слуховые, осязательные, ки-нестезические, обонятельные и вкусовые. В. - рез-т эволюции животного мира и обществ. истории человека.  Специфика человеческого В. определяется активной позицией человека, его преобразующим воздействием на окружающий мир. Важнейшие характеристики человеческого В. - его предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность. Лит.: Рок И. Введение в зрительное восприятие  Т. 1,2. М, 1980; Основы сенсорной физиологии. М., 1984; Гибсон Дж. Экологический подход  к зрительному восприятию. М., 1988. А.А. Митъкин
Подробнее
Восприятие Философский словарь
- процесс отражения действительности в форме чувственного образа объекта. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства, качества предмета, восприятие является отражением предмета в целом как совокупности и взаимосвязи свойств при непосредственном воздействии объекта на органы чувств.
Подробнее
Восприятие Философский словарь
- процесс отражения действительности в форме целостного чувственного образа объекта.
Подробнее
Восприятие Философский словарь
представление о реальном объекте, его более или менее цельный образ. В деловом общении – целостный образ партнера по общению на основе его внешнего вида и поведения. В такого рода восприятии особо выделяется информация, способствующая адекватной оценке личностных свойств деловых партнеров и существующих обстоятельств.
Подробнее
Восприятие Философский словарь
— чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Субстратом В. являются ощущения, образующие непрерывный комплекс в пространстве и во времени (в случае со зрительными и осязательными В.) или только во времени (когда В. образуется посредством изменения качества или интенсивности ощущений). Классификация В. совпадает с классификацией ощущений. Наиболее развитой и важной для процесса познания является система зрительных В., далее идут осязательные, слуховые и т. п. Кажущееся “вынесение В. вовне” объясняется тем, что В. является внутренней уменьшенной моделью, как внешних предметов, так и видимой части нашего тела, между к-рым сохраняются масштабные отношения. Всякий раз, когда, напр., мы касаемся рукой к.-л. предмета, образ нашей руки “касается” образа предмета. Манипулирование предметами, во многом обусловленное их структурой, способствует формированию отчетливого образа. У взрослого человека двигательные компоненты формирования В. сведены до минимума (движение глаз). В процессе познания В. выполняют следующие функции: 1) отражают отдельные отношения, присущие предметам и процессам внешнего мира; 2) позволяют выделить целостный предмет из окружающего фона, отображая по законам подобия и перспективы его форму, величину, фактуру поверхности, положение в пространстве (зрительные и осязательные В.); 3) могут служить признаком других, ненаблюдаемых свойств предмета, если связь между В. и этими свойствами заранее известна; 4) могут выступить в качестве моделей для других, ненаблюдаемых предметов, аналогичных воспринимаемому в к.-л. отношениях; 5) являются основой для формирования сложных представлений.
Подробнее
Восприятие Философский словарь
- в психологии, совершающееся в субъекте превращение многообразия раздражений в чувственное восприятие. Если процесс понимания протекает в нормальных условиях, то для него действительна тенденция прегнантности (см. Прегнантности правило).
Подробнее
Восприятие Философский словарь
- процесс целостного отражения предметов или предметных ситуаций, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные зоны органов чувств. В. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире, формируется в процессе активной практической деятельности на основе ощущений. В. как целостный образ вещи включает в сферу своего осознания такие стороны чувственного явления, которые оставались скрытыми в ощущениях, прежде всего - предметность, целостность, пространственные и временные характеристики. Физиологической основой В. является условно-рефлекторный процесс, представляющий собой анализ и синтез комплексных раздражителей и отношений между ними. Процесс В. предполагает обнаружение объекта в воспринимаемом поле, различение в этом объекте отдельных признаков и их синтез. В. как вид познания предполагает осмысление, истолкование сенсорных данных. В. составляет первоначальный источник сведений об окружающей действительности. В. человека развивается в процессе его активного практического воздействия на внешний мир, имеет сознательный характер: человек воспринимает предметы, в возникновении и преобразовании которых он принимает непосредственное участие. В. человека отражает мир с помощью специальных приборов, значительно расширяющих сферу воспринимаемых явлений. В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и др. В. Различают также В., адекватное реальности, и иллюзии. Важным условием адекватности В. является его включение в активную практическую деятельность. В. может быть преднамеренным, связанным с постановкой определенной задачи. В данном случае В. выступает как познавательная рецептивная деятельность. Непреднамеренное В. выступает как компонент какой-либо другой деятельности. Основными свойствами В. являются предметность, целостность, константность и категориальность. Важной особенностью В. является его зависимость от прошлого опыта, знаний и индивидуально-психологических различий людей. Т.В. Самущик
