Тень

Определение и значение слова «Тень» во всех словарях и энциклопедиях. Примеры употребления в повседневной жизни.
Тень » Психологический словарь
(Shadow). Архетип, служащий средоточием материала, подавленного сознанием. Он может включать материал, противоречащий социальным стандартам, так же как и желания, тенденции, воспоминания и опыт, отвергаемый человеком. - это кладезь творческой и инстинктивной энергии, спонтанности и жизненности.
Тень » Психологический словарь
(Shadow; Schatten) - спрятанные или бессознательные аспекты психологической структуры личности, ее негативная сторона, обычно отвергаемая сознательным эго. Сумма всех неприятных личностных качеств."Это как то, чем человек не хотел бы быть" (CW 16, par. 470; ЮПП, пар. 470).Юнг утверждал, что каждый человек имеет свою тень, подобно любой другой материальной субстанции. И эго соотносится с тенью, как свет с мраком, и именно наличие тени делает нас людьми."Каждый носит с собой тень, и чем меньше она подключена к индивидуальной сознательной жизни, тем она темнее и гуще. Если плохое качество осознано, то всегда есть шанс его исправить. Помимо этого, оно находится в постоянном контакте с другими интересами, так что подвержено непрерывной модификации. Но если теневая сторона подавлена и изолирована от сознания, то она никогда не будет исправлена, и постоянно имеется возможность ее внезапного прорыва в самый неподходящий момент. Так что, по всем подсчетам, она создаст бессознательное препятствие, мешая нашим самым благонамеренным побуждениям и порывам. Мы несем в себе свое прошлое, а именно примитивного, низкого человека с его желаниями и эмоциями. Лишь приложив значительные усилия, мы можем освободиться от этой ноши. Если дело доходит до невроза, то мы неизменно сталкиваемся с сильно увеличившейся тенью. И если мы хотим излечить невроз, то нам нужно найти способ сосуществования сознательной личности человека и его тени" (АС. с. 182).До того как бессознательные содержания не дифференцировались, тень составляет, по сути, всю полноту бессознательного. Как правило, она персонифицируется в сновидениях лицами того же пола, что и сновидец. состоит по большей части из вытесненных желаний и грубых побуждений, низменных мотивов, детских фантазий и негодований - всего того относительно своего носителя, чем ему не приходится гордиться. Эти и подобные им непризнанные личностные характеристики очень часто переживаются субъектом посредством механизма проекции, как принадлежащие другим людям."Хотя с помощью инсайта и доброй воли тень способна в некоторой степени быть ассимилированной сознательной личностью, опыт показывает, что существуют определенные черты, которые оказывают наиболее упорное сопротивление моральному контролю и делают невозможным хоть какое-то на них влияние. Эти сопротивления обычно связаны с проекциями, которые не распознаются как таковые, и распознание их становится делом нелегкого морального усилия личности. До тех пор пока черты, специфические для тени, опознаются без особого усилия, как чьи-то личностные качества, любые прозрения и добрая воля будут оставаться тщетными, поскольку сама причина эмоции лежит по другую сторону всех возможных сомнений, а именно в другой личности (CW 9ii, par. 16; А, пар. 16).Реализации тени препятствует персона. В той степени, в какой мы отождествляем себя со светлой и яркой персоной, тень соответственно играет роль тьмы. и персона оказываются в компенсаторной взаимосвязи, и конфликт между ними неизменно вырастает в невротическую вспышку.Общей эффективной техники для ассимиляции тени не существует. Скорее это вопрос такта, и каждый раз он решается индивидуально. Прежде всего следует признать существование тени как таковой, и отнестись к ней серьезно. искоренить невозможно, и единственное, что остается - и к чему, в частности, и направлен анализ, - это прийти к соглашению с тенью."Конфронтация сознания с тенью - вот первое, что необходимо в любой полноценной психотерапии. В конце концов, это должно привести к какому-то союзу, пусть даже союз этот поначалу и выступает в виде открытого конфликта и остается таковым достаточно долго. Это противостояние не может быть отменено рациональным путем. Когда конфликт преднамеренно вытеснен, то продолжает существовать в бессознательном и выражает себя неявным и все более угрожающим образом, так что никакой выгоды здесь не получается. Борьба длится до тех пор, пока "противники" не выдохнутся. Заранее нельзя ничего сказать, чем все это кончится. Единственное, что очевидно - то, что обе стороны изменятся" (CW 14, par. 514; МС, пар. 514).Ответственность за тень лежит на эго. Именно поэтому тень является моральной проблемой. Одно дело - признать, что есть на самом деле и на что мы способны, и совершенно другое - определить для себя, как с этим жить дальше.Другой аспект тени состоит в том, что она не является лишь темным скопищем, населяющим изнанку личности. также состоит из влечений, способностей и положительных моральных качеств, которые либо были когда-то похоронены личностью, либо никогда ею не осознавались."Если бы вытесненные склонности, называемые мной тенью, были только злом, то не возникало бы особых проблем. Но тень - это не что-то целиком скверное, а просто низшее, примитивное, неприспособленное и неудобное. В нее входят и такие низшие качества, детские и примитивные, которые могли бы обновить и украсить человеческое существование, "сего не дано"" ("Психология и религия", АС, с. 183).