Подробнее
Восприятие Философский словарь
- форма чувственного мироотношения и миропостижения. Это чувственное отношение организма со средой; взаимооткрытость "внутреннего" и "внешнего". Как и всякая форма чувственности, В. выделяет внешнюю действительность, фиксирует ее в качестве самостоятельной сферы, находящейся вне организма; устанавливает отношение внутреннего и внешнего, сигнализирует организму о внешней среде; направляет жизнедеятельность организма, регулирует его поведение во внешней среде. В. - целостный чувственный образ предмета, непосредственно воздействующего на субъекта. Выявление генезиса В. оказывается достаточно сложным и неоднозначным. Представители ассоциативной теории В. считают, что В. появляется вслед за ощущениями (сенсорной психикой). Ощущения фиксируют отдельные свойства внешних объектов, а В. оказывается совокупностью (ассоциативной связью) отдельных ощущений. Принципиально иную позицию занимают представители гештальтпсихологии, утверждающие, что В. не сводится к совокупности ощущений, что оно сразу возникает как целостный образ, целостная фигура, выделяемая из фона, и в дальнейшем развитию и изменению уже не поддается. Наличие вариантов не изменяет внутренней целостности (мелодия в любой тональности воспринимается как "та же самая"; три точки, определенным образом расположенные по отношению друг к другу, воспринимаются как треугольник и т. п.). Есть позиция, считающая исходной формой психики нерасчлененную диффузную чувствительность (Б. Г. Ананьев), из нее же вырастают и ощущение, и В. Первичной единицей В. является чувственное впечатление, не сводимое к совокупности ощущений, но и не представляющее собой изначально готовую форму. В. выступает как высший, предельный способ связи со средой уже у рыб и головоногих моллюсков. Вместе с тем перцептивная психика становится основной формой у птиц и млекопитающих. Животные "органически ограничены" (А. Гелен), специализированы, изначально приспособлены к жизни в определенной среде. Тем самым они защищены врожденными механизмами от лавины впечатлений, они воспринимают лишь то, что им витально важно, необходимо биологически для своей жизнедеятельности. Естественный отбор, "мерка вида" и ограничивает, и защищает животных. Многие важнейшие характеристики В. животных являются врожденными, другие - зависят от условий развития организма, от научения и созревания. Вопросам взаимосвязи врожденного и приобретенного в В. животных посвящены работы Я. Дембовского, К. Лоренца, Н. Тинбергена, Р. Шовена, Р. Фантца, многих советских исследователей психики животных (Воцуро, Войтониса, ЛадыгинойКотс). Сложное поведение животных строится именно на основе В. Ряд авторов (Л. В. Крушинский, К. Лоренц, И. П. Павлов, Р. Шовен) предполагают возможность установления животными причинно-следственных связей между предметами. Причем установление этих связей возникает благодаря "восприятию ситуации", выделению целостного ансамбля или гештальта, на базе которого происходит мгновенное решение задачи, "инсайт" (опыт В. Келера с обезьянами). Именно перцептивная психика, В. соотношения вещей в виде предметных ситуаций оказываются основой "интеллекта животных", "элементарной рассудочной деятельности" (Л. В. Крушинский). Уже на этом уровне определяются основополагающие признаки В. как формы психики, его зависимость от жизнедеятельности организма, включенность в В. ожидаемого результата (целесообразность); адекватность образа объекту. Четко выявляется группа свойств, характеризующих именно В. (в отличие от ощущения или представления): целостность, инвариантность, константность, объектная отнесенность, а с другой стороны - вариативность, эмоциональная окрашенность, зависимость от свойств организма. Итак, В. является ведущей формой психики и регулятором жизнедеятельности. Оно формируется по "мерке вида", имеет биологический смысл, способно развиваться и уточняться в процессе жизнедеятельности организма, служит базой "элементарной рассудочной деятельности". В. человека принципиально отличается от его аналога у животных. Человек, в отличие от животных, неспециализирован, органически безоружен (А. Гелен). Неспециализированность, мирооткрытость делают человека, с одной стороны, пластичным, свободным, а с другой - незащищенным. На него обрушивается лавина чувственных впечатлений, фильтры же для выделения витально важных впечатлений развиты слабо. Вместе с тем "потребность в защищенности" - одна из важнейших для человека (Г. Буркхардт). "Бездомному" человеку необходимо создать свою среду в природном мире, упорядочить шквал чувственных впечатлений для успешной жизнедеятельности. Противоречие между принципиальной свободой и потребностью в защищенности становится толчком для создания человеком своего особого мира - мира культуры, "второй