Тень » Психологическая энциклопедия
(Schatten) (автор К.Г. Юнг - ) - архетип - . Нечто противоположное тому, что индивид акцентирует в своем сознании. Как несовместимое с избранной сознательной установкой, не допускается к проявлению в реальной жизни, и за счет этого в конечном счете образует достаточно автономную личность. Как правило, это - та часть личности, которая имеет негативные черты и которые человек пытается спрятать и от других, и от самого себя. Принадлежит к области личного бессознательного, но в благоприятных условиях может быть достаточно легко включено в содержание сознания. В снах ""теневой"" персонаж всегда имеет ту же половую принадлежность, что и сам индивид. Осознать ""тень"" - первый шаг индивидуализации - .
Тень » Словарь воровского жаргона
лицо,следящее за пpеступниками
Тень » Словарь символов
Негативное начало, в противоположность положительному и солнечному. У некоторых примитивных племен тень символизирует душу человека, то же - в колдовстве и заговорах. Нужно следить за тем, куда падает тень, чтобы не попасть в тень другого человека.
Тень » Исторический словарь
— евр. цель. упоминается в символической речи Библии в различных значениях. часто является символом спокойствия и покровительства (Ис. 30: 2; 49:2; Ос. 14:8); так, например, говорится о тени (сени) Всевышнего (Пс. 90:1) и т.д. Это слово употребляется также как символ тленности жизни (1 Пар. 29:15; Пс. 101:12; Еккл 6:12). Выражение «тень смертная» обозначает духовное и физическое бедствие и душевное беспокойство (Мат 4:16; Пс. 22:4). Завет закона уподобляется «тени» в противоположность «свету» Нового Завета (Кол. 2:17- Евр 8:5; 10:1).
Тень » Психологический словарь
1. В подходе Юнга – один из архетипов; комплекс недифференцированных чувств, идей, желаний и т.п. – "животных" инстинктов, перешедших в ходе эволюции к Homo sapiens от более низких, более примитивных форм, представлящие негативную сторону личности; "альтер эго".
Тень » Психологический словарь
(Shadow). Архетип в теории Юнга, представляющий собой подавленную темную, животную сторону личности человека.
Тень » Психологический словарь
(SHADOW)Негативная сторона личности - сумма всех неприятных качеств, которые индивид старается скрыть; низшая, недостойная и примитивная часть человеческого естества; 'темная' сторона личности. Юнг подчеркивал, что есть у каждого, все вещественное отбрасывает тень; Я относится к Тени, как свет к сумраку; делает нас людьми. Юнг отдавал должное Фрейду за привлечение внимания современного человечества к этому аспекту нашего существа.Поскольку не может быть искоренена (не стоит и пытаться), то лучшее, на что можно надеяться, - прийти к соглашению с нею. Одна из важных целей юнгианского анализа состоит в том, чтобы помочь пациенту обрести установку неосуждения инстинктивной стороны собственной психики и суметь выявить в ней все ценное, по возможности осознать людей и ситуации, которые, скорее всего, взывают к теневой стороне.