природы", уже идеированной (М. Шелер), практически созданной (К. Маркс, А. Гелен и др.). Человек опредмечивает мир, из мира феноменов выделяет предметы. "Предметность" предполагает упорядоченность, создание структуры. Человек, в качестве "меры всех вещей" (Протагор), как бы расставляет всюду свои меты, все определяет с т. зр. значимости для себя ист. зр. смысла. Это оценивающе-упорядочивающее действие (и практическое, и рефлексивное, и даже неосознаваемое) делает мир соразмерным человеку, своим для человека, "сподручным" (М. Хайдеггер). Благодаря опредмечиванию, наличию соответствующего предмета и "очеловеченной природы" возникает и "человечность чувств", человеческое чувство (К. Маркс). В. оказывается процессом вынесения заключения о предмете, чувственным суждением, ответом на вопрос "Что это такое?" (Дж. Брунер), включающим в себя ряд этапов, стадий. В. категоризируется. Мы слышим не просто звук, а скрип телеги, шум самолета, пение птицы, удар топора и т. п., видим не пятна, а особым образом структурированные фигуры, именно предметы. Под категориальностью В. понимается предметность образа, закрепленная перцептивными схемами (Ш. Надирашвили), схемами предметных действий (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, представители теории интериоризации и др.), структурированными системами чувственного суждения (Дж. Брунер), вербальными схемами, т. е. словом (С. Л. Рубинштейн). Скорее всего слово, вербально-логические схемы являются уже вторичным уровнем категоризации, они жестко фиксируют первичную чувственно-деятельную категоризацию, усиливают ее или перестраивают, делают более устойчивой. Поэтому названное воспринимается уже иначе, нежели неназванное (М. Шелер). В. человека видоизменяется под влиянием культуры, общества, эпохи, профессиональной деятельности, образования, целей, задач, индивидуальных установок и т. д. Появляется воспитанная чувственность. "Воспитанное восприятие" определено "меркой предмета". Тем самым чувственность в одном отношении как бы обедняется, сужается сфера чувственного мироотношения (ограничивается многообразие впечатлений), и появляется база для бесчувственного мира (Г. Буркхардт). Но вместе с тем изменяется качество человеческой чувственности. Воспитанное В. можно считать и более богатым по сравнению с В. животных. Если В. животных опосредуется наследственностью (как ведущей стороной) и индивидуальным опытом особи, то у человека В. зависит прежде всего от общественного опыта, от способа жизни, от культуры, от предмета - носителя социального смысла и потребности. Если В. животных фиксируется в нейродинамике мозга, то у человека, кроме того, - в навыках, в языке, что позволяет опыт В. отдельного человека передавать другим людям, всему сообществу. Воспитанное В. человека выступает не только в форме элементарного перцептивного образа, но и в виде синтетического В. и универсального мировое приятия. В. отдельного человека выражает особенности В. социальной группы, общества, народа. Оно включено в единый культурно-смысловой контекст эпохи. Мировосприятие, наряду с мировоззрением и мироощущением, оказывается элементом "духа эпохи" (см. "Дух эпохи"). Это - чувственно-образное суждение о мире, наглядно-чувственная картина мира и человека в нем, способы (каноны, стереотипы) В., присущие людям определенной эпохи, культуры, этноса. Более того, длительное время миропонимание и миропостижение осуществлялись исключительно через мировосприятие (миф и мифологическое мироотношение). Синтетическое В. - интегративный образ, всегда проявляющийся в конкретно-чувственной форме, но строящийся на базе и элементарных перцептивных образов, и рациональных идей, эмоций, с ярко выраженной оценочной ориентацией. Синтетическое В. возникает в определенной сфере отношений (эстетические отношения, этические, политические, научные и т. д.). Примером синтетического В. может служить эстетическое или художественное В. Чувственный образ, запечатленный в произведении искусства является результатом сложной синтетической душевной работы, он переплавляет в себе идеи, эмоции художника, особенности его мировидения, мировоззрения и т. п. Этот образ отличается от обычного элементарного восприятия, но включает последнее в качестве своей основной единицы. (Так, В. Сурикову решение картины "Боярыня Морозова" подсказал образ черной нахохленной вороны на белом снегу.) Ни мировосприятие, ни синтетическое В. не могут существовать помимо индивидуальных элементарных перцептивных образов. Элементарные перцептивные образы человека тоже являются человеческими, воспитанными. Они создавались и перестраивались в культуре, в социуме, в истории. Культурно-историческая и предметная опосредованность В. позволяет иначе выявить его роль в познании, его гносеологическую сущность. Уже в античной философии утверждалось различие между "кажимостью" и "истинностью", между "мнением" и "знанием", "чувством" и "разумом". Чувства относились к сфере неистинного, "темного" мнения, кажимости. Истинное знание сущности дает разум, рациональное знание. Чувства (восприятия, ощущения, представления) субъективны, дают знание единичное, а не общее. Но уже представители эмпиризма (в частности, французские сенсуалисты) с их тезисом: "Все знания - из опыта", - считали чувственные образы базой, основной формой и критерием познания. Наука тогда стала самостоятельной сферой, когда стала опираться на наблюдение и опыт. Верифицируемость - сведение к чувственной наглядности, очевидности - основа науки. Человеческое В. может стать познавательным образом. Оно не просто доставляет чувственный материал сознанию, где рациональное мышление перерабатывает его в знание. В. становится формой познания и знания. Уникальное сочетание непосредственности и опосредованности, единичного и общего, субъективного и объективного в В. делают его незаменимым в познании. Благодаря опосредованности (предметностью, культурой, социумом, практикой...) В. выделяет не столько единичные признаки объекта, а их соотношения; причем В как уже отмечалось, категориально, т. е. сразу относит внешний объект к классу предметов, оформляет чувственные впечатления в предметный образ. Но его непосредственность обеспечивает достоверность и конкретное богатство "этости", в отличие от схематичности рациональной "тойности". В. нельзя назвать ни субъективным, ни объективным, отнести либо к "внутреннему", либо к "внешнему", оно фиксирует именно отношение, и тем самым, через чувственную очевидность, внешний предмет тесно сплетается с внутренним душевным миром человека, предстает как индивидуально прочувствованный "свой предмет". В., включенное в контекст целенаправленной человеческой деятельности, культуры, способно к "мгновенному" обнаружению сущности и ее фиксаций через чувственную интуицию (исследования М. Бунге, К. Р. Мегрелидзе, феноменологов). В процессе научного поиска В. обеспечивает наблюдаемость, позволяет "схватывать" целостную структуру объекта, создает наглядный образ и фиксирует его в качестве цели, помогает регулировать направление научного исследования, преодолевает инертность и схематизм рациональных образов (исследования Э. де Боно), обеспечивает моделирование в наглядной форме непосредственно ненаблюдаемых явлений. Возможности "чувственного суждения" (Дж. Брунер и др.), "визуального мышления" (Р. Арнхейм) связаны с новым статусом "воспитанного восприятия". По отношению к В. человека правомерно применение предиката истинности. Уже не просто адекватность образа объекту, а именно истинность (в виде чувственной очевидности) выступает характеристикой человеческого В. Более того, само В. становится относительным критерием истины в процессе наблюдения и в повседневной жизни. Одна из важнейших особенностей В. связана с тем, что это чувственный образ. М. Хайдеггер сетовал на то, что человеку трудно вырваться из мира предметного наличного сущего, построенного в соответствии с потребностями и значениями человека, в мир единого бытия. Понять свое boga-4990.html">присутствие в бытии - значит обрести целостность и полноту жизни. Бытие же металогично, его нельзя ухватить в понятии. В. тоже организовано предметным способом, тем не менее его непосредственный характер позволяет сквозь слой "предметности" выйти в сферу "вещности" - вести о Бытии. В. играет важную роль в общении, предметной деятельности, в повседневной жизни людей. Воспитанное В. может быть социально-значимым эталоном. Оно сближает природное и социальное, делает культурно-историческое естественным для человека, а природное выводит в сферу социального. В процессе общения - оно способно задавать норму общения в конкретном чувственном образе - В. сближает чувственное и сверхчувственное (например, поступок Сцеволлы или Александра Матросова выступают как символы мужества, героизма). В процессе предметно-практического преобразования мира В. способствует индивидуальному многообразию общественного продукта, его неповторимой уникальности, вариативности. Общие функции чувственности проявляются в человеческом В. особым образом. В. не просто распознает внешнюю действительность, а выявляет ее в качестве предметного мира. В. не просто сигнализирует о биологической пользе или вреде того или иного феномена, а устанавливает значение, более того - смысл предмета. В. направляет человеческую деятельность на основе детерминации культурными, социальными, историческими эталонами и, вместе с тем, индивидуальными мотивами и потребностями. Человеческому В. свойственна еще одна уникальная - кумулятивная - функция; оно способно к развитию, способно к накоплению в себе все более и более глубоких и разнообразных проявлений, внутреннему обогащению. Индивидуальное В. свертывает в себе полноту и многообразие родового, общечеловеческого. А благодаря своему "общеприродному" началу, оно способно выявить "человеческое" и всеобще-бытийное, именно поэтому человек и выступает как микрокосм. Л. А. Мясникова
Подробнее
Восприятие Толковый словарь Ожегова
Форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ
Подробнее
Восприятие Юридический словарь
— отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на систему рецепторов человека.
Подробнее