Тень » Философский словарь
- универсалия культуры, возникшая из мифологии абрисов освещенности предметов и из гипотезы об автономной жизни этого абриса. Т. - своего рода знак естественного "языка" натуры, силуэтное означенье вещей и существ. Т. есть атрибут дневного мира и дневной культуры (к-рой противостоит утомительная "пестрота" цивилизации); выражение "ночные Т." является неявной тавтологией. Т., однако, всей семантикой возможного отторжения связана с однородно сумеречным Загробьем и ночной свободой осн. персонажей демонологии. Мировая мифология загробной реальности неизбежно фиксирует его теневую фактуру, причем Т. здесь - не онтологич. мнимость, но осн. способ пост-существования ("мир Т.", "милые Т." - эти и подобные им словосочетания маркируют знаковое и, следовательно, смысловое boga-4990.html">присутствие мира здешнего в нездешнем состоянии и являются не метафорами, а квалификацией инородности). Ранние филос. трактовки Т. связаны с характеристиками повседневной, а не запредельной жизни (от "пещеры Платона" до соловьевского мнения о том, что подлинности этого мира - "только тени... от незримого очами"). В этом акценте Т. стала аргументом в борьбе за ценность трансцендентной реальности (монады, эйдосы, идеи; "духовные деятели" Н. Лосского; "мэон" Н. Минского; ментальные субстраты мистиков; астро-тела антропософов). Т. человека - предмет особой охоты для героев демонич. мира. Черт и бес лишены лица и Т.; последняя является для них формой алиби среди людей и "телесной" легитимизации. Т. для безличной твари (нежити) есть знак личности. Отнятие Т. у человека делает черта хозяином его жизни. Т. используется как маска живого на мертвом. Похищение или торговля Т. по условиям договора с нечистой силой приравнены к купле-продаже души. Душа есть светлая Т. бессмертия; Т. телесная есть неотменяемая память о смерти. Христианство персонифицирует эти векторы судьбы в сторожевых контрагентах всякого человека: ангел белый и ангел черный. Их борьбе за "теневой" приоритет лит-ра придала приключенч. характер (Шамиссо, Шварц). Т. удваивает предмет в реальном пространстве и в завременном существовании; отсюда - тема двойничества: от египет. "ка" (прижизненного двойника человека) и культа близнецов в архаич. культурах до образов расщепленной личности в прозе последних двух веков ("Двойник" Достоевского). Т. как самостоят, существо наделена в мифологии амбивалентными свойствами: Т. на свету неуязвима, ее нельзя убить, подвергнуть порче или прогнать (она есть как бы оглядка предмета или существа на самого себя), но смертная Т. Аида, искусившаяся обратным воплощением в прежнее тело, возвращается в обитель ночи, если нарушено условие, поставленное ее проводнику: не оглядываться на нее в лабиринте выхода. Так вернулась Т. Эвридики в мифе об Орфее, коль скоро, по одному из толкований, попытка вернуть ее к бытию "была самочинным насилием бытия земного над областью трансцендентного" (П. Флоренский). Общим местом стали сравнения быстротечности человеч. жизни с мельканием Т. (у Тютчева: "Вот наша жизнь - Не светлый дым, блестящий при луне, а эта тень, бегущая от дыма..."). Эстетика Т. знает театр Т. и искусство силуэта, вырезанного или закрашенного. Живопись осваивает Т. с открытием прямой перспективы; обратная перспектива фрески и иконы не знает Т. Чист от Т. мир сакральной образности, которая строит свою картину мира в параметрах физики иного и в ангельском пространстве света Фаворского. Т. в живописи эволюционизирует от полупрозрачных абрисов Боттичелли ("Три грации") до утяжеленно-соматич. проработки цветной Т. в опытах импрессионистов. Поэтика Т. работает и на мимикрию реализма: чем абсурднее на полотнах Дали или в супрематич. композициях Малевича изображенные ими сюрреалистич. существа и вещи, тем рельефнее их присутствие свидетельствует тщательно выписанная фактура Т. Виртуозная философия Т. разработана в Др. Китае: инь акцентируется как затененность, что повлияло на эстетику и опыт раннего си-нема в России (С.М. Эйзенштейн). Совр. эстетика Т. недалеко ушла от геометрии плоскостного мира и пытается создать синэстезию Т. (А. Вознесенский) и особую метафорику Т. смыслов, сложно пересекающихся в стиховом пространстве контекста (см. теневую графику в конструкциях постмодерна). Лит.: Минский Н.М. Религия будущего (Философские разговоры). СПб., 1905; Карсавин Л.П. О личности. Каунас, 1929; Дзюнъичироо Танизаки. Похвала Тени / / Восточное обозрение. Б.м., 1939, № 1; Вознесенский А.А. звука. М., 1970; Каган Ю.М. По поводу слова "umbra" - "тень" // Античность и современность. М., 1972; МейерА.А. Философские сочинения. Париж, 1982; Эйзенштейн С.М. Неравнодушная природа // Эйзенштейн С.М. Собр.соч. М., 1964. Т. 3; Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб., 1994; Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994; Лосский Н.0. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. К. Г. Исупов
Тень » Словарь Даля
ж. сень, стень, затинь, застень, южн. зап. холодок; отсутствие прямого, лучистого света, особ. солнечного, перенятого каким-либо предметом, который застеняет, застит, омрачает. На солнце жарко, пойдем в тень, под тень. Тише тени прошел да ч
Тень » Толковый словарь Ожегова
Затемненное, оттененное место на рисунке, картине, изображении